Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология в годы Великой Отечественной войны





Отечественная психология в 40-50-е годы

 

В 1941 г. наша страна вступила во Вторую мировую войну и, естественно, что «бои» на идеологическом фронте сразу же поутихли. Многие психологи были призваны на фронт.

Вторая мировая война существенным образом затронула практически все аспекты существования и функционирования науки: организационную структуру, направления работы и тематику исследований, формы практической деятельности, требования к научным разработкам, подготовку научных кадров и т.д.

Перевод психологии на «военные рельсы», как тогда говорили, означал:

1) изменения тематики научных исследований, отказ от ряда традиционных направлений, развитие новых предметных областей психологии;

2) осуществление преобразования в организационной структуре, пересмотр вопросов, связанных с научной координацией и развитием науки;

3) качественные изменения формы взаимодействия психологии с практикой, способствование росту прикладных практических разработок.

Одним из основных требований стала прикладная ориентированность теоретических и экспериментальных разработок на решение актуальных практических задач. В качестве ведущего критерия оценки результатов и основного ориентира при планировании научно-исследовательской работы использовались ее прикладная значимость и практическая эффективность. Это было связано, помимо прочего, и с тем, что база научных разработок перемещалась из стен и лабораторий исследовательских институтов в практические учреждения. В области психологии это были, в первую очередь, госпитали и клиники.



Другим важным требованием к научным разработкам явилось существенное сокращение сроков исследований. Это было обусловлено не только тем, что ситуация на фронтах требовала оперативности во всех вопросах, но и тем обстоятельством, что результаты исследований с нетерпением ожидались практическими работниками для использования их в повседневной деятельности.

Очень часто именно от оперативности получения результата экспериментально-научной разработки зависела жизнь конкретных людей. Тем самым формулировалось еще одно требование – открытость, доступность результатов исследований широкому кругу ученых и практических работников.



Условия военного времени обусловили и ряд особенностей проведения научно-исследовательской работы в области психологии.

Во-первых, как правило, большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами других профессий. Это позволяло не только комплексно решать все аспекты проблемы, но и использовать для этого данные из других областей знания.

Во-вторых, подавляющая часть исследований включала полный, завершенный цикл разработки: от теоретического обоснования – через экспериментальную проверку – до практического внедрения.

В-третьих, не теоретические выкладки и положения определяли программу, процедуру и методы исследования, а конкретная практическая задача и реальные возможности ее решений. В наибольшей степени это было типично для разработок по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых бойцов.

Таким образом, основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились:

– четко выраженная прикладная направленность;

– единство научно-исследовательской и научно-практической работы;

– сокращенные сроки проведения;

– открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;

– междисциплинарный характер;

– завершенность исследовательско-внедренческого цикла;

– практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.

Основными задачами, которые были поставлены перед психологией, являлись:



1) активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени;

2) изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации;

3) осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний и др.

Можно выделить несколько основных направлений, по которым велись психологические исследования в военное время.

Во-первых, изучались особенности слуховой и зрительной чувствительности в различных видах военной деятельности. В результате удалось вчетверо повысить чувствительность и эффективность наблюдения у солдат и специалистов, обслуживающих зенитные точки ПВО. Были разработаны методы борьбы с ослеплением глаз светом прожекторов (К.Х. Кекчеев) и со снеговой ослепимостью (С.В. Кравков). В августе 1941 г. группа ленинградских психологов под руководством Б.Г. Ананьева провела экспериментальное исследование по улучшению свето- и звукомаскировки города, результаты которого нашли практическое применение уже осенью 1941 г.

Во-вторых, был проведен ряд исследований по изучению психологических особенностей боевой деятельности, ее связи с личными качествами человека и условий совершенствования. Наиболее фундаментальной в этом направлении была работа Б.М. Теплова «Ум полководца», к которой на основе анализа индивидуальных особенностей личности и деятельности А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Наполеона автор выявил систему качеств мышления и личности полководцев, определяющих успешность их военной деятельности. В годы войны с этой работой знакомились военачальники, офицеры штабов и политорганов. В наше время ее изучают слушатели военных академий, офицеры, генералы и т.д.

