Сделай Сам Свою Работу на 5

Понимание человеческой природы





Терапия реальностью

Возникшая в 1960-е годы терапия реальностью основное внимание уделяет тем выборам, которые совершают люди и которые могут изменить их жизнь. Она сосредоточивается на двух основных факторах: на окружении, необходимом для проведения консультирования, и на процедурах, приводящих к изменениям (Wubbolding, 1998). Как правило, создание благоприятного, безопасного окружения является необходимым условием желаемого изменения. Безотносительно к этому, терапия реальностью является гибким, благотворным, мощным и действенно-ориентированным подходом консультирования. В целом терапия реальностью подчеркивает значение удовлетворения психологических потребностей, разрешения личностных проблем и является профилактической по своей природе. Создатель теории – Уильям Глассер (Glasser).

Уильям Глассер

Уильям Глассер родился в Кливленде, штат Огайо, в 1925 году. Он был третьим, самым младшим ребенком в дружной семье. Он описывал свое детство как счастливое и небогатое событиями. Сам Глассер не придавал большого значения событиям прошлого, что отразилось и в его теории. В школе он играл в музыкальном ансамбле, очень увлекался спортом. Окончив в возрасте 19 лет Case Institute of Technology no специальности инженер-химик, он начал работу над дипломом по клинической психологии. Глассер получил магистерскую степень в 1948 году, но его докторская диссертация была отклонена. Затем он поступил в медицинскую школу при Western Reserve University, где и получил высшее медицинское образование в 1953 году.



Глассер переезжает со своей женой, Наоми Джудит Силвер, в Калифорнию для прохождения в UCLA (The University of California at Los Angeles) психиатрической ординатуры, которую он закончил в 1957 году. Поначалу он надеялся основать частную психиатрическую практику, но вскоре обнаружил, что количество направлений к нему как к специалисту оказалось ничтожным из-за его открытого противостояния традиционному психоаналитическому подходу к лечению. Поэтому он принял приглашение на должность ведущего психиатра в государственном исправительном учреждении для юных правонарушителей – школе для девочек в городе Венчура, неподалеку от Лос-Анджелеса.



В 1960-е годы в Венчуре Глассер начал формировать свой подход к консультированию. Во время пребывания в ординатуре его сомнения в эффективности классического психоанализа были поддержаны одним из его научных руководителей, Г. Л. Харрингтоном (Harrington). Харриигтон помог Глассеру развить некоторые из основных принципов терапии реальностью, даже содействовал в проверке этих основных принципов. Первая книга Глассера, «Mental Health or Mental Illness?» (1961), содержала многие из идей, которые были позже более формально выражены в книге «Reality Therapy; A New Approach to Psychiatry» (1965). Он развивал терапию реальностью, потому что считал, что «обычная психиатрия тратит впустую слишком много времени на споры о заключительном диагнозе» (Glasser, 1965, Р. 49). Ему нужен был подход, который был бы практическим и более понятным как клиницистам, так и широкой публике. Он обнаружил, что, используя основные принципы терапии реальностью, ему удалось сократить количество рецидивов в Венчурской школе до 20%.

Вскоре после опубликования книги «Reality Therapy» Глассер основал Институт терапии реальностью (Institute of Reality Therapy) в Кэнога-Парк, Калифорния, где он выполнил значительную часть своей творческой работы. Он описал применение терапии реальностью к школьным условиям в книге «Schools Without Failure» (Glasser, 1969) и применение ее в работе с проблемами идентичности в книге «The Identity Society» (Glasser, 1972). В книге «Positive Addiction» (Glasser, 1976) он утверждал, что люди могут стать сильнее, а не слабее благодаря так называемым аддиктивным привычкам. Два примера привычек, которые улучшают физическое и психическое здоровье, – это бег трусцой и медитация.



С 1981 года Глассер связывает свои первоначальные идеи с теорией управления, в которой доказывается, что поведение человека порождается его внутренним миром. Таким образом, единственное, что получают люди из внешнего мира – это информация (Glasser, 1988). Две из более поздних книг Глассера, «Stations of the Mind» (Glasser, 1981) и «Control Theory: A New Explanation of How We Control Our и Lives» (1984), отражают эту теоретическую позицию и придают особое значение ] влиянию мозга на внутреннее восприятие. Тем не менее в 1996 году Глассер отошел от теории управления, заменив ее теорией выбора. Его последняя книга отражает суть этой замены.

Понимание человеческой природы

Терапия реальностью не предлагает всестороннего объяснения человеческого развития, как это делает система Фрейда. Однако она предлагает специалистам акцентированный взгляд на некоторые важные аспекты человеческой жизни и человеческой природы. Главный принцип терапии заключается в ее сосредоточенности на сознании: люди действуют на уровне сознания; они не управляются бессознательными силами или инстинктами (Glasser, 1965, 1988).

