Сделай Сам Свою Работу на 5

вопрос основные модели рыночных структур. Рынок совершенно конкуренции.





Свободная конкуренция означает, что, во-первых, на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что и в каком количестве производить. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и также свободен выход из него. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам. В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле над рыночными ценами.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.

Непрерывное противоборство выступает в качестве силы, направляющей деятельность всех агентов рынка. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления: а) на изменение цен покупателей и продавцов; б) на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ; в) на отклонение рыночной цены от точки равновесия.



Закон конкуренции оказывает на поведение субъектов рынка более сильное воздействие, чем законы спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной «игры» (поведения).

Обязательным условием совершенной конкуренции является наличие большого количества продавцов и покупателей на рынке, отсутствие искусственных ограничений спроса, предложения или цены, равноправный доступ продавцов и покупателей к полной и правильной информации о цене, количестве продукта и спросе на нее, свобода входа и выхода с рынка новых фирм. Препятствием конкуренции при свободных рыночных отношениях является возможность сговора между небольшим числом производителей продукции.



 

18 вопрос. Чистая монополия. Естественная монополия. Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены.

Основные признаки монополии:на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;

контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения; назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов; устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.



Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

1) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

2) границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

5) система регулирования деятельности субъектов монополий;

6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

1)транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

19 вопрос монополистическая конкуренция.Монополистическая конкуренция – это организация рынка, при которой на нем действует большое количество производителей, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.

В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хоти вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем, каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг. Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобное расположение и время работы магазина, гарантийное обслуживание и т. п.

Следует также отметить, что монополистическая конкуренция не возводит больших барьеров для вступления в отрасль, то есть для нее характерна свобода входа и выхода с рынка.

Поскольку фирмы производят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет существенного значения и для начала дела не нужен большой стартовый капитал.

Однако чем сильнее дифференциация товара, тем в большей мере рынок способен удовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей. В таком случае можно утверждать, что с точки зрения общества в целом конкурентная структура обладает и некоторым преимуществом.

20 вопрос. Олигополия. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены. Основоположником теории олигополии является французский экономист Курно.

Существуют два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары, второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако и в том и в другом случае фирмы сознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. Входа на олигополистический рынок новых фирм-конкурентов и выход из него крайне затруднительны.

Возможны самые разные действия конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, вступают в сговор друг с другом относительно цены и объемов производства, превращая отрасль в подобие монополии, или же другая крайность – бороться друг с другом вплоть до полного «уничтожения», то есть вытеснения с рынка одного из конкурентов.

Как правило, олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества. Их ценовая политика зависима друг от друга.

Крайней формой кооперации олигополистов является картель, то есть явный сговор или объединение крупных фирм, функционирующих в одной отрасли, с целью раздела рынков сбыта продукции и проведения единой ценовой политики. Так, в рамках картельного соглашения в разное время производились различные виды товаров, например, легковые автомобили, нефть, кофе. Так как в большинстве стран картельные соглашения запрещены, часто олигополии прибегают к тайному сговору.

Тайный сговор – это негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль..

21 вопрос. Антимонопольное регулирование и законодательствоНикакой другой механизм не может заменить рынок с той же эффективностью. Совершенная конкуренция является регулятором производства, поскольку она обеспечивает выполнение определенных условий. К ограничениям совершенной конкуренции относятся: возможность сговора нескольких фирм относительно цен и объемов производства, ограничение доступа к информации о рынке, препятствия для вступление в отрасль новых фирм, отрицательные экстерналии (или внешние эффекты).

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике.

В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протя­жении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиаль­ных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашния по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен.

.

22 вопрос Рынок факторов производства и его особенности Рынок производственных ресурсов (или факторов производства) – это сфера товарного обращения труда, земли и капитала. На рынке факторов производства, как и на любом другом рынке, действуют законы спроса и предложения. В условиях современной рыночной экономики цены на ресурсы устанавливаются под воздействием спроса и предложения. Особенностью предложения факторов производства на конкурентных рынках является то, что любой фактор производства – это редкое ограниченное благо. В рыночной экономике собственниками и покупателями факторов производства являются соответственно домохозяйства и фирмы.

Рассмотрим особенности рыночного товарооборота производственных ресурсов (факторов производства).

Рынки ресурсов производства – эго рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы (труд, капитал, земля, предпринимательские способности). Способ преобразования факторов производства в готовую продукцию называется технологией производства. Процесс соединения ресурсов наиболее эффективным способом называется оптимизация. Все факторы в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.

Следовательно, спрос на факторы производства определяет объем каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные, сопряженные с ним, ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства дает рынок.

Цены факторов производства устанавливаются на рынках под воздействием спроса и предложения. Проблема ценообразования на экономические ресурсы исключительно важна. Это определяется следующими обстоятельствами:

1) цены на ресурсы – основной фактор, влияющий на денежные доходы их владельцев (зарплату, процент, ренту, предпринимательскую прибыль);

2) цены на ресурсы опосредуют их распределение между различными отраслями и фирмами;

3) от цен на ресурсы зависят издержки производства фирмы-покупателя,
поэтому в стремлении к максимальной прибыли фирмы постоянно должны стараться сокращать свои издержки.

Все это свидетельствует о том, что ценообразование на ресурсы играет важную роль в определении поведения фирмы на рынке

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.