Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие и интеграция теорий консультирования





Круг теорий консультирования не ограничивается подходами, представленными в данной книге, и новые теории продолжают развиваться, хотя и с меньшей скоростью, чем в 1950-е и 1960-е годы. Это снижение темпов имеет несколько причин.

1. Большое количество разнообразных теорий (более чем 400), возникших в предыдущие десятилетия, – от психоанализа до терапии «мыльной оперой» (Corsini & Wedding, 1995).

2. Усовершенствование и расширение уже завоеванных позиций.

3. Строгие требования к исследованиям, которые должны быть выполнены для принятия любых новаций.

4. Преобладающая на данный момент заинтересованность в интегрировании уже существующих теорий, в частности – когнитивных теорий с бихевиоральными.

Окунь (Okun, 1990) заявляет, что существующий акцент на объединение уже существующих теорий вместо создания новых базируется на фундаментальном предположении, что «никакая теоретическая точка зрения не может удовлетворить все предвидимые сегодня запросы клиентов (p. xvi). Кроме того, консультанты могут прагматически гибко приспосабливать методы и процедуры из различных подходов без фактического принятия теоретических предпосылок этих приемов. При работе с клиентами консультанты должны учитывать виутриличностные, межличностные и внешние социальные системы. Лишь немногие теории охватывают все эти аспекты вместе. Таким образом, многие консультанты вынуждены объединять изначально различные точки зрения в творческом, системном и эклектичном процессе, если они хотят работать эффективно и разносторонне (Gilli-land eta!.. 1998).



Резюме

В этой главе рассмотрены известные бихевиоральные и когнитивно-бихевно-ральные подходы к консультированию, а также терапия реальностью. Ясно, что области применения этих подходов к консультированию перекрываются, однако каждый из них является уникальным. Основная предпосылка этих теорий состоит в том, что, если человек изменит свое поведение, включая психические процессы, за этим последуют и личностные изменения. Бихевнористы, когнитивные бнхевиористы и сторонники терапии реальностью подчеркивают, что перед изменением сознания происходит поведенческое или когнитивно-поведенческое изменение. Также они подчеркивают, что изменение требует определенных усилий со стороны клиента, равно как и знаний и поддержки консультанта.



Консультанты, работающие с позиций бнхевноральной, когнитнвно-бихевн-оральной терапии и терапии реальностью, сосредоточиваются в основном на происходящих в настоящем {«теперь») действиях и восприятиях, которым клиенты желают научиться, разучиться или изменить их. В работе консультанты конкретны и целенаправленны, и действуют в сотрудничестве со своими клиентами. Часто между консультантом и клиентом заключаются контракты, дающие возможность идентифицировать момент достижения целей консультирования.

Эти теории, так же как и те, которые рассматривались в предыдущих главах, являются эффективными как по своей широте, так и по избирательности. Для отдельных клиентов определенная теоретическая ориентация в конкретное время является наилучшей. Для других лучшим может оказаться эклектический подход (упоминавшийся в гл. 8). Чтобы максимально использовать время и силы, эффективные консультанты постоянно оценивают воздействие подхода и изучают профессиональную литературу, что позволяет определить, какие теории лучше всего подходят в работе с теми или иными клиентами и при каких обстоятельствах. Выбор консультантами теоретической ориентации зависит от их индивидуальных предпочтений, особенностей клиента, характера проблемы, внешних обстоятельств и других переменных, уникальных для конкретной ситуации. Теории, рассмотренные в этой и предыдущих главах, имеют уникальные достоинства и ограничения. Поскольку вы готовитесь стать профессиональными консультантами, вы должны достаточно глубоко исследовать каждую теорию. Такое исследование будет продолжаться и после того, как курс обучения будет закончен.



Консультирование – постоянно развивающийся и изменяющийся процесс. Таблица 11.3 поможет вам представить более четкую картину различных теорий консультирования, рассмотренных к настоящему времени, и стимулировать ваши размышления относительно систематических подходов к консультированию (рассмотренных в главе 12).

