Сделай Сам Свою Работу на 5

Категории точности и объективности наблюдения





 

Достоверность результатов наблюдения зависит от точности и объективности процедуры наблюдения. Можно выделить следующие факторы, влияющие на точность и объективность:

1) состояние и поведениенаблюдаемого(объекта исследования);

2) сложность объекта наблюдения;

3) адекватность процедуры наблюдения;

4) состояние и поведениенаблюдателя (субъекта исследования).

Раскроем содержание этих факторов.

1. Состояние и поведение наблюдаемого.Динамика наблюдения, его длительность оказывают влияние на состояние наблюдаемого и соответственно на результаты его деятельности. Источниками ошибок наблюдения могут являться прежде всего реакции испытуемых на личность наблюдателя, так называемый эффект наблюдателя. Влияние наблюдателя, его индиви­дуально-психологических особенностей на содержание и результат наблюдения чрезвычайно велико. Для того чтобы избежать этих ошибок, необходимо использовать методы наблюдения, при которых наблюдатель не вмешивается в происходящее, или использовать наблюдателей, которые уже присутствуют в естественном окружении испытуемого, например, преподавателей.



Поведение человека, группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе, индивиду или, наоборот, значим и авторитетен для них. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.), внешнее наблюдение исключено.

При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюде­ние, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха исследования, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и/или когда испытуемые не знают, что они – объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.



2. Сложность объекта наблюдения. В первую очередь, это количество наблюдаемых параметров. Чем сложнее поведение, тем больше возможность ошибок. Поэто­му в процессе исследования важно использовать простые виды кодирования материала, которые позволяют наиболее точно зарегистрировать наблюдаемое поведение.

3. Адекватность процедуры наблюденияэтонадежность и валидность используемого метода и соответствующего инструментария, правильность выделения категорий и единиц наблюдения, систематичность наблюдения и т.д., иначе говоря, это профессиональная компетентность диагноста.

4.Состояние и поведение наблюдателя (субъекта исследования).

Ø Физические возможности, состояние организма.

Источник ошибок наблюдения связан с поведением самого наблюдателя и зависит от его психофизических свойств: бодрое состояние или утомление, болезненное состояние; соответствующее состояние познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, внимательность и наблюдательность. Наблюдатель устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.

Ø Психический настрой.

Заинтересованность, увлеченность процессом исследования, признание его большой значимости, ожидания, которые наблюдатель имеет относительно ситуации, – все это может искажать результаты наблюдений.



Ø Субьективность оценки.

При фиксации поведения наблюдаемых индивидов субъективность оценки неизбежна, но ее можно уменьшить, используя – если это позволяют ус­ловия – средства регистрации (аудио- или видеозапись). Однако ее нель­зя исключить на этапе вторичной кодировки и интерпретации результатов. Тогда здесь требуется участие экспертов, чьи мнения и оценки «обрабатываются»; вычисляется коэффициент согласованности; к рассмотрению принимаются лишь те случаи, в отношении которых проявляется наибольшая согласованность мнений экспертов.

Ø Искажение восприятия событий.

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Можно выделить следующие типичные ошибки наблюдения:

эффект снисхождения – тенденция всегда давать положительную оценку происходящему;

ошибка центральной тенденции – наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению;

ошибка корреляции – оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи);

ошибка контраста – склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Эти ошибки восприятия специфичны именно при проведении исследования методом наблюдения. Однако существуют и общие закономерности искажений восприятия при социальной перцепции (межличностное восприятие, восприятия человеком человека). Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, т.е. других людей, большие и малые социальные группы. Остановимся на общих закономерностях социального восприятия.

Американский психолог Олпорт (Allport) в 1937 г. выделил некоторые характеристики, присущие хорошему наблюдателю. Эти характери­стики остаются важными до настоящего момента:

1) опыт;

2) интеллект;

3) интуиция;

4) независимость от того, зачем ведется наблюдение (объективность);

5) понимание сложности объекта.

Для становления наблюдения как метода исследования важным явилось не только описание набора признаков, доступных восприятию и репрезентирующих психику, но и учет их следующих характеристик:

а) многозначность одного и того же признака, заключающаяся в том, что он может быть выразителем многих и разных психических состояний и свойств. Одна и та же поза может выражать и сожаление, и пренебрежение, и доброжелательное отношение, и неодобрение в зависимости от контекста;

б) индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических особенностей. Например, застенчивость может выражаться и как опущенные веки, полузакрытые глаза, и как поза, отражающая желание быть меньше, и как напряженность взгляда. Быстрый темп речи у флегматика значит нечто иное, чем такой же темп речи у холерика;

в) ситуационный характер внешних проявлений (поведения, речи, деятельности, внешнего облика), поскольку именно ситуация выступает одной из детерминант, влияющих на их качественные характеристики. Наблюдателю необходимо учитывать диалектику ситуационного и устойчивого проявления психики при организации своего наблюдения.

Какой бы характер не носили ситуации наблюдения (вариативный или повторяющийся), основное, общее требование к ним состоит в том, что они должны быть естественными для наблюдаемого человека, он должен жить своей обычной жизнью (участие в уроке, выполняемая работа, самостоятельные занятия, выбор книги, общение со сверстниками, выполнение семейных обязанностей и т.п.). Изучение естественного поведения является одним из достоинств наблюдения.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Нельзя исключать наличия ошибок, допущенных наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.