Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение и развитие педагогики.





ТЕМА: ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

1. Возникновение и развитие педагогики.

2. Предмет педагогической науки, ее взаимосвязь с другими науками. Система педагогических отраслей.

3. Дискуссия о научном статусе педагогики. Специфика педагогической науки.

Возникновение и развитие педагогики.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя, «аго» - вести, что в дословном переводе означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу. Постепенно «педагогика» стала употребляться в более широком смысле и обозначать умение «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать, обучать его. В древние времена рядом с именем выдающегося человека ставили и имя воспитавшего его педагога.

Педагогика – самая древняя область человеческого знания, она существует с тех пор, как существует человечество. И хотя педагогическая наука появляется в 17 веке, знание о том, как обучать и воспитывать, передавалось от поколения к поколению. Первопричина развития какой-либо отрасли знания – потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть заметную роль в обществе. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание и обучение подрастающего поколения.



В наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты первые попытки обобщения опыта воспитания, то есть вычленения неких теоретических начал. В то время все знания о природе, обществе, человеке аккумулировались в философии. Именно в рамках философии и были сделаны первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Важнейшие идеи, теоретические положения о воспитании человека (т.н. аксиомы педагогики) появились уже в 5-4 веках до н.э. в работах таких известных философов, как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. В свое время большую популярность имели теории социального воспитания Платона, в основе которой лежит опыт воспитания детей в Спарте, и теория воспитания Аристотеля. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение Марка Квинтилиана (35-96 гг.) «Образование оратора». Долгие годы этот труд оставался основным по педагогике, его изучали во всех риторических школах.



В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Открываются школы, большинство которых монастырские, с 12 века появляются первые университеты. Однако в это время образование утрачивает прогрессивную направленность античных времен, в нем появляется много схоластики, теологии. В этот период оттачивались принципы догматичной педагогики, которые просуществовали в Европе вплоть до Возрождения. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, создавшие обширные педагогические трактаты – Тертуллиан (160-222 гг.), Августин (354-430 гг.), Аквинат (1225-1274 гг.), педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446 гг.), французы Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) и Мишель Монтень (1533-1592 гг.). В качестве лозунга этой эпохи было античное изречение: «Я – человек, ничто человеческое мне не чуждо!». Высказывались гуманистические призывы повернуть школу лицом к ребенку, отказаться от зубрежки и муштры.

Все это время педагогика развивалась в рамках философии, и только в 17 веке выделилась в самостоятельную науку. При этом она продолжала во многом быть связанной с философией. Оформление педагогики в научную систему связано с именем великого чешского педагога, священника Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Его главный труд «Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг, в которой изложена теория обучения, раскрыты его принципы, методы, формы. В отличие от Я.А. Коменского, английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704 гг.) сосредоточил свои усилия на создании теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.



Идеи французских просветителей 18 века были направлены против догматизма, схоластики в педагогике: Д. Дидро (1713-1784 гг.), К. Гельвеций (1715-1771 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.), Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.). В своей художественно-педагогической книге «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж. Руссо открыл для современников мир детства, описав этапы взросления мальчика Эмиля, и изложил теорию природосообразного воспитания. Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога-подвижника Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827 гг.). Он известен тем, что открывал на свои средства приюты для сирот, ставил перед правительством вопрос о необходимости обучения детей с умственной недостаточностью. Как ученый, И.Г. Песталоцци разработал прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания.

В пер. пол. 19 века педагогические поиски «перемещаются» в Германию. Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Несмотря на то, что он ввел дискриминационные ограничения в образовании трудящихся, ему удалось доработать дидактическую систему Я.А. Коменского (создать теорию воспитывающего обучения, внедрить четырехзвенную модель урока, систему развивающих упражнений), а также сделать значительные обобщения в области психологии обучения. Исследованию многих важных и противоречивых проблем в педагогике посвятил свои труды немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886 гг.).

В 19 веке проблемами образования занимались русские философы и писатели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой. Они критиковали сословные школы, предлагали меры коренного преобразования системы народного образования, выдвигали идеи просвещения широких масс трудящихся. Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 гг.). В педагогической системе Ушинского центральное место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания, также огромный вклад он вносит в разработку идей дидактики, раскрывает пути реализации принципов обучения, построения учебного процесса на основе новейших научных достижений.