Второй принцип понимания человеческой природы заключается в том, что внутри каждого человека заложена сила здоровья роста (Glasser & Withholding, 1995). Эта сила проявляется на двух уровнях: физическом и психологическом. На физическом уровне она выражается в жизненно важных потребностях, таких как потребности в еде, питье. Согласно Глассеру, все человеческое поведение когда-то направлялось физическими, жизненно важными потребностями (подобно таким функциям, как дыхание, пищеварение и потоотделение). Он связывает эти формы поведения (функции) с физическими, или низшими мозговыми, потребностями, потому что они автоматически регулируются организмом. В настоящее время наиболее значимые формы поведения связаны с психологическими, или высшими психическими, потребностями. Вот четыре основные психологические потребности.

· Принадлежность – потребность в друзьях, семье и любви.

· Власть – потребность в чувстве собственного достоинства, признании и соперничестве.

· Свобода – потребность делать выборы и принимать решения.

· Радость – потребность в игре, смехе, обучении и отдыхе.

С удовлетворением этих психологических потребностей связана потребность в идентичности – то есть в развитии психологически здорового ощущения собственной индивидуальности. Потребности в идентичности удовлетворяются вследствие признания человека другими людьми. Особенно важными в этом процессе являются ощущения любви к себе и собственной ценности. Когда эти потребности удовлетворяются, люди достигают идентичности успеха. У людей, чья потребность в идентичности не находит удовлетворения, закрепляется идентичность неудачника, слабоадаптированной личности, характеризуемой недостатком уверенности в себе и готовностью легко отказаться от своих притязаний. В связи с тем что «почти каждый добивается признания в первую очередь себя как личности, а не как исполнителя задачи», личная идентичность предшествует исполнительской (Glasser, 1972, р. 10).

По поводу формирования идентичности в раннем возрасте Глассер говорит, что имеются два критических периода в жизни ребенка. Сначала, между 2 и 5 годами, дети обучаются ранним навыкам социализации (таким, как навыки отношений с родителями, братьями, сестрами и друзьями) и начинают сталкиваться с фрустрациями и разочарованиями. В течение этого периода дети особенно нуждаются в любви, признании, руководстве и участии своих родителей. Если этого не происходит, у ребенка может закрепиться идентичность «неудачника». Во время второго периода, между 5 и 10 годами, дети погружаются в школьные дела, заняты приобретением знаний и формированием представления о себе, У многих детей в течение этого периода складывается идентичность неудачника из-за трудностей социализации или из-за проблем с учебой (Glasser, 1969).

С точки зрения терапии реальностью человеческое научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь. Если люди не научатся чему-либо в начале жизни, например тому, как устанавливать личный контакт с другими людьми, они могут научиться этому позже. По ходу обучения они могут изменить свою идентичность и поведение (Glasser & Wubbolding, 1995).

Заключительный принцип терапии реальностью заимствован из теории управления, о которой Глассер (Glasser, 1998) писал как о новой психологии личной свободы, названной «теорией выбора». Эта идея состоит в том, что у людей существуют внутренние образы своих потребностей, которые и управляют поведением. Поэтому индивиды являются в конечном итоге самоопределяющимися – они выбирают (Glasser, 1984; Wubbolding, 1994). Они могут выбрать для себя быть несчастными или психически неблагополучными. Они могут также выбрать позитивное направление в собственной жизни и отказаться от попыток управлять другими. Психически здоровые люди устанавливают взаимонезависимые отношения со значимыми другими своей жизни, в частности с родителями, детьми, супругами, или с начальниками и подчиненными. Они выбирают «заботиться, выслушивать, поддерживать, договариваться, поощрять, любить, дружить, доверять, принимать, приветствовать и ценить», а не «принуждать, оказывать давление, подчинять, наказывать, награждать, манипулировать, распоряжаться, побуждать, критиковать, осуждать, обвинять, выражать недовольство, придираться, дразнить, оценивать и отнимать» (Glasser, 1998, р. 21)

Роль консультанта

Консультант прежде всего – учитель и образец; он доброжелательно принимает клиента и вовлекает его в работу, формируя благоприятное окружение, в котором может проходить консультирование. В этом процессе консультанты стремятся установить с клиентами доверительные отношения, основанные на выражении дружелюбия, постоянства и честности (Wubbolding, 1998). Консультанты используют для описания мыслей и действий клиента соответствующие грамматические формы, которые подчеркивают действие в настоящем. Таким образом, делается акцент на выборе – на том, что решает клиент, какие действия выбирает. Взаимодействие клиента и консультанта сосредоточивается на формах поведения, которые клиент хотел бы изменить, и на способах превратить эти желания в действительность. Оно нацелено на позитивные, конструктивные действия (Glasser, 1988). Особое внимание уделяется метафорам и тематике высказываний клиента.

