Сделай Сам Свою Работу на 5

Объект исследования - профессиональное самопрогнозирование будущего педагога.





САМОНАБЛЮДЕНИЕ

метод самопознания, при к-ром объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. складывается в ходе психич. развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и внесмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутр. форм психич. деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (к овладению собственным поведением, по Л. С. Выготскому).
С. - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психол. особенностями наблюдающего, в первую очередь - его самооценкой. Это накладывает существ, ограничения на достоверность подобного наблюдения. С. никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить нек-рый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиб. приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психол. защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих побуждений и поступков.
Метод, проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психол. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.



Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в эксперим. психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психол. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях. С др. стороны, С., проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитич. установке, позволяющей непосредственно постигать психол. реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания - ощущений, представлений, чувств и их атрибутов - интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».
Коренному пересмотру положения «аналитич. интроспекции» подверглись в гешталетпсихологии, согласно к-рой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в требующей спец. истолкования форме.
Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, к-рые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для достижения большей объективности последнего необходимы знания о психол. закономерностях становления и функционирования личности.



Самопрогнозирование -- Важнейшей проблемой психологии и педагогики является развитие и реализация творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. Такое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится развитие прогностических способностей. Их изучение может быть очень значимо в различных областях деятельности человека, так как в современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее и, следовательно, влиять на социальные процессы становится одним из самых ценных качеств молодого специалиста.



Проблеме прогнозирования в отечественной науке уделяется большое внимание. В психологии прогнозирование проанализировано с разных позиций: как психический процесс (П.К. Анохин, A.B. Брушлинский, JI.B. Кру-шинский, В.М. Русалов), как деятельность (Дж. Брунер, Г.Е. Журавлев, Б.Ф. Ломов, E.H. Сурков, И.М. Фейгенберг), как способность (J1.A. Регуш, С.Л. Рубинштейн).

Способность к прогнозированию дает человеку возможность на вероятностной основе предвидеть результаты собственной деятельности, деятельности других людей и события. На основе прогнозирования строится тактика поведения в настоящий момент, выбираются адекватные способы деятельности. Предвидение возможной степени достижений какой-либо цели при определенном способе действий составляет содержание процесса прогнозирования как одного из важных этапов и функций управления.

Способности человека строить прогнозы в отношении педагогической деятельности привлекают внимание многих ученых, так как от достоверности прогнозов педагога зависит эффективность его профессиональной деятельности, качество обучения и воспитания подрастающего поколения

К сожалению, проблема самопрогнозирования в целом и профессионального самопрогнозирования личности педагога, в том числе и на этапе профессиональной подготовки специалиста, пока не нашла должного отражения в педагогической психологии, тогда как именно профессиональное самопрогнозирование личности позволяет:

- определить пути достижения профессиональных целей, учитывая вероятностный характер будущего;

- придать завершенность и стройность профессиональному развитию личности;

- выявить и скорректировать соответствие психической организации студента с требованиями педагогической деятельности, преследовать цель обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, профессионально важных для будущего вида деятельности.

Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего. В сочетании с самопознанием самопрогнозирование позволяет определить перспективы личностного развития, выступает в качестве механизма саморазвития.

Профессиональное самопрогнозирование личности отражает особенности процесса выбора, определения будущей профессии, а также развитие комплекса профессионально важных качеств, то есть процесс формирования профессионала. Главная функция профессионального самопрогнозирования личности - управленческая, так как основная его задача состоит в сознательном, планомерном и обоснованном выявлении и учете личностных и профессиональных потенций, вызванных развитием.

Знание особенностей профессионального самопрогнозирования будущего педагога позволит осуществить индивидуальный подход к студентам и помочь им более четко определиться в своем профессиональном будущем.

Способность к профессиональному самопрогнозированию начинает формироваться на этапе выбора профессии. Большое влияние на развитие данной способности оказывает этап профессиональной подготовки, так как

студенческий "возраст является благоприятным для формирования способно-«

Сти прогнозирования (М.Ю. Краева, Л.В. Лежнина, И.Ю. Махова, Л.А. Ре-гуш, Е.К. Черанева).

В силу вышеизложенного изучение особенностей профессионального самопрогнозирования и условий его развития представляется нам актуальным.

В соответствии с этим была сформулирована цель настоящего исследования - на основе теоретического и экспериментального анализа охарактеризовать психологические особенности профессионального самопрогнозирования личности будущего педагога.

Объект исследования - профессиональное самопрогнозирование будущего педагога.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.