Сделай Сам Свою Работу на 5

Мышление как процесс решения задач





Индивидуальные особенности мышления

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Л. Н.

Индивидуальные качества мышления человека

Толстой считал, что умный человек — это человек и высоконравственный. Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие особенности мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Человек гибкого ума чужд шаблона, может подойти к предмету с разных сторон, легко понять мнение другого человека, временно стать на его точку зрения.



Конечно, гибкость ума зависит не только от врожденной подвижности нервных процессов, но также и от объема знаний человека и практики мышления. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум—это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.



Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Мышление в психологии

Человек широкого ума способен охватить широкий круг вопросов, находить связи между, казалось бы, совершенно разобщенными явлениями. Обычно эти люди поражают необычайной эрудицией. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путем настойчивой работы над собой. У каждого учителя имеются богатые возможности развивать высокую культуру мысли учащихся.

Он может находить разнообразные пути и средства, необходимые для формирования гибкости, самостоятельности, критичности, широты и последовательности мышления. Прежде всего он сам должен обладать этими качествами ума. Ученики, как правило, усваивают логику мысли, оригинальность, самостоятельность и критичность мышления того учителя, который увлекает их и постоянно учит их думать.

Качества ума



Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума: широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.

Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени. Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.

Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.

Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории. Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью, с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.

Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.

Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок.

Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли.

72.Мышление и речь.

Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которое является наследственным. Остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой. Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.

Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

Эгоцентризм обусловлен:

· нечувствительностью к противоречиям;

· синкретизм (стремление связывать все со всем);

· переход от частного к частному минуя общее;

· отсутствие представлений о сохранении вещества.

2. Понятийное мышление.

Выготский, 5 этапов формирования понятий:

1. 2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).

2. 4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.

3. 7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

4. 11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.

5. Юношеский возраст. Использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

 

73. Мышление как процесс решения задач. Этапы решения задач и мыслительные действия.

Мышление как процесс решения задач

Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления.

Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом). Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы — задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения.

Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить). Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.

Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения .которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека - умение видеть проблемы там, где они есть.

Этапы решения задач и мыслительные действия.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов.

Первый этап

- осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления. Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

Второй этап

решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию. (Представители гештальтпсихологии ошибочно пытались свести к такой схеме решение всех задач.)

Третий этап

решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их. Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами. Итак, мы выяснили, что в течении всей жизни решаем задачи различной сложности, но почему каждый мыслит по-разному и решение одной задачи может быть достигнуто различными способами и иметь различный временной порог у нескольких человек.

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач.

1. Ориентировочные действия - начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

2. Исполнительные действия - сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Происходит расчёт различных действий необходимых для решения задачи и отсеивание неактуальных или нелогических единиц действия.

3. Нахождение ответа - состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.