Сделай Сам Свою Работу на 5

По сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности.





Тема 9. Финансовый менеджмент малого бизнеса

Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла

Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара,

составляющего предмет деятельности предприятия.Это определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.

Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого

предприятия:

I этап— научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара — это перинатальный (околородовой) период предприятия;

II этап— начало производства товара и выход его на рынок —это детство предприятия, делающего первые шаги;

III этап— коммерческий успех товара — зрелость предприятия;

IV этап— деградация рынка товара — жизненный закат предприятия.

Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса , которые необходимо учитывать в финансовой политике?



На первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого замысла) выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия — отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Многие

исследователи считают риск максимальным именно на этом этапе. В доказательство приводят 70-процентную «смертность» предприятий, находящихся в перинатальной стадии развития. На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Чаще всего предприятие живет на собственные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то удается заполучить спонсорскую помощь.

Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т. д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока ≪глубоко отрицательные≫. ≪Смертность≫ составляет теперь 30-50 процентов от числа малых предприятий, переживших предыдущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по- прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.



На третьем этапе предприятие добивается, наконец, коммерческого

успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с недавним вторым этапом (каждый процент роста выручки больше ≪весит≫ в абсолютном выражении!). Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и, надеемся, становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых текущих расходов. Возможна, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и сбыта. Теперь у предприятия могут возникнуть производственные, а также коммерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т. п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, возможно, неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать финансовый рычаг. У некоторых предприятий



сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мобилизовать средства на выпуск акций.

Печального четвертого этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать безденежье перинатального периода, детство и вступление в зрелость.

Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Наиболее важные различия между крупным и малым бизнесом состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.

Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий

чрезвычайно затруднителен:об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия

кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остается уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в «добыче» достаточного для деятельности объема денежных средств.

Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации(суммарную

курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда.Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий:

одни мечтают рано или поздно все-таки выпустить акции и выйти с ними на ≪светлый путь≫ биржевой котировки, другие хотят подороже ≪продаться≫ крупной компании. Весьма нередка, впрочем, и противоположная, сугубо личная, но заслуживающая не меньшего уважения мотивация деятельности:

≪Хочу быть сам себе господином≫. И тогда вообще вопрос максимизации рыночной стоимости предприятия и повышения его рентабельности отходит на второй план. При подобной мотивации, кстати говоря, собственник обычно избегает пополнения капитала предприятия взносами новых потенциальных совладельцев, даже если на то есть и экономическая целесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосылки.

В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.Благосостояние и дажесудьба собственника небольшой фирмы напрямую зависитот ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификациипортфеля личных инвестиций для владельца небольшогобизнеса также ограничены горизонтом собственного предприятия:любая лишняя копейка тут же идет в дело. Такимобразом, собственник малого предприятия подвергается гораздобольшему риску, чем держатель акций акционерногообщества, могущий в любой момент скинуть акции и/илидиверсифицировать свой портфель. Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования.

Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны общественных организаций и государства, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный,

по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности.

Малое предприятие оказывается менее ликвидным за счет:

• в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность;

• у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий).

Ликвидность — самое больное место малой фирмы. Поэтому наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствамии краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным.

Многие опытные и удачливые предприниматели даже считают рациональное управление оборотным капиталом — тактику финансового

менеджмента — главным содержанием финансовой работы на малом предприятии. Но самые опытные и удачливые знают: нет тактики без стратегии (инвестиционной политики).

Невозможно принимать рациональныефинансовые решения на основе искаженных данныхлибо вообще при отсутствии таковых. Небрежная, неграмотная бухгалтерия и отчетность безошибочно указывают на плохой финансовый менеджмент.

Главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия является коэффициентный метод. Но его применению для реалистичной оценки положения малой фирмы препятствует недостаточная уверенность в адекватности представленных в отчетности данных.

Количественные значения рассчитанных для предприятия малого бизнеса финансовых коэффициентов обычно свидетельствуют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффициентный(количественный) анализ должен обязательно сопровождатьсякачественным исследованием природы рисков.Необходимо ответить на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса:

1) достаточно ли диверсифицирована клиентура?Большое предприятие

с многочисленными клиентами вряд ли будет выбито из седла потерей одного-двух крупных покупателей. Для небольшого же предприятия это катастрофа;

2) достаточно ли диверсифицирована гамма производимых товаров(услуг)? Ориентация на монотонное производство доводитпредпринимательский риск до опасного предела, поскольку даженезначительное ухудшение конъюнктуры способно ввергнуть небольшоепредприятие в зону убыточности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.