Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Малые прозаические жанры позднего средневековья: к проблеме формирования жанра новеллы.





ТЕМА 2. «БЕОВУЛЬФ»: ГЕРОЙ-ВОИН В СТРУКТУРЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Контрольные вопросы:

1. Структура образа эпического героя. Традиционные эпические и фольклорные мотивы как основа для создания образа Беовульфа:

n эпические достоинства Беовульфа;

n “биография” героя (юность, становление героического характера, испытания, подвиги, гибель);

n мифологические мотивы, связанные с интерпретацией образа героя;

n тема тождественности героя и народа (сила героя; гибель героя).

n языческие и христианские черты в образе Беовульфа.

2.Беовульф в системе персонажей поэмы. Эпические “роли” Беовульфа: воин и монарх.

3.Задача создания образа героя-богатыря и композиция поэмы. Тематическая структура “Беовульфа”: поединок, встречи, проводы, восхваление героя, пир и т. д.

4.Роль “вставных” эпизодов:

n рассказ о Скильде Скильдинге и основании династии датских королей;

n ссора на пиру у Хродгара;

n песнь скопа (эпического певца) на пиру;

n легенда об Ингельде и о войне датчан и геадобардов и т.д.

Список текстов и литературы

Тексты:

1. Беовульф. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Москва., 1975 (серия “Библиотека всемирной литературы”); перевод В.Г.Тихомирова.



Литература:

1. Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов. Вступительная статья. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Москва., 1975

2. Мельникова Е.А. Меч и лира. М., 1987

3. Смирницкая О. Поэтическое искусство англосаксов. // Древнеанглийская поэзия. Москва., 1982

4. Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994, стр. 222-233

 

Тема 3. основные темы древнегерманского эпическ0го сказания ("Старшая Эдда", “Песнь о Нибелунгах”)

Контрольные вопросы:

1. Эпоха создания героического эпоса.

2. Основные темы и мотивы песен (тема чести, тема мести, тема судьбы).

3. Основные сюжетообразующие элементы, определяющие отбор художественного материала, композиционных структур, системы персонажей.

4. Элементы рыцарской культуры в "Песни о Нибелунгах" и их влияние на трактовку основных эпических тем.

5. Трактовка основных персонажей сказания о Нибелунгах (Атли/Этцель; Гуннар, Гудрун/Кримхильда, Брюнхильд(а) и т.д.)

 

 

Список текстов и литературы:



Тексты:

Старшая Эдда (Отрывок песни о Сигурде, Первая песнь о Гудрун, Втора песнь о Гудрун, Третья песнь о Гудрун, Краткая песнь о Сигурде, Поездка Брюнхильд в Хель, Гренландская песнь об Атли, Гренландские речи Атли)

Песнь о Нибелунгах (по любому изданию)

Литература:

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М. 1968

Гуревич А.Я. “Пространственно-временной континуум “Песни о нибелунгах” // Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990

 

 

Тема 4: Куртуазная поэзия: генезис и трансформация

 

Контрольные вопросы:

 

1. Основные этапы развития куртуазной поэзии: поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров. Понятие «лирики» куртуазная поэзия.

2. «Кансона» как главный жанр средневековой любовной лирики. Строфика и топика. Развитие любовной темы в любовной песне.

3. «Куртуазный универсум» и его основные категории в поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров (сравнительный анализ).

4. Концепция Любви в поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров (сравнительный анализ). Основные мотивы описания любовного чувства.

5. Образ Прекрасной Дамы и его трансформация.

6. Система жанров поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров (сравнительный анализ).

7. Анализ стихотворений:

Гильем Аквитанский «Дано мне счастьем обладать»

Серкамон «Ненастью наступил черед»

Бернарт де Вендадорн «Коль не от сердца песнь идет»

Кретьен де Труа «К Любви, что волю всю взяла».

Ги дек Куси «Столь сладок голос соловья лесного»

Тибо Шампанский «Я стражду как единорог»



Генрих фон Фельдеке «Ликованье в мире снова»

Вальтер фон дер Фогельвейде «Любовь − что значит это слово?», «О, Госпожа, сердиться не надо».

 

Тексты

1. Трубадуры − Гильем Аквитанский, Маркабрюн, Бертран де Борн, Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель.

2. Труверы − Кретьен де Труа, Ги де Куси, Тибо Шампанский.

3. Миннезингеры − Генрих фон Фельдеке, Гартман фон Ауэ, Вольфрам де Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде.

 

Литература.

Словарь средневековой культуры; под общ. ред. А. Я. Гуревича ; редкол.: М. Л. Андреев [и др.]. - М. : РОССПЭН, 2007

Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М. 1975.