Таблица 11.3

Краткие характеристики подходов к консультированию

Психоанализ Адлерианское консультирование Личностно-центрированное консультирование Экзистенциальное консультирование
Главные теоретики Зигмунд Фрейд Анна Фрейд ХайнцКогут Альфред Адлер Рудольф Дрейкурс Дон Динкмейер Томас Суини Карл Роджерс Анджсло Бой Джеральд Пайн Ролло Мэй Виктор Франкл Абрахам Маслоу Ирвин Ялом Сидней Жорард Клеммонт Вонтресс
Взгляд на природу человека Акцент на раннем детстве и на психосексуальных стадиях развития; признание важности бессознательного и защитных механизмов Эго; сосредоточение на биологических, детерминистских аспектах поведения Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед и заслуживающего доверия; феноменологический взгляд на личность; человек является самонаправляемым и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожности, смысле жизни и на релевантности индивидуального опыта
Роль консультанта Консультант выступает в роли эксперта, способствует переносу и исследованию бессознательного; помогает в интерпретации Консультант формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположения, назначает домашнюю работу, поощряет Подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я – Ты»; консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента; консультант выступает в качестве средства; акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, доброжелательности, конкретности и искренности Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента; придание большого значения личностным отношениям, моделированию и обмену опытом
Гештальт-теория Рационально-эмотивная терапия Транзактный анализ Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование Терапия реальностью
Фриц Перлз Лаура Перлз Ярма Ли Шеперд Джоан Фэйгэн Альберт Эллис Чакси Молтсби Джанет Вольф Эрик Берн Клод Штайнер Томас Харрис Грэхем Варне Джон Б. Уотсон Б. Ф. Скиннер Джозеф Вольпе Альберт Бандура Джон Крумболтц Дональд Мейхенэаум Аарон Бек Г. Л. Хаггингтон Уильям Глассер Роберт Зубболдинг
Акцент на важности цельности и завершенности в человеческой жизни; подчеркивание внутреннего здравого смысла человека и важности аффекта; феноменологичность и антидетерминизм подхода; сосредоточенность на изменении Люди по своей сущности одновременно рациональны и иррациональны; биологический дуализм; люди могут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее ранимые; считается ошибочным использование форм глагола быть {to be) для того, чтобы описывать себя Оптимизм подхода проявляется в признании того, что люди могут изменяться; личность состоит из трех взаимодействующих эго-состояний: родителя, взрослого, ребенка; подчеркивается важность для индивидуального благополучия и роста виутриличностной интеграции и анализа транзакций, игр, использования времени, и сценариев Любое человеческое поведение – предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование – три главных способа научения Благополучия или роста может добиться каждый индивид; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь; люди имеют потребность быть любимыми и любить, ощущать свою полезность и успешность и активно управлять миром вокруг себя. добиваясь различных целей
Консультанту необходимо быть искренним, побуждающим и активным; акцент делается на «теперь»; консультант помогает клиенту завершить незаконченное дело; консультант обращает внимание на вербальные и невербальные сигналы конгруэнтность; использует «Я» вместо «оно» Активный, Направляющий консультант обучает, противодействует, корректирует; консультант кон центрируется на азах разговора о самом себе или на рациональном самоанализе Консультант выступает в качестве учителя; заключаются контракты с клиентом на изменение; инструкции даются на языке транзактного анализа Консультант выступает я роли учителя, руководителя и эксперта, проявляет активность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и в мыслях Консультант выступает в роли учителя и модели, концентрируется на установлении отношений с клиентом; консультант занимает активную, директивную, прагматичную и дидактическую позицию
Главные теоретики Зигмунд Фрейд Анна Фрейд Хайнц Когут Альфред Адлер Рудольф Дрейкурс Дон Динкмейер Томас Суини Карл Роджерс Анджело Бой Джеральд Пайн Ролло Мэй Зиктор Франкл Абрахам Маслоу Ирвин Ялом Сидней Жорард Клемонт Вонтресс
Цели Консультант помогает сделать бессознательное сознательным. пройти через нерешенные стадии развития, помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться, способствует реконструкция личности Консультант культивирует социальные интересы, исправляет искаженные представления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы» Самоизучение; открытость по отношению к себе, другим; самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь» и «теперь» Помогает клиентам осознавать свою ответственность, понимание, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат
Методы Метод свободных ассоциаций; анализ сновидений; анализ переноса; анализ сопротивления; интерпретация Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества. Упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание «вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и постановку задачи Одобрение, разъяснение; отражение эмоций; использование эмпатии, положительное отношение, конгруэнтность, самораскрытие, активное/пассивное слушание, открытые вопросыутверждения, подытоживание Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация; заимствование других «работаюших» активных методов, таких как воображение или упражнения на понимание
Гештальт-теория Рационально-эмотивная терапия Транзактный анализ Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование Терапия реальностью
Фриц Перлз Лаура Перлз Ирма Ли Шелерд Джоан Фзйгэн Альберт Эллис \4акси Молтсби Джанет Вольф Эрик Берн Клод Штайнер Томас Харрис Грэхем эарнс Джон Б. Уотсон Б. Ф. Скиннер Джозеф Вольпе Альберт Бандура Джон Крумбоптц Дональд Мейхенбаум Аарон Бек Г. Л. Хаггингтон Уильям Глассер Роберт Вубболдинг
Акцент на непосредственности опыта; осуществление выборов в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов Помогает клиентам жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекращает иррациональное мышление; устранение стрессогенных обязанностей (то есть добиваться того, чего хочется); устранение пагубных привычек; толерантность и принятие себя и других Преобразование; достижение процветания и автономии; приобретение большей осведомленности, освобождение от игр, установление близких отношений и отношений одобрения Помогает клиентам лучше приспособить, изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуктивным реакциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и достигать их; изменяет мышление (когнитивно - бихевиоральный подход) Помогает индивидам становиться психологически сильными и рациональными, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план, сосредоточивается на поведении и на настоящем, устраняет наказание и оправдания
