Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационная структура международной компании.





Организационная структура международной компании адаптируются к её международной

миссии и стратегиям. По мере интернационализации компании ее организационная структура развивается. На выбор базисной модели международной компании влияют следующие организационные характеристики: роль зарубежных операций, система принятия решений выработка знаний и их распространение, возможности компании. Помимо организационных характеристик выбор структуры определяется товарной политикой (диверсификацией деятельности).

В зависимости от специализации международной компании управление деятельностью ее зарубежных филиалов строится на следующих принципах:

1.Организация руководства по географическим направлениям бизнеса, или страновой подход. Этот принцип может использоваться компаниями с не диверсифицированным ассортиментом товаров и услуг. В свою очередь географические организациионные структуры делятся на три вида: система региональных центров управления, система пострановых подразделений, комбинированная система.

2. Ориентация на руководство выпуском разнородной проекции в разных странах, или товарный подход. В этом случае маркетинг может сильнее зависеть от типа товара, чем от типа рынка. Такая организация предпочтительна для товаров высоких технологий^



3. Организационная структура в форме матрицы предусматривает неформальную организацию управления', при которой каждый менеджер зарубежного филиала имеет в головной компании трех руководителей:

1)- по линии производства соответствующего вида продукции;

2) по линии управления регионом, в который входит страна расположения предприятия зарубежного филиала международной компании;

3) по линии функционального отдела — финансового, юридического, НИОКР и т.д.

4. Взаимодействие зарубежных предприятий (стратегических бизнес-групп), специализирующихся на однородной продукции, рынком сбыта для которых является весь мир.

5. Глобальные формы управления.

Стратегические альянсы. Стратегическим альянсом называется межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов или структур управления нескольких организаций для совместного выполнения задач.



Справочно. Международные стратегические альянсы создаются в таких отраслях, как производство компьютеров, телекоммуникациях, фармацевтике, автомобилестроении, добывающей промышленности, индустрии развлечений и др. Например, Samsung Electronics формирует стратегические альянсы с другими ведущими мировыми производителями бытовой электроники, программных и аппаратных средств: с компанией Thomson Multimedia (телевизоры, видеомагнитофоны, многофункциональные DVD-плееры), компанией IDC (телефонные системы стандарта CDMA), компанией Microsoft (сети и Windows СЕ) и др.

Преимуществами стратегического альянса является кооперация в НИОКР широкие возможности в расширении обмена технологиями и организации совместных предприятий. Это также дает возможность компенсировать слабые стороны учасников. Недостатками являются/трудности контроля за проведением совместных программ, увеличение сроков принятия решений, риск потери монополии на уникальную технологию и др.

Выделяют следующие виды стратегических альянсов: альянсы горизонтального типа, альянсы вертикального типа, альянсы по дистрибьюции, родственные диверсифицированные альянсы (по товарам-заменителям или взаимодополняющим товарам или услугам), перспективные диверсифицированные альянсы.

Стратегическое планирование в международной компании.

Под стратегическим планированием в фирме понимается процесс определения ее целей и разработки реализующих эти цели стратегий. В процессе стратегического планирования решаются три задачи: формирование миссии; определение целей; разработка стратегии достижения желаемых результатов.



Наиболее сложной проблемой при разработке стратегических планов МНК является вопрос соединения необходимости глубокого и детального знания об особенностях ведения бизнеса на данной национальной территории с требованиями единообразия, присущими глобальной корпоративной стратегии.

Выделяются четыре подхода к построению стратегии МНК:

1) стратегия с расчетом на эффект масштаба, т.е. на сбыт стандартной продукции и услуг по всему миру;

2) рациональный подход к деятельности зарубежных филиалов, когда финансовая поддержка, помощь в НИОКР направляются в первую очередь филиалам, функционирующим наиболее эффективно;

3) предоставление максимальной самостоятельности зарубежным филиалам;

4) использование преимуществ глобализации с широкой диверсификацией ассортимента товаров и услуг.

К основным факторам успеха современной стратегии относятся: лидерство в технологии; репутация компании на мировом рынке; использование эффекта масштаба; своевременное обеспечение информацией; качество продукции; высококвалифицированные менеджеры.

Характерные черты современной стратегии: гибкость инвестиционной политики, размещение зарубежных филиалов вблизи рынков сбыта; признание нововведений ключевым фактором конкурентоспособности; стремление к лидерству на избранных рынках; концентрация усилий на выпуске высококачественной продукции ограниченного ассортимента; широкое использование субпоставок.

Международный менеджер на этапе выхода на новый рынок должен принимать следующие решения:(выбор зарубежных партнеров, выбор формы международного сотрудничества, работка международной маркетинговой стратегии.

