Корпоративные финансы как экономическая категория
Экономическая природа корпорации: ее сущность и признаки
Сущность и признаки корпорации. Цели объединения в корпоративные структуры. Пути формирования корпорации. Преимущества и недостатки корпоративного объединения. Отличи-тельные особенности корпорации.
Экономическая сущность корпорации, ее отличительные особенности.
Основные идентификационные признаки, позволяющие раскрыть сущность понятия корпорации:
1) Корпорация как юридическое лицо;
2) Корпорация как синоним акционерного общества;
3) Корпорация как искусственное образование;
4) Корпорация существует на основе договорной теории или теории контрактов.
5) Корпорация существует на основе широкого подхода к целям деловой организации.
Корпорация – это (1) объединение юридических лиц хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурированную группу членов-участников, (2) вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения (3) по поводу формирования и использования акционерной собственности для (4) достижения желаемого результата, как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия.
Цели объёдинения в корпоративные структуры:
Повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;
Перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;
Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на него.
Проведение технического перевооружения на инновационной основе.
Вхождение в интернациональный бизнес и на международные рынки.
Получение определённых преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка.
Получение разнообразной маркетинговой, консалтинговой и другой помощи.
Пути создания корпораций, преимущества и недостатки объединения.
Пути создания:
По инициативе государства;
- Преобразование государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации;
- Создание новых АО или государственных корпораций со 100% государственной собственностью.
Создание корпорации заново «с нуля».
Преимущества объединения:
Концентрация средств, недосягаемая для индивидуальных владельцев, которая позволяет расширить возможности производства продукции и долю на рынке.
Снижение удельных затрат на единицу продукции или экономия на затратах как результат масштаба производства.
Распределение рисков и ответственности между участниками, что снижает возможные потери каждого.
Недостатки объединения: потеря финансовой, а иногда и производственной самостоятельности и независимости при объединении компании.
Отличительные особенности корпорации:
1. Независимое существование корпорации от собственников означает, что корпорация как самостоятельное юридическое лицо владеет имуществом и распоряжается результатами своей деятельности. Акционеры или участники корпорации являются собственниками акций, но не имущества. Акционеры и корпорация взаимосвязаны, так как акция даёт право получения доходов, участие в управлении и на часть имущества корпорации при её ликвидации. Акция отражает обязательственные права. Акционер не отвечает по долгам а.о. Ответственность акционера ограничена и его потери не могут быть больше, чем он вложил в покупку акций.
2. Особый характер перехода собственности проявляется через продажу акций. Акция может переходить от одного к другому владельцу, но само а.о. не прекращает своего существования, происходит лишь переход доли или пая в стоимостном выражении, а не в натуральном. Так как акция отражает стоимость капитала а.о. приходящегося на 1 акцию. Особенность передачи собственности в РФ зависят от типа а.о. в ОАО – нет ограничений на передачу акции внешним инверсорам. В ЗАО существует особый порядок. Акции предлагаются акционерам ЗАО, во вторую очередь самому ЗАО, в третью внешним инвесторам. При этом отказ ЗАО выкупить собственные акции оформляется выпиской о собрании акционеров.
3. Отделение собственности от управления. В корпорациях, особенно в крупных собственники не в состоянии осуществлять оперативное управление. Поэтому они передают права на управление наёмным менеджерам, которые представляют их интересы как внутри общества, так и во внешних учреждениях. Поскольку менеджеры не всегда используют свои полномочия в интересах акционеров, со стороны общества необходим контроль за их деятельностью. Контроль осуществляется с помощью 3-ёх звеньев:
- Общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Исполнительный орган.
Корпоративные финансы как экономическая категория
Корпоративные финансы как экономическая категория. Субъекты корпоративных финан-совых отношений, характеристика их экономических интересов. Внутрифирменные и внефир-менные участники корпоративных финансовых отношений. Объекты корпоративных финансо-вых отношений. Содержание отношений: финансирование и инвестирование. Двойственная природа корпорации, обусловленная ее присутствием на товарном и финансовом рынках.
Корпоративные финансы как экономическая категория.
Корпоративные финансы в зарубежной практике – система объективных закономерностей и правил, определяющих взаимоотношения между всеми участниками финансовых рынков, в основе которых лежит рыночная стоимость акций.
Корпоративные финансы с точки зрения кафедры ЦБКФИ – совокупность экономических отношений между различными группами участников по поводу формирования и использования собственности, опосредованной движением стоимости ценных бумаг.
Участники или субъекты отношений в корпорациях:
- Внутрифирменные – работники, акционеры, менеджеры, топ-менеджеры.
- Внефирменные участники корпорации – кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы, финансовые институты, дочерние и зависимые общества.
Все они вступают в определенные корпоративные отношения как внутри корпорации, так и вне её. Область корп. Отношений шире, чем финансовых, так как в сферу корп. отношений входят такие заинтересованные лица, которые непосредственно не являются участниками корпорации:
1. Население той территории, где функционирует корпорация. Здесь корп. Реализует свои товары и услуги. Население их покупает и в праве ожидать от корпорации участия в местных проблем.
2. Общество в целом, корпорации оказывает влияние на общество в международном и национальном масштабе и поэтому общество в целом ждёт участия корпорации в решении проблем национального и международного масштабов.
