Главная действующая сила социально-экономической организации – человек с его потенциалом.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК, УПРАВЛЕНИЕ, АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
3.1. Социально-экономическая организация - это люди, организационно-правовая форма, организационная структура, цели, задачи и управление на результат целедостижения [5, с. 55].
Внешняя среда S
РУКОВОДИТЕЛИ, СЛУЖАЩИЕ, СПЕЦИАЛИСТЫ, РАБОТНИКИ
Рис. 3.1. Полная кибернетическая модель управления СЭО
Коэффициент оптимального управления социально – экономическим объектом равен отношению двух функций и определяется как:
, где
-коэффициент оптимальности управления объектом;
- план производства на конкретный период времени;
- факт выполнения принятого плана на конкретный период времени.
Главная действующая сила социально-экономической организации – человек с его потенциалом.
Показатели, характеризующие эти компоненты, могут относиться как к отдельному человеку, так и к различным коллективам, в том числе к персоналу предприятия и населению страны в целом (табл. 3.1).
Примеры характеристик трудового потенциала Таблица 3.1
Компоненты трудового потенциала
| Объекты анализа и соответствующие им показатели
| человек
| предприятие
| общество
|
|
|
|
| Здоровье
| Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней
| Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала
| Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам
| Нравственность
| Отношение к окружающим. Духовность
| Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов. Мошенничество
| Отношение к инвалидам, детям, престарелым. Преступность, социальная напряженность
| Творческий потенциал
| Творческие способности. Ноу-хау
| Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего. Предприимчивость
| Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы технического прогресса
| Активность
| Стремление к реализации способностей. Предприимчивость
| Организованность и
ассертивность
| Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность
| Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность. Эффективное сотрудничество.
| Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов
| Образование
| Знания. Количество лет учебы в школе и вузе
| Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала
| Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете
| Профессионализм
| Умения. Уровень квалификации
| Качество продукции. Потери от брака
| Доходы от экспорта. Потери от аварий
| | Ресурсы рабочего времени
| Время занятости в течение года
| Количество сотрудников. Количество часов работы за год одного сотрудника
| Трудоспособное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов занятости за год
| | | | | | | | | Между тем в рамках этого потенциала существует категория людей, которая специально подготовлена и профессионально занята в процессах формирования и реализации государственных и других управляющих воздействий.
Это управленцы – администраторы. В числе особенностей приложения знания, энергии и труда людей, принадлежащих к персоналу государственного управления, можно выделить следующие:
а) ими выполняется труд, который выражается в конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности (публичных отношений), сознания, поведения и деятельности миллионов людей (упорядочение частных взаимосвязей);
б) их труд — интеллектуальный, психологически насыщенный, очень ответственный, состоящий в основном в осмыслении и продуцировании сложнейшей управленческой информации и воздействия на людей;
в) во всех их усилиях внутренне присуще проявление власти, придающее им авторитет и должную гарантию;
г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают не посредственно потребительские ценности и не удовлетворяют инидуально-личностные потребности, но формируют особый дух в материальный «продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов;
д) труд, выполняемый персоналом административного управления, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из его субъектов (исполнителей) жесткие требования в смысле подготовки, личностных дарований, поведения и общения с людьми.
Мировой опыт свидетельствует, что административный персонал управления вообще представляет собой самый ценный и воспроизводимый капитал общества и государства.
Существуют различные внутренние классификации персонала государственного управления: по административно-правовым критериям — представители власти, должностные лица, технические исполнители; по функциональным критериям — руководители, специалисты, технические исполнители. Представляется более обоснованным говорить о двух составных частях персонала государственного управления: о должностных лицах и об обслуживающих работниках. Первые (основной и определяющий состав) занимают должности в государственных органах и органах местного самоуправления и, исполняя их, реализуют определенный объем Управленческой деятельности по осуществлению компетенции соответствующего органа государства.
Должностные лица подразделяются (обычно) на: руководителей государственных органов и органов местного самоуправления; исполнительский (иногда его называют оперативно-исполнительский, функциональный) состав; специально уполномоченных представителей власти.