При выборе делового партнера рекомендуется использовать объективные стандарты. Чаще всего международные компании выбирают партнера в принимающих странах среди фирм, с которыми имели контакты в течение одного — двух лет. Данные о партнере рекомендуется группировать в следующем порядке: прежняя специализация; данные о компании, включая динамику сбыта, стратегию; степень конкурентоспособности (доля на рынке, спрос, цены, перспективы спроса); ресурсы компании (финансовое положение, применяемая технология, кадры, активы, репутация).

Выбор формы международного сотрудничества (экспорт, совместное предприятие, международный стратегический альянс) зависит от таможенных барьеров, риска капиталовложений, на-правления сотрудничества, рыночной неопределенности и других факторов.

Международная маркетинговая стратегия — общая, реализуемая на уровне всей компании, адаптирующаяся программа выработки соответствия товаров и услуг зарубежным целевым рынкам, формирование товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной политики для удовлетворения потребителей на этих рынках.

Международные стандарты делового поведения. Основные проблемы, связанные с операциями и деятельностью международных компаний, заключаются в следующем: вмешательство ТНК во внутренние дела принимающих стран; требования ТНК на преференциальное отношение; осуществление деятельности не соответствующий законодательству принимающей стороны утаивание ТНК информации о своей деятельности, ограничительная деловая практика; коррупция в экономике и политике.

Справочно. Под ограничительной деловой практикой (далее — ОГП) понимается поведение или действия отдельных фирм и методы хозяйственного взаимодействия группы фирм, которые путем злоупотребления господствующим положением на рынке ограничивают конкуренцию, не допуская или вытесняя с рынка своих конкурентов, серьезно ограничивая или полностью исключая для них возможность проведения конкурентной деятельности. Различают индивидуальную и групповую ограничительную деловую практику.

Под коррупцией понимаются незаконные выплаты должностным лицам в своей стране и за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или более благоприятных условий для бизнеса.

Международные нормы и правила деловой этики вырабатываются десятилетиями. Этичному ведению бизнеса присущи следующие основные черты: соответствие бизнеса своим целям, ответственность бизнеса, подчинение здравому смыслу, действие на принципах элементарной порядочности, уважение правовых норм и стремление избегать противозаконной деятельности.

Американские исследователи выделяют три принципа деловой этики: принцип справедливости; принцип права; принцип утилитаризма (практицизма).

Нормы и ценности могут быть закреплены в специальных кодексах, разработанных ТНК. Помимо учета национальной специфики в вопросах этноса, религии, пола они также охватывают производственные отношения, конкуренцию, взятки, социальную ответственность. В свою очередь этика производственных отношений затрагивает проблемы взаимоотношений (между руководителем и подчиненным, между коллегами, между мужчиной и женщиной) и продвижение по службе.

Контроль за концентрацией капитала. Международные компании в своей деятельности должны учитывать следующие направления законодательства о конкуренции: горизонтальные и вертикальные слияния; соглашения о разделе рынков, фиксировании цен, соглашения об исключительных дилерах, соглашения о патентах, товарных знаках, авторских правах.

Существуют две основные системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская.

Американская система имеет следующие особенности:

• объявление всех монополий противоправными;

• запрет слияний или покупки активов в случае, если это приведет к значительному снижению конкуренции или установлению монополий, запрет перекрестных директоратов;

• различное отношение антимонопольной системы к разным типам слияний (горизонтальным, вертикальным, конгломератным).

Основными антимонопольными законами являются Акт Шермана, Акт Клейтона, Акт о Федеральной торговой комиссии (далее — ФТК) и др. Антитрестовское законодательство США имеет экстерриториальный характер.

Министерство юстиции, а также ФТК имеют ограниченны административные полномочия. Эти ведомства могут реализовывать свою политику главным образом путем судебного преследования монополиста. В США антимонопольные органы уделяют большое внимание профилактике нарушений.

Европейская модель основана на следующих положениях:

• запрет не самой монополии, а злоупотреблений монопольной властью;

· поощрение создания крупных трансъевропейских компаний, способных противостоять конкуренции американских и японских ТНК;

• контроль за концентрацией производства, слияниями поглощениями фирм;

• оценка размеров мирового оборота, оборота в предел ЕС и его географического распределения для определения рамок контроля;

• взаимодействие национального законодательства стран ЕС и общеевропейского законодательства, осуществляемого на основе определенных принципов. В частности, слияние не будет рассматриваться Комиссией ЕС, если каждое из объединяющихся предприятий достигает двух третей своего совокупного оборота в одном и том же государстве-члене.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.