Сделай Сам Свою Работу на 5

Шан (или Инь) - XVI - XI вв. до н.э.





Чжоу и Чжаньго - XI - III вв. до н.э.

Цинь - 221 - 207 гг. до н.э.

Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э.

Период Шан (Инь). Древнейшие племена на территории Китая селились, как и в других древневосточных цивилизациях, в долинах крупных рек, главной из которых являлась Хуанхэ. Одно из этих племен, которое себя называло Шан (соседи дали ему имя Инь), смогло ближе к середине II тыс. до н.э. создать первое государство. Именно в этот период начинают закладываться основы древнекитайской культуры. Были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства.

Правители государства – ваны (князья) – одновременно считались верховными жрецами. При их дворе работали ученые, которые вели летописи, наблюдали небесные явления, хорошо знали исторические события прошлого. Большое внимание уделялось астрономии. Была установлена продолжительность месяца в 29,5 дней и солнечного года в 366 дней. В календаре были четко определены сезоны года, был введен дополнительный месяц в високосном году. Месяц делился на декады (полный состоял из 30 дней, неполный – из 29).



Иньская письменность предстает в достаточно развитом виде, что дает возможность относить ее возникновение к более раннему периоду. Самыми древними являются гадательные надписи XIV – XI в.в. до н.э. Использовалось более 3,5 тыс. иероглифов, 2,5 тыс. из которых сохранились и до наших дней. Для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные тонкие деревянные или бамбуковые планки, соединяющиеся затем шнурком или ремнем.

Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н.э. Они представлены в основном керамикой, изготовленной на гончарном круге. В эпоху Инь распространяются бронзовые предметы. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды для жертвоприношений с рельефной поверхностью и изображениями животных.

Значительную роль в жизни шанского общества играла религия. Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли гром, ветер, дождь и т.д. Существовал также культ предков. Верховным божеством считали Небо, которое представляли в виде окружности, землю же изображали в виде квадрата, в центре которого помещали свою родину. Поэтому свою страну они и назвали Поднебесной или Срединным царством.



Период Чжоу и Чжаньго. В XI в. до н.э. государство Шан было завоевано племенами Чжоу, с чего началась новая эпоха в истории Древнего Китая. Но процветание его было недолгим, начался период раздробленности и междоусобных войн – эпоха Борющихся Царств или Чжаньго (V-III вв. до н.э.).

Непрерывные войны приводят к накоплению военного опыта и появлению первых трактатов на эту тематику. Основателем военной жизни считается Сунь Цзы. Его «Трактат о военном искусстве», состоящий из 13 глав, стал каноном военной науки своего времени и до сих пор по праву считается классикой военно - стратегической мысли.

В эпоху Чжоу продолжилось бурное развитие астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил – армиллярные сферы. За 600 лет до н.э. был введен солнечно-лунный календарь. К 350 г. до н.э. ученым стало известно, что продолжительность солнечного года – 365,25 суток, а лунного – 295 суток. Знаки 12 животных служили для обозначения «земных ветвей» цикла в 600 лет. В IV в. до н.э. ученым Ши Шэнем был составлен первый в мировой истории звездный каталог, включавший 800 светил. Начиная с 240 г до н.э. точно отмечалось каждое появление кометы, известной ныне как комета Галлея.

Значительны достижения древнекитайских медиков. Часть их методов лечения не потеряла своей актуальности и в наше время: иглоукалывание, пульсовая диагностика, прижигания и т.д.



В периоды Чжоу и Чжаньго формируется китайская философия. Складываются материалистические воззрения, в основе которых лежали представления о пяти первоэлементах («стихиях») природы: воде, огне, металле, дереве, земле. Одновременно происходит становление главных принципов учения о противоположных и взаимосвязанных силах Инь и Ян, действие которых рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Это находит свое воплощение в древнейшем литературном памятнике Китая – «Книге перемен» (XII - VI в.в до н.э.).