В-третьих, разрабатывались психологически обоснованные пути совершенствования обучения военных специалистов. Так, психологи К.К. Платонов, Т.Г. Егоров, Е.В. Гурьянов и др. на специальном тренажере изучали закономерности формирования сложных навыков у летчиков, навыков реагирования на быстро движущиеся объекты, опознания различных типов самолетов. Большое место в этих исследованиях занимали проблемы утомления летного состава, путей преодоления напряженности в полете, влияния пониженного барометрического давления на сенсорные функции летчиков. Результаты этих исследований использовались при обучении курсантов авиационных училищ, а также в боевых авиационных частях.

В-четвертых, изучались подходы, пути и методы восстановления движений и высших психических функций, нарушенных в результате ранений и контузий. Эта работа проводилась под руководством А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца в восстановительных эвакогоспиталях Москвы, Казани, Урала, Горьковской области. Основанная на ряде теоретических положений, сформулированных Л.С. Выготским и психофизиологом Н.А. Бернштейном еще в 30-е годы, она принесла не только реальную помощь большому числу раненых и контуженых, но и позволила углубить понимание некоторых общих проблем деятельности мозга и психики. Итог этих исследований были подведены А.Н. Леонтьевым и А.В. Запорожцем в книге «Восстановление движений» (1945 г.), а затем А.Р. Лурия в книгах «Травматическая афазия» (1947 г.) и «Восстановление функций мозга после военной травмы» (1948 г.).

Одной из важнейших научно-практических задач, решаемых психологами в интересах советского государства и общества в ходе Великой Отечественной войны, являлось восстановление боеспособности и трудоспособности раненых бойцов. Основными центрами, где психологами осуществлялась эта работа, были тыловые эвакуационно-восстановительные госпитали. Наибольшее число психологов трудилось над решением этой задачи: в госпитале, организованном А.Р. Лурия на базе санатория в деревне Кисигач вблизи г. Челябинска на Южном Урале; в госпитале в деревне Кауровка около г. Свердловска (ныне Екатеринбург), научным руководителем которого был А.Н. Леонтьев, в госпитале в г. Тбилиси в Грузии, научными консультантами которого являлись Б.Г. Ананьев и Д.Н. Узнадзе.

Основная цель усилий психологов по возвращению раненых бойцов в ряды Красной Армии или к трудовой деятельности в значительной мере состояла в восстановлении утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм. Надо отметить, что работа по восстановлению функций всегда была одной из важнейших задач медицинской практики в условиях военного времени. Великая Отечественная война в этом отношении не являлась исключением. Благодаря колоссальным усилиям советских медиков, учитывая огромное число раненых (как известно, Великая Отечественная война была самой кровопролитной из всех войн на Земле) и тяжелейшие условия работы врачей (особенно во фронтовой и прифронтовой местности), на основе мероприятий, связанных с медикаментозным лечением и хирургическим вмешательством, удавалось возвращать в действующую армию или к трудовой деятельности значительное число раненых. Однако психологи нашли свое, очень важное место в этой работе.

Медики хорошо знали о том, что функции непосредственно нарушенных участков мозга не восстанавливаются и что функции нарушенной периферической нервной системы восстанавливаются чрезвычайно медленно в результате прорастания центральных отрезков нерва на периферию. С учетом этих фактов, особое внимание всегда уделялось восстановлению функций путем викариата (т.е. перемещением их к другим, как правило, симметричным органам) и путем «растормаживания» функций там, где поражение участков нервной ткани вело к их временному торможению. Психологи же, по сути, предложили еще один путь восстановления утраченных функций – путь их функциональной перестройки.

Еще в результате довоенных психофизиологических исследований было высказано предположение, что любая сложная функция (речь, письмо, счет и др.) на самом деле является сложной функциональной системой, основанной на совместной работе не одного локального участка мозга, а многих участков мозговой коры. При этом каждый из этих участков, являясь частью коркового представительства того или иного анализатора, вносит свой специфический вклад в осуществление деятельности этой функциональной системы.