Зюмтор П. глава «Большая куртуазная песнь» в : Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. М. 2001. Стр. 192-249

 

 

Тема 5. Поэзия вагантов

 

1. Ваганты как социальное явление. Эпоха и формы существования (орден вагантов). Причины заката поэзии вагантов.

2. Источники поэзии вагантов:

- античная и христианская традиция (Овидий, «Песнь Песней»):

- варварский фольклор;

- школьная традиция.

3. Проблема авторства.

4. Основные темы и мотивы поэзии вагантов. Пародия и сатира.

5. Анализ стихотворений:

Архипиита Кельнский «Исповедь».

Вальтер Шатильонский «Обличение Рима».

«Всепьянейшая литургия»

 

 

Тексты

Поэзия вагантов. Пер. М.Л.Гаспарова

 

Литература.

Гаспаров М.Л.Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. Наука. М. 1975.

Г. К. Косиков, СРЕДНИЕ ВЕКА И РЕНЕССАНС. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000—2000: Учеб. пособие / Л. Г. Андреев, Г. К. Косиков, Н. Т. Пахсарьян и др. — М., [2009]. — С. 8-39.

Тема 6. «Исповедь» Блаженного Августина и «История моих бедствий» Петра Абеляра: индивидуальность и личность в средневековом мире (к проблеме жанра автобиографии).

Контрольные вопросы:

1. Автобиографическая канва и ее роль в произведениях Августина и Абеляра.

2. Автор и герой: проблема художественной дистанции.

3. Августин и античное наследие. Жанровый синтез на границе античности и средневековья: латинская гимнография, псалмы и молитвы; исповедь, покаяние, проповедь, комментарий, философский трактат.

4. Жанровое своеобразие “Истории...” Абеляра: “утешительное послание”, трактат, проповедь, исповедь?

5. Человек “внутренний” и человек “внешний” по Августину и Абеляру (к проблеме соотношения понятий “личность” и “индивидуальность”).

6. Слово риторическое и слово безыскусное в “Исповеди” и “Истории моих бедствий”.

 

Список текстов и литературы

Тексты:

1. Августин. Исповедь // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991, пер. М.Е.Сергеенко (см. там же Послания Элоизы к Абеляру).

2. Абеляр П. История моих бедствий // Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959, пер. В.А.Соколова.

Литература.

1. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991, пер. М.Е.Сергеенко.

2. Баткин Л.М. Ради чего Абеляр написал свою автобиографию?// Мировое древо, М., 1994, № 3, с. 25-58

3. Багге Сверре. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм. // Мировое древо, М., 1994, № 3, с. 58-80

4. Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже веков. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989., с. 229-276

Тема 7: Традиционная схема средневекового рыцарского романа и ее трансформация в романе Вольфрама фон Эшенбаха “Парцифаль”

Контрольные вопросы:

 

1. Рыцарский роман: сюжетно-композиционная структура (по романам Кретьена де Труа):

n двухчастная структура романа

n авантюра - как важнейший компонент композиционной структуры

n роль пространства в романе

n повторяющиеся темы и мотивы

n система персонажей и принципы ее функционирования

2. Трансформация традиционной схемы в “Парцифале”:

n две части - два героя - два “поколения” рыцарей;

n трансформация традиционного героя-рыцаря: роль “биографии” героя;

n тема поисков Грааля и эволюция героя;

n тема пути и дороги в романе;

n рыцарский кодекс и его осмысление в романе;

n система персонажей.

 

Список текстов и литературы;

 

Тексты

Кретьен де Труа. Эрек и Энида или Ивейн, или Рыцарь со Львом.

Вольфрама фон Эшенбах. “Парцифаль”

 

 

Литература

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с.

Д.Л.Чавчанидзе. Два романа штауфенской классики // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994

 

Тема 8. Малые прозаические жанры позднего средневековья: к проблеме формирования жанра новеллы.

Контрольные вопросы.

1. Генезис новеллы (латинская басня, анекдоты, восточная сказка).

2. Жанр “exempla” и его роль в становлении европейской новеллы:

- образцы разных жанров в "Римских деяниях";

- структура примеров.

3. Фаблио как предновеллистические образования:

− сюжетно-композиционная структура;

− однособытийность;

− наличие выраженного “поворотного пункта”;

− основные темы и мотивы фаблио.

4. “Нарративная формула” новеллы.

Список текстов и литературы

Тексты.

Римские деяния. // Средневековые латинские новеллы. М., 1980

Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971

 

Литература.

Полякова С.В. Из истории средневековой новеллы XIII в. // Средневековые латинские новеллы. М., 1980

Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть. Фаблио и вопросы специфики средневековой сатиры и пародии. М., 1986

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы М., 1983

Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994

Евдокимова Л.В. Системные отношения между жанрами средневековой французской литературы XIII-XV вв. и жанровые номинации. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.