Использование упражнений и экспериментов. Упражнения включают фрустрационные действия, фантазирование, ролевые игры и психодраму. Эксперименты строятся на взаимодействии клиента и консультанта; применяется работа над содержанием сновидений, техники «пустого стула», конфронтации, работы в уге, гипербалиля и принятия ответственности Консультанты применяют обучение и оспаривание. Клиенты изучают анатомию эмоций. Применяется воображение, убеждение, логические рассуждения, советы-напоминания, домашние задания, библиотерапия и рациональный самоанализ Придание значения терапевтическим контрактам, специфичность и конкретность. Использование таких техник, как дознание, уточнение, конфронтация, иллюстрация и кристаллизация Концентрация на ранних воспоминаниях клиента, часто комбинируемых с гештальт - терапевтическими техниками. Использование подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюдения, наказаний, планирования окружения, систематической десенсибилизации, техник «взрыва» и «погружения», таймаутов, сверхкоррекции, имитации инокуляции стресса, приостановки мышления Обучение, фоку сирование, оценивание, помощь клиентам в составлении планов и их вы полнении. Неприятие обвинений, давления на клиента. Использование ролевых игр юмора, конфронтации, ролевого моделирования, определение границ, сотрудничество с клиентом, обратная связь
Главные теоретики Зигмунд Фрейл Анна Фрейд Хайнц Когут Альфред Адлер Рудольф Дрейкурс Дон Динкмейер Томас Суини Карл Роджерс Анджело Бой Джеральд Пайн Ролло Мэй Виктор Франкл Абрахам Маслоу Ирвин Ялом Сидней Жорард Клеммонт Вонтресс
Достоинства Акцент на важности сексуальности и бессознательного в человеческом поведении; приемлемость диагностических инструментов; разнонаправленность; изучение отобранных случаев на протяжении длительного периода развития; изучение жизненных стадий развития человека, особенно детства Поощрение и поддержка консультантом равноправных отношений; многосторонность; подход полезен при определенных нарушениях. Теоретический вклад в словарь общеупотребительной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности») Открытость теории и ее способность эволюционировать; применимость к широкому диапазону человеческих проблем; эффективность при работе с определенными нарушениями (например, нарушениями адаптации); кратковременность воздействия; эффективное применение парапрофессионалами; положительный взгляд на природу человека Гуманистический акцент; сосредоточенность на тревожности как мотиваторе; использование философии и литературы, для того, чтобы информировать/направлять; подчеркивание значения непрерывного роста; подход является эффективным в кросскультуралььном консультировании
Ограничения Реализация подхода трудоемка и дорога; закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; детерминистический характер; подход неэффективен для индивидов с незначительными расстройствами Недостаток надежной исследовательской базы; неопределенность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования: узость подхода Недостаток конкретности; работает лучше всего с разговорчивыми, сообразительными клиентами; игнорирует бессознательные и врожденные побуждения; имеет депо с поверхностными проблемами Не полностью разработан; недостаточно обучающих подходов к теории научения; субъективность, недостаток однородности; подкод является более философским и менее функциональным, чем другие теории; избегает диагнозов и тестирования
Гештальт-теория Рационально-эмоьтвная терапия Транзактный анализ Бихевиоральное и когнитивно-бихевиоралъное консультирование Терапия реальностью
Фриш Перлз Лаура Перлз Ирма Ли Шеперд Джоан Фэйгэн Альберт Эллис Макси Молтсби Джанет Вольф Эрик Берн Клод Штаймер Томас Харрис Грэхем Барнс Джон Б. Уотсон Б.Ф. Скинкер Джозеф Вольпе Альберт Бандура Джон Крумболтц Дональд Мейхенбаум Аарон Бек Г.Л. Хаггинтон Уильям Глассер РобертВубболдинг
Помогает человеку инкорпорировать (объединить) все аспекты жизни, разрешить прошлые проблемы. Подход делает упор на действие и активность; применим при определенных аффективных расстройствах, гибок в использовании методов Теория последовательна, понятна, эффективна, легко осваивается, хорошо совместима с другими теориями. Воздействие краткосрочно. Имеются учебные центры. Теория продолжает развиваться Имеет понятную и хорошо сформулированную терминологию. Легко комбинируется с другими теориями. Подход возлагает на клиента ответственность за сделанный выбор, направлен на достижение цели Делается упор на симптомах, на здесь»и «сейчас». Имеется в наличии множество доступных процедур. В основе подходов – теория научения. Хорошая профессиональная организация. Подходы эффективны при различных расстройствах, хорошо исследованы, продолжают развиваться. Могут комбинироваться с другими теориями, особенно с Теория применима в работе с различными популяциями, эффективна при определенных нарушениях, конкретна. Воздействие краткосрочно. Имеются учебные центры. Поддерживает ответственность и свободу, не приемлет обвинений. Подход делает упор на «здесь» и «сейчас», включает в теорию выбора
Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность. Не принимает во внимание пассиввое научение, сторонится тестирования и диагностики. Эгоцеятричность подхода Теория применима не ко всем клиентам; особенно велики сложности при заботе с клиентами с психическими нарушениями. Подход ассоциируется с нетрадиционным теоретиком Альбертом Эллисом. Продолжает рассматриваться как преимущественно когнитивная теория Когнитивная направленность. простота и популярность, выхолащивающие эффективность. Недостаток внимания к квалификации консультантов Внимание направлено не на целостную личность, а только на поведение. Может применяться механически. Временами трудно для воспроизведения в конкретных условиях консультирования. Методы обгоняют развитие теории. Игнорирует прошлое и бессознательное, не учитывает стадии развития личности Игнорирует бессознательное, историю личности (анамнез), психические заболевания. Может стать перегруженной моральными ценностями, если не контролировать этот аспект должным образом. Игнорирует собственную историю развития