Именно в результате этого поражение одного участка коры мозга приводит к нарушению всех процессов, которые опираются на участие данной корковой зоны. Эта функциональная системность строения мозга и осуществления сложных видов психической деятельности приводит к тому, что разрушение различных участков мозга имеет следствием нарушение одной и той же функциональной системы (например, произвольного действия, речи или письма). В то же время, это нарушение каждый раз будет отличаться своеобразными особенностями протекания и может быть нивелировано путем компенсационного включения в осуществление этой нарушенной деятельности новых сохранных участков коры головного мозга. Именно на этом направлении восстановления нарушенных функциональных систем и сосредоточили свои усилия психологи.

Определяя роль и задачи психологов в клинической работе по восстановлению нарушенных функций, А.Р. Лурия выделил следующие взаимосвязанные исследовательские задачи: установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; системное описание проявлений различных нарушений мозга.

Соответствующие же практические задачи включали: разработку методов диагностики локальных мозговых поражений или осложнений, вызванных ранениями, и разработку рациональных, психологически обоснованных методик, приемов и упражнений восстановления нарушенных психических функций.

В годы войны психологами проводилась клиническая работа по восстановлению движений и речи (речевой артикуляции, понимания речи), письма и чтения, слуха и зрения, процессов счета и пространственных операций, динамики мыслительных и познавательных процессов, по компенсации дефектов праксиса и гнозиса.

Одним из возможных путей восстановления нарушенной психической функции является «растормаживание» временно угнетенных или отключенных нейрональных структур мозга (так называемое постепенное спонтанное восстановление функций). Это динамическое угнетение функций, связанное, как правило, с нарушением возбудимости нервных клеток и нарушением проводимости синаптического аппарата может держаться очень долго. Поэтому задачей врачей является поиск путей активизации, ускорения процесса спонтанного восстановления заторможенной функции. Именно эту задачу в годы войны и решали успешно советские психологи в сотрудничестве с физиологами и неврологами.

Однако не всегда причиной торможения функций мозга являлись только нарушения возбудимости нервных клеток и медиаторного обмена. Иногда торможение функций было вызвано своеобразной фиксацией в сознании раненого первоначального дефекта (фиксированное угнетение). В этом случае действенным оказывалось коренное изменение психических установок личности. Опыт работы психологов по восстановлению заторможенных функций путем изменения установок личности подробно проанализирован как при травмах головного мозга, так и в случаях периферических ранений верхних конечностей.

Но ценность работы этих психологов состояла в том, что ими разрабатывались конкретные методики и лечебные процедуры воздействия, которые оперативно осваивались и применялись в практике большим числом врачей и медицинских работников.

Другой способ восстановления мозговых функций состоял в глубинной перестройке нарушенной деятельности. Он состоял в том, что функция, нарушенная вследствие мозгового поражения, существенным образом перестраивается и после восстановления начинает осуществляться с помощью совершенно иных, новых, оставшихся сохранными мозговых структур. Именно на этом направлении лечебно-восстановительной терапии были сконцентрированы основные усилия советских психологов в годы войны.

Можно сказать, что фактически не осталось ни одного более или менее серьезного нарушения мозговой деятельности, применительно к которым не были бы выработаны соответствующие лечебно-восстановительные методики и процедуры.

Вот перечень нарушений психонервной деятельности, восстановлением которых занимались психологи в годы войны:

1. Двигательные дефекты интеграции (различные парезы и нарушения тонуса и координации движений).

2. Дезинтеграция двигательных актов при поражениях высших уровней кортикальной организации (различные виды апраксий, или нарушений структуры действий: разрешение пространственной и временной организации движения, внутреннего кинестетического и условно-символического плана действия, нарушения предметного уровня организации движения).

3. Нарушение оптического гнозиса зрительного восприятия (разные формы оптической агнозии: литерализная (от слова литера, т.е. буква) оптическая и вербальная алексии, сужение поля зрительного восприятия).

