Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегический менеджмент





 

6.1. Основные понятия стратегического менеджмента
в электроэнергетике

 

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство генерала» или «искусство развертывания войск в бою». Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

В развитии методологии стратегического управления выделяются несколько этапов:

- управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция организации на изменения появляется после совершения событий;

- управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тенденций (долгосрочное планирование);

- управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии (стратегическое планирование);

- управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление).



Основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в практике будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Руководители организации обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и эту посылку закладывают в обоснование плана. Типичный результат такой политики – постановка оптимистических целей развития, с которыми не сходятся реальные результаты. Они могут быть выше, но чаще существенно ниже планируемых.

В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.



Термин «долгосрочное планирование» употребляют для обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться на деятельности фирмы в долгосрочном аспекте (5-10 лет). Однако то, что является долгосрочным для одной организации, может быть краткосрочным для другой. В этом смысле использование термина «стратегическое планирование» представляется более предпочтительным, поскольку оно не вводит в заблуждение относительно горизонта планирования и указывает на важность и сущность этой работы.

Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.

Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей, но все они являются производными от двух типичных противоположных стилей – приростного и предпринимательского.

Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. Такое поведение использует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации. Такого стиля придерживаются также и предприятия электроэнергетической отрасли.



Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т.е. в тот период, когда они конституируют свою социальную значимость.

Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам. Многие организации электроэнергетической отрасли придерживаются приростного стиля поведения. Они видят свою цель в оптимизации прибыльности. Их организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса производства электрической или тепловой энергии. Экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности. Управленческие решения в таких организациях представляют собой реакцию на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придерживающейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому: цель – оптимизация потенциала прибыльности, организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды, управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем.

Стратегическое управление связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться решения поставленных задач и соответствуют ее внутренним возможностям. Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления.

Со стороны «входа» этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации, со стороны «выхода» – из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Принципиальная схема коммерческой организации

 

Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде.

Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, организация должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы под воздействием конфликтной и постоянно меняющейся деловой и социальной обстановки при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Анализ развития электроэнергетической отрасли в мире показывает, что единственным способом формального прогнозирования ее будущих возможностей является стратегическое планирование. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок и дает основу для принятия решений. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в электроэнергетике развитых стран стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением. Многие исследования ясно показывают, что планирование приносит пользу и дает положительную корреляцию между планами и успехом организации.

 

Планирование стратегии организации

 

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения в целях обеспечения эффективной работы организации в будущем. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации, его нужно организовать и формализовать.

Руководители среднего звена весьма неохотно отвлекаются на решение стратегических задач, хотя многие ценные идеи стратегического характера выдвигались людьми, которые ранее этими вопросами не занимались. Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей среднего звена необходимости подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания при разработке стратегии организации. Формализация процесса планирования позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена, т.е. дает им возможность пройти «школу» более высокого уровня управления.

Модели процесса стратегического планирования представляют собой различную степень агрегирования и дезагрегирования отдельных этапов. На рис. 13 представлена схема процесса стратегического планирования. Этапы, выделенные на рисунке, составляют собственно процесс планирования стратегии. Вследствие наличия обратных связей между разными этапами работа над каждым из них может повторяться несколько раз, а их очередность показывает только последовательность каждого этапа.

 

 

Рис. 13. Схема процесса стратегического планирования

 

Основная трудность при планировании стратегии связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий в организации. Новая стратегия разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.

 

6.3. Процесс планирования стратегии

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.