Задания для самостоятельной работы

1. Какие из бихевиоральных теорий вы находите наиболее привлекательными? Поделитесь своими аргументами с другими участниками занятия. Какие теории вы собираетесь использовать? Подберите несколько исследовательских статей, которые доказывают, эффективность этих теорий, и поделитесь своими выводами с аудиторией.

2. В 1956 году велись дебаты между Карлом Роджерсом и Б. Ф. Скиннером. Скиннер отстаивал позицию, согласно которой окружение представляет собой единственный детерминант поведения. Роджерс предполагал, что человеческое поведение детерминируется «я-концепцией». Прочтите статьи и книги обоих авторов и, если возможно, прослушайте звукозапись дебатов. Как, по вашему мнению, такие дебаты могли бы проходить в настоящее время? Устройте подобные дебаты между двумя теоретиками, в которых отдельные участники с каждой из сторон попеременно выступят докладчиками. Затем обсудите, что вы чувствовали, отстаивая позиции Скиннера или Роджерса.

3. Как вы сравнили бы главные бихевиоральные теории с терапией реальностью Глассера? Являются ли они действительно сходными? Если нет, то что делает их различными? Перечислите сходства и различия подходов и обсудите свои идеи с другими участниками занятия.

4. Что вы думаете об интеграции отдельных теорий в объединенный или эклектичный подход? Проанализируйте современные попытки создать теоретическую базу эклектицизма. В малых группах обсудите сильные и слабые стороны подобных попыток.

5. Что конкретно вы могли бы сделать после завершения вашего формального образования, чтобы оставаться в курсе достижений теории консультирования и поддерживать свою квалификацию консультанта на современном уровне? Поинтересуйтесь у практикующих консультантов, как они следят за современными достижениями в теории и практике консультирования. Обсудите результаты с сокурсниками.

Литература

Alberti R. Е. & Emmons M. L. (1996). Your perfect right: A guide to assertive behavior (7th cd.) San Luis Obispo CA; Impact.