4. Дефекты речевых функций (разные формы травматической афазии: нарушение артикулированной речи, четкого различения речевых звуков, константного смысла слов и спонтанного воспоминания речевых образцов, письма и чтения, понимания и продуцирования развернутой фамматической речи, активных форм речевого мышления).

5. Нарушения активного мышления (деменция, изъяны спонтанного течения мысли).

Перед медицинскими психологами, работавшими в психиатрических клиниках, были поставлены несколько иные задачи: организация лечения военнослужащих, страдающих нервно-психическими заболеваниями; консультативная работа в эвакуационных, т.е. расположенных в тылу, госпиталях; проведение нервно-психиатрической военно-врачебной экспертизы; обеспечение бесперебойной работы психиатрических больниц.

Таким образом, подводя итоги организационно-структурным преобразованиям в сфере психологической науки и ее кадровому обеспечению, необходимо сделать следующие выводы:

1. Нужды военного времени привели к значительным трансформациям в структуре управления психологической наукой. При этом акцент был сделан на его централизацию и создание широкой сети новых психологических центров и организаций научно-исследовательской, научно-методической и научно-практической ориентации.

2. Процесс эвакуации психологических институтов и лабораторий, научных сотрудников из центрально-европейской части страны в другие, тыловые районы способствовал интенсификации научной деятельности по психологии в провинциальных учебных и клинических заведениях, пропаганде и распространению психологических знаний.

3. В целом существенно окрепли организационные основы психологической науки, которые были в определенной мере поколеблены после Постановления о педологии 1936 г.

4. Несмотря на трудности военного времени, продолжалась активная работа по подготовке специалистов-психологов, потребность в которых все более увеличивалась.

Многогранной и многоаспектной была деятельность советских психологов в годы Великой Отечественной войны:

– проведение научных исследований по оборонной тематике;

– работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;

– обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;

– развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;

– непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);

– строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).

Еще одной формой практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и проведение военно-врачебной экспертизы.

Основная проблема научно-исследовательской деятельности эвакогоспиталей – лечение военно-травматических повреждений. Этой основной оборонной проблеме было посвящено 90 процентов всей тематики плана. Что характерно, 36 научно-исследовательских тем (т.е. более 26 процентов от их общего числа) было посвящено лечению огнестрельных ранений черепа, мозга и периферической нервной системы, при этом данная тематика касалась в основном вопросов углубления и уточнения диагностики травм черепа и мозга и показаний к оперативному вмешательству при поражении периферической нервной системы. Естественно, что в разработке этих тем важная роль принадлежала психологам.

Из более чем двух десятков тем, две имеют непосредственное отношение к психологии и ориентированы на самое активное участие психологов. Первая из них – проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения.

Вторая проблема – нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам:

Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение.

Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними.

Необходимо отметить, что тематика по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых в ходе войны расширялась и конкретизировалась. При этом надо подчеркнуть рост удельного веса психологической (психолого-психиатрической, психоневрологической, психолого-педагогической, патопсихологической) тематики.

И надо подчеркнуть, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов:

– травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов и их динамика);

– инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы);

– психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий);

– экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий);

– терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности).

В соответствии с изменившимися на втором этапе войны задачами в число основных проблем научно-исследовательской работы в области здравоохранения на 1944 г., помимо традиционных для первых лет войны, включены такие как: психоневрологические принципы трудового обучения и трудоустройства нейроинвалидов, посттравматические психические изменения и трудоспособность больных при них и ряд других.