В обслуживающий состав входят работники, выполняющие вспомогательные материально-технические и иные операции, действия по обеспечению исполнения государственных должностей. Они заняты обслуживанием информационных процессов и другой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Их работа в принципе не носит непосредственно управленческого характера; по своему содержанию она ближе к инженерно-технической, производственной, социально-обслуживающей работе. Она выполняется на рабочих местах в соответствующих органах, анализируется и оценивается по адекватным им нормам, нормативам и стимулам.
Первичные (исходные) качества видятся:
в общекультурном аспекте — общая подготовка; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми; определенные этические и эстетические навыки; культура речи; в деловом (профессиональном) — компетентность в вопросах управления в соответствующей (по управляемым объектам) сфере общественной жизни; трудовая активность, выверенная практикой; опыт общественной и государственной деятельности; дисциплинированность, сформировавшееся чувство ответственности за результаты труда; умение повышать свою квалификацию; в личностном — моральная устойчивость, честность, самостоятельность, развитая воля, решительность, инициативность, коммуникабельность, надежность.
Принципиальное значение имеют приобретаемые качества, возникновение которых свидетельствует, как о способности человека самосовершенствоваться, так и о позитивном деловом и социально- психологическом микроклимате в коллективах государственных органов и органов местного самоуправления. Это: в числе общекультурных — знание истории страны и основных интеллектуальных ценностей современности; ораторское мастерство, навыки проведения массовых мероприятий; чувство лидерства и ответственности за него; способности масштабно мыслить; деловых — организованность; умение направлять и контролировать деятельность других; настойчивость и последовательность в реализации поставленных задач; умение разбираться в достижениях социального и научно-технического прогресса и находить способы их использования на практике; личностных — мужество; принципиальность; способность противостоять конъюнктуре и личной выгоде; умение убеждать; образцовое поведение в любых ситуациях.
Роберт И. Нолан, президент одноименной компании, предлагает следующую градацию показателей производительности [3, с. 56-57]: 50%-ная производительность — обычный уровень производительности, когда не принимают серьезных мер её повышения (рис. 3.3).
40—60% (т. е. 50%-ный уровень) не означает, что люди работают лишь половину рабочего времени.
50%-ная производительность означает, что исполнители за все предусмотренное время выполняют лишь половину регламентированной работы.
70%-ная производительность — тот уровень, который может быть принят за минимально допустимый. Работа с меньшей производительностью для фирмы невыгодна: рабочая площадь, используемое оборудование и в ряде случаев выплаченная зарплата не компенсируются соответствующей отдачей.
Число работников 100%
50%
Результативность, %
40 70 100 130 150
«Худший» «Лучший» «Новый»
работник работник работник
Рис.3.3. Соотношение результативности труда «худшего», «лучшего» и нового работников
100%-иая производительность — взята за точку отсчета. Данный уровень производительности может обеспечить средний работник при соответствующей квалификации без чрезмерного Напряжения сил (т. е. «по Тейлору» способен так работать постоянно).
Вовсе не все работники способны показывать 100%-ную производительность. Нижней границей производительности, на которую должен выйти исполнитель, имеющий определенный стаж работы, является уровень 85%.
120%-ная производительность — тот уровень, на который ориентирует система материального поощрения. «Средний» работник может работать на таком уровне с существенным напряжением своих сил. Поэтому работа с такой производительностью должна быть соответствующим образом стимулирована.
Уровень такой производительности в нашей стране достигается подавляющим большинством работников. Не «дотягивают» до него лишь единицы. Это объясняется тем, что 100%-ному уровню производительности соответствуют невысокие заработки, поэтому отделы, занимающиеся нормированием работ (ОТиЗ), закладывают соответствующее перевыполнение, то есть занижают нормы. Однако если рабочий выполняет нормы на|120%, то они (нормы) через некоторое время автоматически поднимаются. Таким образом, уровень производительности зависит не от качества нормирования, а от системы оплаты труда. В последнее время положение стало меняться (но лишь в оплате труда, а не в нормировании).
135%-ная производительность — может быть достигнута при максимальном напряжении сил и лишь очень хорошими мастерами. Для выполнения таких норм нужны соответствующие способности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|