Arnkoff D. B. & Glass С R. (1992). Cognitive therapy and psychotherapy integration. In D. K. Freedheim (Ed.) History of psychotherapy: A century of change (pp. 657-694). Washington DC: American Psychological Association.

Axrin N. H., Stuart R. В., Risely Т. R. & StolzS. (1977). Ethical issues for human services. AABT I Newsletter, 4, 11.

Bandura A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt Rinehart & Winston

Bandura A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Upper 4 Saddle River NJ: Prentice Hall.

Bandura A. & Walters R. H. (1963). Social learning and personality development. New York: Rjnehart & Winston.

Bankart С R. (1997). Talking cures. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Beck A. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press.

Bellack A. S. & Hersen M. (1998). Behavioral assessment: A. practical handbook. Boston: Allyn & Bacon.

Blackham G..J. & Silberman A. (1979). Modification of child and adolescent behavior. Behnont CA: Wadsworth.

Cautela J. R. (1976). The present status of covert modeling. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 6, 323-326.

Christopher J. C. (1996). Counseling's inescapable moral vision. Journal of Counseling & Development, 75, 17-25.

Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers: A guide to assessment, treatment, and evaluation (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Corsini R. J. & Wedding D. (1995). Currentpsychotherapies (5th ed.). Itasca IL: Peacock.

Craighead L. W., Craighead W. E., Kazdin A. E. & Mahoney M. J. (1994). Cognitive and behavioral i?jterventions: An empirical approach to mental health problems. Boston: Allyn & Bacon.

Ellis A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Stuart.

Elms A. C. (1981). Skinner's dark year and Walden Two. American Psychologist, 36, 470-479.

Evans D. (1982). What are you doing? An interview with William Glasser. Personnel and Guidance Journal, 60, 460-464.

Eysenck H. J. (1960). Behavior therapy and the neuroses. New York: Pergamon.

Fowler R. D. (1990 October). B. F. Skinner: Farewell, with admiration and affection. АРА Monitor, 27'(10), 2.

Gilliland B. E., James R. K. & Bowman T. (1998). Theories and strategies in counseling and psychotherapy (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Glasser W. (1961). Mental health of mental illness. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1965). Reality therapy: A new approach to psychiatry. New York: Harper & Row

Glasser W. (1969). Schools without failure. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1972). The identity society. New York; Harper & Row.

Glasser W. (1976). Positive addiction. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1980). Reality therapy: An explanation of the steps of reality therapy. In W. Glasser (Ed.) What are you doing? How people are helped through reality therapy. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1981). Stations of the mind. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1984). Control theory: A new explanation of how we control our lives. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1986). Control theory in the classroom. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1998). Choice theory. New York: Harper-Collins.

Glasser W. (1988 November). Reality therapy. Workshop presented at the Alabama Association for Counseling and Development Fall Conference Birmingham.

Glasser W. & Wubbolding R. (1995). Reality therapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current psychotherapies (5th ed., pp. 293-321). Itasca IL: Peacock.

Goldiamond I. (1976). Self-reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 509-514.

Goldstein A. (1973). Behavior therapy. In R. Corsini (Ed.) Current psychotherapies (pp. 207-249). Itasca IL: Peacock.

Hackney H. & Cormier L. S. (1996). The professional counselor (3rd ed.). Boston: Ailyn & Bacon.

Hergenhahn B. R. (1994). An introduction to theories of personality (4th ed.). Upper Saddle River Nj; Prentice Hall.

Holden J. (1993a). Behavioral consequences on behavior. Unpublished manuscript University of North Texas Denton.

Holden J. (1993b). Respondent learning. Unpublished manuscript.

Hosford R. E. (1980). The Cubberley conference and the evolution of observational learning strategies. Personnel and Guidance Journal, 58, 467-472.

Jones M. С (1924). The elimination of children's fears. Journal of Experimental Psychology, 7, 383-390.

Kalodner С R. (1995). Cognitive-behavioral theories. In D. Capuzzi & D. R. Gross (Eds.) Counseling psychotherapy (pp. 353-384). Upper Saddle River NJ; Merrill/Prentice Hall.

Kipper D. A. (1986). Psychotherapy through clinical role playing. New York: Brunner/Mazel.

Krasner L. & Ullmann L. R. (1973). Behavior influence and personality: The social matrix of human action. New York: Holt Rinehart, & Winston.