В терапии реальностью предпринимались лишь незначительные попытки проведения тестирования, диагностики, интерпретации или как-либо иного анализа действий клиента. В основном подобная практика ограничивается задаванием вопросов типа «Что вы сейчас делаете?», «Разве это работа?» и «Что из этого следует?». Консультанты, придерживающиеся принципов терапии реальностью, не концентрируются на ранних опытах детства, на инсайтах клиента, на аспектах бессознательного, на психических расстройствах, на чувстве вины; они не упрощают понимание взаимодействия до отношения «стимул – реакция». Они обращают внимание на те стороны жизни клиента, которыми он может управлять.

Цели

Основная цель терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиентам стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. При достижении этой цели люди становятся самостоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях (Wallace, 1986; Wubbolding, 1988, 1991), Ответственное поведение позволяет людям брать на себя решение сложных задач, достигать целей и при этом не мешать другим. Оно приводит к формированию идентичности успеха, которая позволяет клиентам жить более продуктивно и гармонично. Глассер (Glasser, 1981) утверждает: чтобы действительно помочь людям, «мы должны помогать им обрести силу предпринимать значимые действия в своей жизни и в то же время доброжелательно привлекать к участию тех людей, в которых они нуждаются» (р. 48). В сущности, терапия реальностью стремится предотвращать проблемы. С этой первой целью связана вторая – помочь клиентам осознать, чего они хотят в этой жизни. Если люди намерены действовать ответственно, для них важно сознавать цель в жизни. При оценке целей консультанты, работающие в рамках терапии реальностью, помогают клиентам исследовать собственные возможности в достижении избранных целей, а также помогают осознать, какую поддержку или препятствия можно ожидать со стороны окружающих. Ответственность клиентов состоит в том, чтобы выбирать способы поведения, которые отвечают их личным потребностям. Глассер (Glasser, 1976) приводит список из шести критериев, предназначенных для того, чтобы оценить, выбирает ли человек соответствующее и здоровое поведение.

1. Поведение не носит характер соперничества.

2. Действие может быть легко совершено без значительного умственного усилия.

3. Поведение осуществляется или может осуществляться без посторонней помощи.

4. Поведение является значимым для человека.

5. Клиент убежден, что в результате подобного поведения произойдут улучшения образа жизни.

6. Человек может действовать, не прибегая к самокритике.

Следующая цель терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать реалистичный план удовлетворения личных потребностей и желаний. Ухудшение психического здоровья зачастую является результатом того, что человек не знает, как достигнуть того, что он планировал. Глассер считает, что план должен быть настолько определенным и конкретным, насколько это возможно. Как только план сформулирован, начинается изучение альтернативных форм поведения, решений и результатов и часто заключается контракт. Основное внимание уделяется помощи индивидам в том, чтобы стать более ответственным и прийти к пониманию, что никакой конкретный план не является идеальным или единственно возможным.

Кроме этого, цель терапии реальностью состоит в том, чтобы консультант установил с клиентом значимые отношения (Glasser, 1980, 1981). Эти отношения основаны на понимании, одобрении, эмпатии и готовности консультанта выразить веру в способность клиента измениться. Консультант помогает клиенту устанавливать границы его поведения, но не критикует и не отказывается от клиента, если тот не способен завершить поведение. Часто, чтобы облегчить развитие отношений, консультант использует не лишенный риска прием раскрытия информации о себе.

Еще одна цель терапии реальностью состоит в том, чтобы сосредоточиться на поведении и на том, что происходит в настоящем времени. Глассер (Glasser, 1988) полагает, что поведение (то есть мысли и действия) взаимосвязано с чувствами и физиологией. Таким образом, изменение в поведении также вызывает другие положительные изменения. В основном Глассер делает акцент на действиях «теперь», в настоящем, потому что они контролируются клиентом, а над прошлым он не имеет никакого контроля.

Наконец, терапия реальностью стремится устранять наказание и оправдания из жизни клиента. Часто клиент в качестве оправдания говорит, что он не может осуществить свой план из-за страха наказания за ошибки, которое последует либо от консультанта, либо от посторонних людей. Терапия реальностью помогает клиенту создать новый план, если старый не работает. Акцент делается на планировании, пересмотре и возможном успехе, а не на препятствиях. Доведенная до конца, процедура консультирования делает клиента сильнее и позволяет ему быть более продуктивным.

Методы

В основном терапия реальностью использует ориентированные на действия приемы, которые помогают людям осознать, что они в состоянии выбирать, как реагировать на события и на других людей, и что другие не могут управлять ими больше, чем они сами управляют другими (Glasser, 1998). Вот некоторые из наиболее эффективных и активных приемов: обучение, использование юмора, конфронтация, ролевая игра, обратная связь, вовлечение, формулировка определенных планов и контрактов.

