Сделай Сам Свою Работу на 5

Дивидендная политика корпорации





Понятие дивидендной политики корпорации. Характеристика факторов, влияющих на дивидендную политику. Типы дивидендной политики: консервативная, умеренная (компромиссная), агрессивная.

Показателем эффективности и перспективы дальнейшего развития АО зависят не только от размера прибыли, но и эффективности ее распределения по направлениям деятельности.

 

Одним из таких направлений является распределение чистой прибыли в виде дивидендов акционерам как собственникам АО.

 

Появляется необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики.

 

Дивидендная политика – процесс оптимизации пропорций распределения прибыли на потребляемую акционерами и капитализируемую с целью роста рыночной стоимости компании.

 

Процесс дивидендной политики включает несколько этапов:

 

1. Оценка факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.

 

2. Выработка типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей стратегией развития АО.

 

3. Оценка эффективности дивидендной политики и ее коррекция по результатам оценки.



 

Существуют 2 группы факторов, влияющих на дивидендную политику:

 

1. Факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (разработка новых инвестиционных проектов; необходимость платежей по кредитам; необходимость увеличения капитала для оказания противодействия враждебному поглощению со стороны конкурентов и т.д.)

 

2. Факторы, характеризующие возможность предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники (способность предприятия увеличить объем прибыли за счет реструктуризации производства, снижение стоимости продукции, сокращение непроизводственных затрат; достаточность резервов, сформированных в предшествующем году; стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; стоимость дополнительного привлеченного заемного капитала в различных формах – банковский кредит, облигационный заем, лизинговые схемы, вексельные схемы, товарные кредиты).

 

Возможность привлечения внешних источников финансирования в виде заемного и акционерного капитала, зависят от:



 

1) конъюнктуры финансового рынка;

 

2) финансового состояния самого предприятия-эмитента;

 

3) восприятие самого предприятия как эмитента или заемщика со стороны других участников рынка.

 

Будущее решение в области дивидендной политики формируется под влиянием прежней кредитной и дивидендной истории АО.

 

Дивидендная история – условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры, динамика выплаты дивидендов и прецеденты нарушения прав акционеров со стороны эмитента на протяжении периода существования АО.

 

Краткая характеристика основных теорий дивидендной политики:

 

Формирование дивидендной политики связано со существованием нескольких теорий влияния размера выплаченных дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров:

 

Теория Модильяни-Миллера: утверждает, что дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ( не в текущем периоде, не в перспективе), так как эти параметры, по мнению авторов, зависят от суммы всей сформировавшейся прибыли, а не только ее распределенной части.

 

В практической деятельности эта теория не применима, так как она может действовать при наличии ограничений, которые в реальности отсутствуют ( отсутствие налогообложения; на рынке действует справедливая цена на акции, а сам рынок действует в условиях определенности).

 

Теория «предпочтительности дивидендов».



 

Ее авторы - Гордон и Линт(н)ер - утверждают, что дивиденды имеют меньшую степень риска, чем доход от прироста капитала, поэтому компания должна устанавливать высокий коэффициент выплат дивидендов и предлагать высокий коэффициент дивиденда на акцию, чтобы минимизировать стоимость своего капитала.

 

Каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.

 

Теория минимизации дивидендов (теория налоговой дифференциации).

 

Ее авторы - Литценбергер и Рамасвами. В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников.

 

Эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

 

Сигнальная теория дивидендов (теория сигнализирования)

 

Рассматривает выплату дивидендов и их уровень, как важный фактор влияния на рыночную стоимость акций.

 

Текущая стоимость акций зависит от величины ранее выплаченных дивидендов и их прогноза на будущий период. Рост дивидендных выплат ведет к увеличению расчетной цены акции при покупке, а это влечет за собой увеличение рыночной цены, что приносит дополнительный доход акционерам.

 

Выплата солидных дивидендов, как бы подает сигнал рынку, что компания находится на подъеме, но это теория применима, если рынок информационно прозрачен и передает сигналы большому количеству участников с минимальными издержками.

 

Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (теория эффекта клиентуры).

 

В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании и состав акционеров станет однородным.

 

С нашей точки зрения, наиболее интересна и применима на практике “сигнальная теория дивидендов”, несмотря на требование возможно большей информационной прозрачности рынка. Возможности использования данной теории существуют даже на информационно закрытом рынке в том случае, если компания стремится стать прозрачной для инвесторов и регулярно выдает информацию о различных сторонах своей деятельности, в том числе и выплате дивидендов или капитализации прибыли. Учитывая то, что большинство предприятий находится в тяжелейшем финансовом состоянии и т.н. “дивидендная история” у большинства из них отсутствует, эмитент, регулярно производящий даже небольшие выплаты, может обеспечить себе хорошие перспективы привлечения капитала в будущем.

 

Существует 3 типа дивидендной политики:

- консервативная;

- умеренная;

- агрессивная.

 

Консервативная политика. Дивиденды выплачиваются в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов. Проведение консервативной политики возможно в двух вариантах:

 

- начисление дивидендов по остаточному признаку. В этом случае, начисление дивидендов происходит после того, как за счет прибыли сформирован объем собственных средств, достаточный для развития компании в предстоящем периоде.

 

Преимущества: обеспечение высоких темпов развития АО и повышение её платежеспособности.

 

Недостатки: нестабильность размера дивидендных выплат, который зависит не только от размера полученной прибыли, но и от планов развития компании и это может отпугнуть некоторых инвесторов.

 

- поддержание стабильного соотношения дивидендных выплат и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на основе долговременных нормативов распределения прибыли на потребленную и капитализационную части.

 

Преимущества: повышается степень предсказуемости дивидендных выплат.

 

Недостатки: при необходимости наращивания капитала затрудняется рост компании.

 

Умеренная политика.

Компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и потребности предприятия в наращивании капитала.

 

Здесь тоже возможны два варианта осуществления:

 

- выплата постоянных сумм дивидендов. Преимущества: облегчает прогноз стоимости акций компании и доходов инвесторов. Недостатки: при отсутствии прибыли компания может нанести ущерб эмитенту. При росте прибыли может быть недовольство акционеров.

 

- выплата стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определённых условиях позволяет гарантировать акционерам заранее известный минимальный уровень дохода и поощрять собственников в случае успешной работы компании, но в случае, если нет необходимости расширения предприятия.

 

Агрессивная политика.

Предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении компании разместить новую эмиссию среди этой категории инвесторов. С учетом того, что ни одна компания не может длительное время осуществлять агрессивную дивидендную политику, надо иметь ввиду, что резкое снижение дивидендов может неблагоприятно отразиться на рыночной стоимости акций, сигнализируя рынку об ухудшении показателей компании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.