|
Порядок характеристики класса по системам тканей и органов
1. Внешний обзор
| Части тела, органы движения, размеры и т.д.;
| 2. Покровы
| Мембраны клетки, эпителии и их производные;
| 3. Скелет
| Наружный, внутренний;
| 4. Пищеварительная система
| Органоиды (у клетки), ротовые аппараты, основные отделы кишечной трубки;
| 5. Выделительная система
| Органоиды (у клетки), разновидности основных и вспомогательных органов;
| 6. Дыхательная система
| Органеллы дыхания, основные органы, проводящие пути;
| 7. Кровеносная система
| Циркуляторные системы, начиная с цитоплазмы клетки, полостей тела червей и до кровеносных систем незамкнутого и замкнутого типа, включая лимфатическую систему;
| 8. Нервная система
| Раздражимая цитоплазматическая мембрана, различные типы и разновидности строения нервной системы;
| 9. Размножение
| Типы размножения (бесполое и половое), строение половой системы, оплодотворение и развитие;
| 10. Циклы развития
| Основные этапы постэмбрионального развития (прямого или с метаморфозом), типы личинок.
| С методологической точки зрения необходимо излагать этот материал в строго определенной последовательности (согласно определению “клетки”). Сначала рассматриваются морфологические (структурные) особенности, и только затем – функциональные. Благодаря такой логической постановке у студента вырабатывается определенный стереотип мышления. Проверка знаний и закрепление пройденного материала в течение семестра производится путем проведения 4-х рубежных коллоквиумов по соответствующим разделам курса. Для допуска к экзамену по биологии студент должен выполнить ряд требований: не пропускать занятия, представить альбом с материалами выполненных лабораторных занятий и записи лекций; представить к определенному сроку (15-30 декабря) реферат по выбранной индивидуальной теме, согласованной заранее с преподавателем; иметь допуск к экзаменам, заверенный в деканате.
Для лабораторных занятий студентам необходимо иметь белые халаты, альбом для рисования форматом 25-30х20-21см, простой грифельный карандаш 2-ой мягкости, набор цветных карандашей, фломастеры, стирательную резинку, точилку. Рисунки выполняются простым карандашом, а раскрашиваются цветными. Подписи разделов, названий тем, классификация животных на латинском языке, а также подписи и обозначения к рисункам выполняются шариковой ручкой и фломастерами.
В лабораторных комнатах для проведения занятий имеются столы с осветительными лампами и установленными монокулярными исследовательскими микроскопами (МБР–I и др.). Для проведения практических занятий широко используется демонстрационный материл из музейного фонда кафедры, иллюстративные материалы (таблицы, схемы, микрофотографии и электронограммы, микро- и макроанатомические препараты). При изучении одноклеточных животных (амеб, эвглен, инфузорий) используется прижизненная микроскопия.
Тема № 1. Введение в биологию. Биология клетки
На первом занятии студенты знакомятся с предметом и основными задачами биологии. Глобальной проблемой современности является ликвидация голода на планете. На сегодняшний день насчитывается около 2 млрд. голодающих людей. В связи с этим необходимо резко увеличить производство сельскохозяйственных продуктов. Эту задачу решают две отрасли: растениеводство и животноводство. Они базируются на фундаментальных достижениях современной биологии. Основными ее дисциплинами являются ботаника, зоология, анатомия, гистология, вирусология, цитология, физиология, биохимия, молекулярная биология, генетика и др. Ветеринарный врач обязан освоить их для того, чтобы стать высокоэрудированным и профессиональным специалистом. Особое место среди биологических дисциплин занимает экология. В условиях возрастающей деятельности человека встает задача сохранить, как можно дольше, разнообразие проявлений жизни на Земле, в том виде, в котором оно существует сегодня.
Студенты знакомятся с понятиями “живая” и “неживая” материи, критериями отличий живого от неживого, перечисляют признаки, присущие живым организмам (движение, дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост, индивидуальное развитие и другие). Следует разобрать уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, систем органов (системный), организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биоценоз, биогеоценоз), биосферный). Отметить, какие дисциплины их изучают.
Все клеточные организмы, за исключением вирусов делятся на две большие группы – п р о к а р и о т ы и э у к а р и о т ы.
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|