Терапия реальностью в значительной степени полагается на обучение как на основной прием, Глассер (Glasser, 1965) утверждает что «специализированная ситуация научения состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных методик» (р. 21). Во-первых, в процессе взаимодействия с консультантом клиент постепенно начинает обращаться к реальности и замечать, насколько нереалистично его поведение. Во-вторых, консультант отклоняет нереалистичное поведение клиента, принимая самого клиента как личность. Наконец, консультант обучает клиента лучшим способам удовлетворения потребностей в пределах границ действительности. Единственная стратегия, которую используют консультанты, работающие в рамках терапии реальностью, – это позитивность: терапевт обсуждает, обращает внимание и подкрепляет только позитивное и конструктивное планирование и поведение (Gilliland et ai., 1998).

Юмор – это способность увидеть нелепость ситуации и представить предметы с непривычной и забавной точки зрения. Это подходящий прием в терапии реальностью, если его использовать в умеренных количествах. Большинство клиентов не рассматривают трудные ситуации как забавные; хотя, если консультант будет делать своевременные меткие замечания, клиент может начать замечать некоторую глупость в поведении. Способность смеяться над собой способствует изменениям, потому что ситуация предстает в новом и часто оригинальном виде. Ни в коем случае юмор не должен использоваться в консультировании в форме саркастических замечаний. Сарказм, скорее всего, ухудшит отношения консультирования и неблагоприятно повлияет на процесс изменения.

В конфронтации консультант расспрашивает клиента о его поведении, пытаясь помочь последнему принять ответственность за свои действия. Это не очень отличается от конфронтации в других подходах. Точно так же ролевые игры в терапии реальностью мало отличаются от ролевых игр в других подходах консультирования. Но цель этого приема в терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиенту перенести прошлое или будущее в настоящее и оценить, как будет отличаться жизнь, если начать вести себя по-другому. За ролевыми играми почти всегда следуют сеансы обратной связи от консультанта.

После применения конфронтации и ролевых игр клиенты сосредоточиваются на формулировании конкретных планов изменения своего поведения. Для систематической реализации этих планов заключаются контракты, где расписываются сроки выполнения тех или иных задач.

Терапия реальностью использует WDEP-систему для того, чтобы помочь консультантам и клиентам добиться прогресса. В этой системе стадия W(want) – выяснение желаний клиентов. В самом начале процесса консультанты выясняют, чего хотят клиенты и что они делают в настоящее время (Wubbolding, 1988, 1991). Консультанты в свою очередь делятся с клиентами своими намерениями и своим видением ситуации. Буква D (direction) в названии системы означает стадию дальнейшего исследования направления жизни клиентов. Обсуждаются эффективность и неэффективность того, о чем высказывается клиент. На этих стадиях решаются две главные стратегические задачи – установление отношений и сосредоточение на существующем поведении.

Буква Е (evaluation) означает оценку клиентом своего поведения, что является краеугольным камнем терапии реальностью. Клиенту помогают оценить свое поведение, определить, насколько ответственным оно является. Действия клиента, которые не вносят вклад в удовлетворение им своих потребностей, зачастую приводят к отчуждению его от самого себя и от значимых других. Если клиенты признают свое поведение непроизводительным, они становятся заинтересованными в его изменении. Если не происходит такого осознания, терапевтический процесс может прерваться. Очень важно, чтобы клиенты, а не консультант производили такую оценку.

После оценки настает время стадии Р (plan) – последней буквы в обозначении системы WDEP. Клиент сосредоточивается на составлении плана изменения поведения. В плане обращается особое внимание на действия, которые клиент будет предпринимать, а не действия, которых он будет избегать. Лучшими являются простые, достижимые, поддающиеся измерению, безотлагательные и последовательные планы (Wubbolding, 1998). Кроме того, их выполнение должно контролироваться клиентами. Планы могут быть формализованы в виде письменного контракта, в котором обстоятельно разъяснены ответственные альтернативы. Затем клиенту необходимо взять обязательство следовать плану действий. На этом этапе консультант дает понять, что, в том случае, если клиент не выполнит план действий, никакие оправдания не будут приняты, но и никаких обвинений или наказаний со стороны консультанта также не последует. В сущности, ответственность полностью возлагается на клиента. Если клиент будет не в состоянии выполнять план, то, как считает Глассер, клиент пострадает естественным образом, вследствие этого неуспеха (Evans, 1982).

Глассер (Glasser, 1965, 1980) подчеркивает, что консультант не должен отказываться от клиента, если тот будет не в состоянии выполнять поставленную задачу. Напротив, консультант настойчиво и неотступно побуждает клиента составить новый план или пересмотреть старый. Это касается большинства клиентов, которые склонны откладывать или отказываться от достижения цели, когда сталкиваются с неудачей. Подход Глассера дает клиенту возможность изменить этот цикл неуспеха.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.