Даосизм и конфуцианство. В VI - V в. до н.э. зарождаются даосизм и конфуцианство. Основоположником даосизма считается мудрец Лао-цзы. В центре его учения – понятие Дао («Путь»), которому подчинен весь мир и которое является основой и источником всего сущего. Вся Вселенная имеет свое Дао и находится в постоянном движении, в постоянном изменении, подчиняясь естественной необходимости. Поведение человека также должно направляться естественными законами, он не должен вмешиваться в естественное течение жизни, иначе это приведет к хаосу. Осуждая богатство, роскошь, знатность, выступая против жестокости и произвола, насилия и войн, Лао-цзы, тем не менее, проповедовал отказ от борьбы, выдвигал теорию «недеяния», ненасильственного созерцания.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение и в дальнейшем получило исключительно широкое распространение. Основатель учения Кун Фу-цзы (551 - 479 г.г. до н.э.) считал вечным установленный Небом порядок, призывал чтить традиции в семье и государстве, ставя во главу угла воспитание человека. Он разработал целую систему правил и норм поведения человека. Большое значение предавалось ритуалам. Согласно учению надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Подчинение младших старшим, и народа властителям вводилось в вечный и незыблемый закон. Всякие коренные перемены осуждались. Конфуцианское учение было особенно популярным в кругах родовой знати, не желающей никаких изменений в обществе. Однако императоры династии Цинь достаточно жестоко боролись против него. Только во времена Шанской империи конфуцианство стало официальной государственной идеологией и оставалось таковой вплоть до начала ХХ в.!.

Литература чжоусского периода представлена вышеупомянутой «Книгой перемен», а также «Книгой песен», которая является памятником древнейшей народной поэзии и включает 305 поэтических произведений, и «Книгой истории», представляющую собой собрание официальных документов и описаний исторических событий. Все они оказали серьезное влияние на развитие литературы и поэзии в последующие века.

Это относится и к творчеству крупнейшего древнекитайского поэта Цюй Юаня (340 - 278 гг. до н.э.). Он происходил из знатного аристократического рода, находился в конфликте с придворными сановниками, что и отразилось на его поэзии. Многие его произведения носят обличительный и сатирический характер. Цюй считается основоположником литературной поэзии и по праву называется первым великим поэтом Китая.

В период Чжоу значительно расширяется круг ремесел, появляется множество предметов декоративно-прикладного искусства, созданные высококвалифицированными мастерами: бронзовые зеркала, изделия из нефрита, расписная лаковая утварь. Производство лака, кстати, в то время было известно только в Китае.

Музыкальное искусство, которое первоначально выполняло ритуальные функции, в чжоусский период получает дальнейшее развитие. Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Известно следующее китайское изречение: «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать».

Период Цинь. Недолгий период правления династии Цинь ознаменовался прекращением междоусобных войн и объединением Китая. При императоре Цинь Ши-Хуанди развернулось грандиозное строительство: были проложены новые дороги, прорыты каналы, столица империи Сяньян была обнесена мощной крепостной стеной. Но самая главная стройка развернулась на севере, где Китаю постоянно докучали кочевые племена. Чтобы ограничить их проникновение на территорию Циньской империи, началось возведение знаменитой Великой Китайской стены. Работы велись в течение 10 лет, не прерываясь ни днем, ни ночью. Всего на постройке стены работало около 2 млн. человек. Общая длина ее составила почти 4 тыс. км, через каждые 60-100 метров над стеной возвышаются башни. Высота стены достигала 10 метров, а ширина была такова, что по ней свободно могли проехать 5-6 всадников. С не меньшим размахом строилась и гробница Цинь Ши-Хуанди. Она была окружена двумя рядами высоких стен, образующих в плане квадрат (символ земли). Саркофаг с телом императора окружало огромное количество драгоценных предметов. На расстоянии полутора километров от границы были прорыты одиннадцать подземных тоннелей, где располагалась «войско», вылепленное из глины. Каждый воин был выполнен в натуральную величину и наделен индивидуальными чертами.

Династия Хань. Новый расцвет культуры и искусства Китая начинается с утверждением династии Хань. Масштабные гидротехнические работы, строительство дворцов, храмов, гробниц требовали значительных математических знаний. В I в. н.э. был создан трактат «Математика в десяти главах», подытоживший знания в этой области за несколько веков. Здесь впервые встречаются отрицательные числа и даются правила операций над ними.

