Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация и управление международной компанией





МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Понятие и задачи международного менеджмента. Международный менеджмент — это теория и практика управления организацией (фирмой) во всех формах внешнеэкономических связей.

Задачами международного менеджмента являются формирование и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических и культурных особенностей этих стран.

Основные стратегические решения в этой области следующие:

• заниматься ли внешнеэкономической деятельностью;

• на какой именно внешний рынок выходить;

• когда именно и каким образом организовать выход на избранный внешний рынок, какой стратегии придерживаться;

• какую товарную, ценовую политику проводить, как строить сбытовую, товарораспределительную сеть и как формировать политику продвижения;

• как организовывать соответствующие подразделения и структуры, которые уполномочены проводить работу по освоению и расширению внешнеэкономической деятельности.

Существуют определенные отличия международного менеджмента от национальной модели управления бизнесом. Они проявляются, прежде всего, при управлении персоналом и затрагивают проблемы управленческой культуры, коммуникационных процессов, управления переменами.



Управление отдельными работниками и коллективами опирается на объективное представление о системе ценностей, лежащих в основе поведения. Например, индивидуальность, искренность, эффективность, пунктуальность, успех занимают первое место в западной культуре, в то время как в других им стволится достаточно скромное место. Мирное существование является первостепенной ценностью для восточной культуры и третьестепенной — для западной.

В этой связи могут появляться следующие проблемы: культурные коммуникативные барьеры в сотрудничестве; различия в стилях управления в разных странах различия в постановке проблем и принятия решений; потенциальные конфликты из-за различий в мотивации труда; различия в социально-культурной компетенции и развитии персонала.



Эти проблемы являются предметом изучения мультикультурного менеджмента, изучающего особенности управления бизнесом на стыке культур, причины межкультурных конфликтов и пути их нейтрализации, иерархии в системе ценностей различных деловых культур. Мулыпикулыпурный менеджмент — это совместное с представителями других культур ведение бизнеса, основанное на признании и уважении культурных различий и выстраивании совместно разделяемой системе ценностей.

Деятельность международного менеджера сосредоточена в следующих направлениях:

· оценка внешней среды международного бизнеса для реализации конкурентных преимуществ предприятия;

• разработка стратегии;

• выбор организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы;

• формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и ее подразделений в стране базирования и в странах пребывания.

Международная компания как объект управления. Наряду с термином “международная компания” в экономической литературе используются и сходные понятия, в частности, термины “многонациональная компания”, “транснациональная корпорация”, “глобальная компания” или “интернациональная компания”.

Признаками международной компании является смешанный уставной капитал, ведение внешнеэкономических операций, совместная деятельность с зарубежными партнёрами, наличие собственных филиалов за рубежом.

Многонациональная компания является наиболее жёсткой формой международного сотрудничества, как правило, через механизм акционерного участия. Многонациональная компания (МНК) – холдинговая компания, осуществляющая хозяйственную деятельность на различных национальных рынках и стремящаяся адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.



Такая компания имеет следующие преимущества: реализация общих стратегических целей в рамках группы, снижение издержек за счёт вертикальной интеграции и создании замкнутых технологических цепочек, единой финансовой и налоговой политики, снижение рисков за счёт отраслевой и географической диверсификации, использование единой инфраструктуры, возможность ротации кадров, их профессионального роста.

Справочно. Под транснациональной компанией понимается национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности.

Фирма, контролирующая деятельность других, обычно называется материнской компаний или головной компанией. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчинённости фирмы, находящиеся в сфере влияния головной компании, можно разделить на следующие виды: филиалы, дочерние компании, ассоциированные компании.

Головная компания имеет финансовую либо производственную ориентацию. Она, как правило, осуществляет следующие функции: стратегическое управление, координация хозяйственной деятельности дочерних компаний, координация НИОКР и крупных проектов, финансовый и административный контроль. Дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения) могут специализироваться в сфере промышленности, логистики, тор- ГСБЛН и маркетинга, финансов, НИОКР.

Выделяются следующие принципы, отличающие МНК как форму организации международного бизнеса:

• корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

• ориентация на достижение единых для МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

• наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;

• распределение полномочий и ответственности между отделениями, расположенными в разных странах;

· бессрочный характер существования.

Выделяются три типовые структуры управления МНК, которрые различаются по степени взаимодействия между головной компанией и дочерними предприятиями: финансовая группа; конгломерат; концерн.

Материнская компания группы в варианте финансовая группа отслеживает, главным образом, финансовое состояние дочерних предприятий и контролирует распределение денежных потоков (финансовая холдинговая компания). Эта структура не применима в капиталоемких и высокотехнологичных отраслях.

В структуре конгломерат головная компания МНК играет следующую роль:

• предоставляет национальным дочерним компаниям единообразные плановые системы и процедуры, что обеспечивает единый механизм принятия решений для всей МНК;

• снабжает менеджеров дочерних компаний информацией о новых продуктах и новых технологиях производства;

• предоставляет поддержку в распространении делового опыта МНК и ее продуктов от одного национального дочернего предприятия другому;

• предлагает консультации, техническую поддержку;

• предоставляет информацию о тенденциях и структурных сдвигах в мировой торговле.

В основу определения структуры “концерн” могут быть положены принципы единства и собственности и управления: наличие контроля в процессе принятия решений со стороны головной компании; осуществление единой политики в рамках предприятия в целом. Деятельность национальных дочерних компаний координируется на глобальном уровне, в том числе с помощью инструкций и директив. Планы дочерних компаний рассматриваются как часть глобально интегрированной системы. При этой структуре управления МНК оказывается в состоянии отслеживать внешнюю среду на глобальном уровне. МНК со структурой “концерн” способна сконцентрировать все свои ресурсы на завоевании выбранных ресурсов.

Современные МНК, как правило, представляют собой интегрированные структуры, организованные по иерархическому принципу. В то же время роль головной компании может выподнять не одна компания, а ядро из нескольких фирм. Такая организация характерна для японских финансово-промышленных групп.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.