Krumboltz J. D. (1966). Behavioral goals of counseling. Journal of Counseling Psychology, 13, 153-159/

Krumboltz J. D..& Thoresen С. Е. (1969). Behavioral counseling. New York: Holt Rinehart & Winston.

Krumboltz J. D. & Thoresen С. Е. (1976). Counseling methods. New York: Holt Rinehart & Winston.

Lazarus A. A. (1985). Behavior rehearsal. In A. S. Bellack & M. Hersen (Eds.) Dictionary of behavior therapy techniques (p. 22). New York: Pergamon.

Mahoney M. J. (1995). Cognitive and constmctive psychotherapies: Theory, research, and practice. New York: Springer.

Meichenbaum D. H. (1977). Cognitive-behavior modification. New York: Plenum,.

Meichenbaum D. H. (1985). Cognitive behavioral therapies. In S.J. Lynn & J.P Garske (Eds.) Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 261-286). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Meichenbaum D. (1986). Cognitive behavior modification. In F. H. Kanfer & A. R Goldstein (Eds.) Helping people change: A textbook of methods (pp. 346-380). New York: Pergamon.

Okun B. K. (1990). Seeking connections in psychotherapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Perry M. A. & FurukawaM-J. (1980). Modeling methods. In F.H. Kanfer&A. P Goldstein (Eds.) Helping people change (pp. 131-171). New York: Pergamon.

Rescoria R. A. (1988). Pavlovian conditioning: It's not what you think it is. American Psychologist, 43, 151-160.

Rimm D. С & Cunningham H. M. (1985). Behavior therapies. In S.J. Lynn & J. R Garske (Eds.) Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 221-259). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Rose S. D. (1983). Behavior therapy in groups. In H.I. Kaplan & B.j. Sadock (Eds.) Comprehensive group psychotherapy (2nd ed.). Baltimore: Williams & Wilkins.

Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling. New York: Plenum.

Skinner B. F. (1938). The behavior of organisms: An experimental analysis. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Skinner B. F. (1948). Walden Two. New York: Macmillan.

Skinner B. F. (1953). Science and human behavior. New York: Macmillan.

Skinner B, F. (1967). Autobiography. In E.G. Boring & G. Lindzey (Eds.) Л history of psychology in autobiography (Vol. 5, pp. 387-413). New York: Appleton-Century-Crofts.

Skinner B. F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.

Skinner B. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.

Skinner B. F. (1976). Particulars of my life. New York: McGraw- Hill.

Skinner B. F. & Vaughan M. E. (1983). Enjoy old age. New York: Norton.

Sprinthall N. A. (1971). A program for psychological education: Some preliminary issues. Journal of School Psychology, 9, 373-382.

Thoresen C, E. & Coates T. j. (1980). What does it mean to be a behavior therapist? In С. Е. Thorescn (Ed.) The behavior therapist (pp. 1-41). Pacific Grove С A: Brooks/Cole.

Thoresen С E. & Mahoney M. J. (1974). Behavioral self-control. New York: Hoi, Rinehart & Wmston.

Wallace W. A. (1986). Theories of counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.

Watson J. B. (1913). Psychology as a behaviorist views it. Psychological Review, 20,158-177.

Watson j. B. (1925). Behaviorism. New York: Norton.

Watson J. B. & Raynor R. (1920). Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, 5,1-14.

Wilson G. T. (1995). Behavior therapy In R. J. Cor.sini & D. Wedding (Eds.) Cmrent psychotherapies (5th ed., pp. 197-228). Itasca IL: Peacock.

Wolpe J. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition building. Stanford CA: Stanford University Press. Wubbolding,R. E. (1975). Practicing reality therapy Personnel and Guidance Journal, 53,164-165.

Wubbolding R. E. (1988). Using reality therapy. New York: Harper/Collins.

Wubbolding R. E. (1991). Understanding reality therapy. New York: Harper/Collins.

Wubbolding R. E. (1994). The early years of control theory: Forerunners Marcus Aurelius & Norbert Wiener. Journal of Reality Therapy, 13, 51-54.

Wubbolding R. E. (1996). Basic concepts of reality therapy. Los Angeles: Institute for Control Theory Reality Therapy and Quality Management.

reality tnerapy. Cincinnati: Center for Reality Therapy.

Yates A. J. (1970). Behavior therapy. New York: Wiley

Zimbardo R. G. & Leippe M. R. (1991). The psychology of attitude change and social influence Philadelphia; Temple University Press.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.