К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в Туле в семье отставного полковника. Детские и отроческие годы прошли на Украине, куда отца назначили уездным судьей. Закончив гимназию, Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета, учится блестяще, несмотря на слабое здоровье. Получив степень кандидата юриспуденции, начинает исполнять обязанности профессора в Ярославском Демидовском лицее (Демидовский – по имени заводчика Демидова, основателя лицея). В это время Ушинский создает свой первый педагогический труд «О камеральном образовании», активно изучает философию, языки, чтобы читать философов в оригинале. Не всем нравится независимость и прогрессивные взгляды молодого профессора, резкость его суждений. Начинаются мелочные придирки, травля, к тому же устанавливается негласный надзор за профессором. Ушинский вынужден был подать прошение об отставке. В это время появляется семья, ее нужно содержать, но Ушинского не принимает ни одно из 30 уездных училищ, где ищет место бывший профессор Демидовского лицея. Полтора года без работы, случайные подработки переводами, и наконец место чиновника в одном из департаментов. На этой скучной должности Ушинский проработал 4 года, и только случайная встреча изменяет его жизнь. Бывший коллега по Демидовскому лицею, зная о выдающихся способностях Ушинского, приглашает его преподаватееям русской словесности в Гатчинский сиротский институт. За этот период появляются новые педагогические работы, которые делают Ушинского известным.

Уже известного ученого Ушинского приглашают занять должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. В затхлую атмосферу «кофейных классов» ворвалась свежая струя – воспитанницы начинают читать Лермонтова, Гоголя, других писателей, о которых не слышали. Появились и другие нововведения, которые не понравились руководству. Начались конфликты с начальницей института, Ушинского обвиняют в вольнодумстве, непочтительности к руководству, безбожности и даже аморальности. Да, Ушинский был несдержан, но глубоко прав: например, когда министром просвещения назначали адмирала Е. Путянина, он написал: «Все русское образование отдали в руки идиоту и безуверу». Просто уволить Ушинского было уже невозможно, слишком большую популярность приобрело в России его имя. Нашли благовидный предлог – по состоянию здоровья направили для лечения и изучения школьного дела за границу, но фактически это было изгнанием. За границей Ушинский написал ряд блестящих педагогических сочинений и главный свой труд «Педагогическая антропология», который начал печататься в 1867 г. Вышло 2 тома, 3-й остался незавершенным. Ушинский пришел в педагогику преобразователем, новатором, и по праву заслужил звание «отца русской педагогики».

В конце 19 – начале 20 веков интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Исследователи Нового Света не были отягощены научными догмами, поэтому без предубеждения изучали многие педагогические проблемы. Ими были разработаны и внедрены технологии обучения и воспитания, более эффективные по сравнению с традиционными. Следует отметить амер. философа, педагога Джона Дьюи (1859-1952 гг.) и Эдварда Торндайка (1874-1949 гг.), которым удалось создать «прагматичную педагогику», или практико-ориентированную технологию обучения, которая оказала огромное влияние на школьное обучение в США.

В первой половине 20 века в зарубежной педагогике начинаются поиски, экспериментирование, появляются альтернативные модели обучения и воспитания детей. Наибольшую известность получили: немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (основатель Вальдорфской педагогики), итальянская исследовательница, психолог и педагог Мария Монтессори, французский ученый Селестен Френе, польский писатель и педагог Януш Корчак. В 60-е гг. 20 века в Америке появляется новое направление педагогической науки «Гуманистическая педагогика» (один из ярких представителей – амер. психолог Карла Роджерс), а также приобретают популярность книги врача и писателя Бенджамина Спока.

В России в послеоктябрьский период стали разрабатываться идеи воспитания человека нового социалистического общества. Известность получили работы П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской и др. советских педагогов. Однако мировую славу педагогике советского периода принесли книги Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.), который является автором теории коллективного воспитания. Во второй пол. 20 века огромную популярность в стране имели работы Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970 гг.) – создателя теории гармоничного и всестороннего развития личности, а также практические находки педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др., повлиявших на возникновение нового направления в школьной педагогики, т.н. «педагогики сотрудничества» (70-е гг.).

Таким образом, источниками развития педагогической науки являются: 1) многовековой практический опыт воспитания (народная педагогика); 2) философские труды, в которых рассматриваются проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения; 3) данные специально организованных психолого-педагогических исследований, педагогические теории и концепции, обобщение педагогами-практиками успешного опыта работы с детьми.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.