Внутрифирменные отношения:
- корпорации – акционеры;
- корпорации – менеджеры;
- корпорации – сотрудники;
- менеджеры – работники;
- акционеры – менеджеры;
- акционеры – работники.
Акционеры обеспечивают само существование корпорации, являются поставщиками акционерного капитала, среди них могут быть:
- Юридические и физические лица;
- Внутренние и внешние акционеры;
- Резиденты и нерезиденты;
- Крупные и мелкие акционеры;
- Частные акционеры и само государство.
У всех этих групп может быть разное отношение к развитию корпорации, но все они акционеры одной и той же корпорации и цель их – приращение вложений, а так же повышение ликвидности акций.
Наёмные работники – предоставляют корпорации свою способность к труду, принадлежащие им навыки и умения и поэтому заинтересованные в удовлетворении своих и своей семьи потребностей: Справедливая и своевременная оплата труда; возможность получения материального вознаграждения за качество труда; обеспечении социального пакета; финансовая безопасность труда.
Менеджеры, топ-менеджеры. Как правило, испытывают потребность в самовыражении и увеличение своего социального статуса. Поскольку в корпорации сконцентрированы значительные материальные и финансовые ресурсы, которые высший менеджмент контролирует, увеличение подконтрольных финансовых активов ведёт к увеличению подконтрольных финансовых активов, а это ведёт к увеличению их заработной платы, статуса, власти.
Внефирменные участники корпорации – кредиторы, поставщики и покупатели, государственные органы, финансовые институты, дочерние и зависимые общества.
Кредиторы. К ним относятся юридические и физические лица, которые предоставляют корпорации денежные средства на условиях платности, срочности, возвратности. Могут быть банки, выдавшие кредит или владельцы облигаций, если корпорации разместила облигационный займ. Их финансовый интерес – полный и своевременный возврат суммы долга, получение дохода в виде процентов.
Поставщики и покупатели. С ними у корпорации возникают отношение делового сотрудничества по поводу поставок сырья, материалов, оказание транспортных услуг, реализация собственных продуктов. При этом, если сотрудничество постоянное, то поставщики и покупатели становятся нефинансовыми инвесторами. Их денежные ресурсы могут находится в пользовании корпорации без прямых инвестиций, а через отсрочку платежей, предоплату, использование вексельных, бартерных, взаимозачётных схем. И т.д. Интерес – стабильность партнёрских отношений и присутствие на определённой доле товарного рынка.
Государственные органы и органы муниципальной власти. Как в национальном масштабе, так и на территориях прямо заинтересованы в успешной работе корпораций, так как это связано с решениями проблем занятости населения, повышения налоговой базы, возможностью участия государства в наиболее перспективных отраслях через владение пакетов акций. Мотивация государства – соблюдение законодательства, своевременная и полная уплата налогов, эффективное управление государственной собственностью.
Финансовые институты. К ним относятся страховые компании, акционерные инвестиционные фонды, государственные, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг. У корпорации с ними возникают разнообразные системы отношений, связанных с обслуживанием финансовой стороны её деятельности:
- Страхование производства и ответственности сотрудников, их социального и пенсионного обеспечения;
- Возможность размещения свободных денежных средств в формы коллективного инвестирования;
- Выхода корпорации на фондовой рынок и поддержание эффективного присутствия на нём.
Финансовый интерес взаимный.
Дочерние (50%+1 до 70%) и зависимые структуры (>20%). Интерес у головной компании – повышение степени концентрирования финансовых потоков и ограничение финансовой самостоятельности дочерних и зависимых подразделений. У последних цель прямопротивоположная.
Внефирменные отношения - отношения делового сотрудничества с поставщиками, покупателями, дочерними, зависимыми обществами. Отношения с внешней средой корпорации:
- Кредиторами;
- Финансовыми институтами;
- Государственной властью.
Объект отношений в корпорации – фонды денежных средств и финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения обязательств корпорации по осуществлению затрат на расширенное воспроизводство и реализацию социальной, экономической и финансовых целей корпорации.
Содержание отношений – формирование и использование финансовых ресурсов, опосредованных движением собственности.
Двойственное содержание корпоративных финансовых отношений.
Корпорация одновременно присутствует на двух рынках: финансовом и товарном. Корпорация производит конкретные товары и услуги и занимает определённую ниши на товарном рынке, чем выше качество товаров и услуг, их конкурентоспособность, тем больше доходов получит корпорация, и тем выше будет стоимость её активов. С другой стороны корпорация поставляет собственный товар и для финансового рынка, выпуская эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги, размещает их на рынке и присутствует на нём, поддерживая инвестиционные качества ценных бумаг. Таким образом, двойственная природа самой корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.
Взаимосвязь корпорации на товарном и финансовых рынках состоит в следующем:
1) Чем сильнее позиции корпорации на товарном рынке, тем более обеспечены её ЦБ и более привлекательны для инвесторов.
2) Если ЦБ корпорации интересны инвесторам, то тем более вероятны возможности у корпорации – размещение новых эмиссий, что позволяет корпорации мобилизовать финансовые ресурсы для своего развития и в конечном счёте усилить свои позиции на товарном рынке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|