Новый шаг вперед делает астрономия. В 27 г. до н.э. была сделана первая запись о наблюдении солнечных пятен. Крупнейший астроном древности Чжан Хэн (78 – 139 гг. н.э.) сумел насчитать 2 млн. 500 тыс. звезд, расположенных в 124 созвездиях. Он создал первый в мире небесный глобус, воспроизводящий движение небесных тел, изобрел первый в мире сейсмограф. В ханьское время также появился компас, имевший вид ложки, покоящейся на металлической пластине и указывавший ручкой на юг. Распространение получают зубчатое колесо и водяная мельница.

Китайцы этого периода были прекрасными строителями и зодчими. Возведение зданий в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей, крытой цветной черепицей, было обычным делом. Подобный тип зданий вошел в архитектурную традицию и сохранился в Китае на долгое время.

Ханьское изобразительное искусство резко отличалось от символического искусства прошлых периодов. Для него характерна более реалистическое трактовка сюжета и образов. Исключительный интерес представляют скульптурные рельефы из Шаньдуна и Сычуани, обнаруженные в могильных склепах. Здесь наряду с сюжетами религиозного и мифологического характера изображены бытовые сцены.

Период Хань отличен и прогрессом письменности. Вместо заостренной палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и деревянных планках, была введена в обиход волосяная кисть. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь, а затем стали пользоваться графитом. Наконец, в 1 в. н.э. китайцы изобрели бумагу. Традиция приписывает честь ее изобретения евнуху императорского дворца Цай Луню. Со II в. н.э. бумага получает широкое распространение, окончательно вытесняя бамбук и шелк.

Многие императоры покровительствовали литературе и искусству. При императорском дворе была создана обширная библиотека, учреждена Музыкальная палата, где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Деятельность Музыкальной палаты заложила основы новой традиции лирической поэзии. Среди прозаиков особо выделяются мастерством историки – Сыма Цянь, Бань Гу.

Сыма Цянь (145 – 86 г.г. до н.э.) считается отцом китайской исторической науки и одновременно классиком китайской прозы. Его «Исторические записки» состоят из 130 глав и излагают историю Китая с древнейших времен. Влияние «Исторических записок» огромно. Достаточно сказать, что все последующие китайские исторические труды строились по их образцу, в том числе и труд другого ханьского историка – Бань Гу. Его сочинение «История Старшей династии Хань» охватывает 230 лет, начиная от первого ханьского императора Лю Бана.

Картина культурной жизни Ханьской империи была бы не полной, если не сказать о проникновении в Китай в начале нашей эры буддизма. Он внес новую струю в развитие китайской философии и оказал сильное влияние на китайскую культуру. Появляются буддийские монастыри, скальные ансамбли. Но под влиянием китайской традиции буддизм принимает здесь новую форму – чань-буддизма (позже в Японии он стал именоваться дзэн-буддизмом). Однако особое развитие все это получит уже в рамках средневековья.

Таким образом, культуру Китая отличало не только многообразие, но и большая жизнестойкость. Она смогла впитать и преобразовать все внешние культурные влияния, обогатив в свою очередь всю мировую культуру целым рядом достижений и открытий. Китайская письменность стала основой для письменности Кореи, Японии, Вьетнама. Шелк, компас, бумага, тушь и другие китайские изобретения до сих пор являются достоянием всего человечества.

 

Общая характеристика древнейших на Земле цивилизаций Востока – Месопотамии и Египта,Индии и Китая – показывает, что они облазали как общими чертами, так и значительным своеобразием. К общим чертам относятся:

1. исключительная роль государства во всех областях жизни (в первую очередь, в лице верховного правителя)

2. отделение умственного труда от физического, накопление немалых научных знаний пока без выделения науки в самостоятельную сферу:

3. ведущее место монументальной архитектуры в искусстве, a в ней – склонность гигантским формам.

Отличия культуры Древнего Междуречья заключаются в том, что здесь основные элементы цивилизации (города, письменность, государство) возникают несколько раньше.В Египте же в силу большей защищенности страны, а отсюда – большей стабильности и длительности существования его культуры – все эти элементы получают наиболее полное и законченное развитие. К особенностям древнеиндийской культуры можно отнести особую развитость и сложность религиозно – философской мысли, этико-политических и эстетических учений. В Китае древняя культурная традиция, не прерываясь, была продолжена в средние века.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.