Анализ психологической тематики научно-исследовательских работ, выполняемых в 1944 г. в различных психологических центрах, показывает, что тема воспитания личности бойца также занимала в ней важное место. Она включала следующие исследовательские проекты: «Активность личности» Н.Б. Добрынин (Москва); «Воспитание воли» К.Н. Корнилов (Москва); «Учение о характере» Криштот (Махачкала); «Воспитание воли и характера бойца» Н.Д. Левитов (Москва); «Воспитание бесстрашия и презрения к смерти» Сетковский; «Среда и характер» И.Б. Случевский (Уфа); «Основы психологической теории личности» Н.А. Соколов (Орджоникидзе); «Воспитание героизма» З.В. Столица (Москва); «Воспитание смелости» М.П. Феофанов (Тулун); «Воспитание воинской инициативы и находчивости» Н.П. Ферстер (Москва); «Воспитание бесстрашия» Г.А. Фортунатов (Москва); «Воспитание решительности» О.А. Чернышева (Москва); «Воспитание храбрости по Суворову» К.А. Шерышев (Москва); «Воспитание воли» В.А. Яковлев (Тамбов) и т.д.

Основными объектами общепсихологических исследований являлись бойцы, что, естественно, опpеделялось спецификой и тpебованиями военной обстановки, и дети, пpедставляющие собой, с одной стоpоны, наиболее доступный в военных условиях объект для исследования, с дpугой стоpоны, в силу своей психологической уязвимости, подвеpженности стpессам и высокой pеактивности на экстpемальные воздействия, нуждающиеся в психологическом изучении, контроле и защите. Поэтому общепсихологические аспекты в научных исследованиях военных лет были тесно связаны с психолого-педагогическими.

В условиях войны основные направления исследовательской деятельности, ее тематика достаточно точно отражали объективный социальный запрос общества. Это выражалось в превалировании прикладных разработок, в преобладании исследований конкретно-эмпирического характера, в отсутствии абстрактных формулировок, в фокусированности проблемного поля исследования на наиболее важных, практически значимых проблемах психологии личности.

Важно познакомиться и с тематикой работ психологов в 1945 г., проводимых в учреждениях созданной в самом конце войны Академии педагогических наук. К числу основных направлений научно-исследовательских работ отнесены: содержание и методы умственного, нравственного и эстетического воспитания детей; изучение вопросов детской и педагогической психологии в связи с задачей улучшения качества обучения и воспитания в школе; разработка важнейших проблем теории и практики воспитания слепых, глухонемых, умственно отсталых детей, а также взрослых с черепно-мозговыми ранениями.

Таким образом, можно прийти к выводу, что тематика психологических исследований:

во-первых, имела четко выраженную военно-оборонную направленность (вне зависимости от ведомственной принадлежности психологических центров);

во-вторых, отличалась существенной динамикой в 1941-1945 гг. в соответствии с актуальными задачами военного времени.

Успехи, достигнутые психологией в военное время, уже тогда получили большое общественное признание, возрос ее авторитет. Поэтому не случайно, в 1943 г. были открыты первые психологические отделения в Московском и Ленинградском университетах и началась вузовская подготовка квалифицированных специалистов-психологов. В соответствии с задачами военного времени пересматривались учебные программы, планы работ, содержание лекций. Был существенно изменен курс по психологии, а также содержание лекций по темам «Характер», «Воля». В это же время началось преподавание психологии в школах, и появился первый советский учебник по психологии для средней школы (автор – Б.М. Теплов).

В 1943 г. по решению правительства была создана Академия педагогических наук РСФСР, в состав которой вошел и Институт психологии. Действительными членами этой академии стали К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов.

Основными задачами Академии наук являлись: научная разработка вопросов психологии, подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по психологии.

После 1936 г., когда были закрыты педологические отделения в учебных институтах, подготовка психологов в стране в значительной мере сворачивается. В качестве основных, базовых структур подготовки психологических кадров остаются лишь кафедры педагогики в педагогических институтах. Однако, поскольку это была все-таки не специализированная, не профильная подготовка психологов, объем учебных часов, выделяемых на изучение психологических дисциплин, был ограничен. Поэтому выпускники этих кафедр далеко не всегда получали фундаментальную и глубокую психологическую подготовку.

И в этой связи, создание именно в годы войны психологических кафедр и отделений в Московском и Ленинградском университетах (а в 60-е гг. на их основе и факультетов психологии), занимающихся специализированной подготовкой профессиональных психологов, не только позволило существенно повысить качество образования психологов, но и свидетельствовало об общественной потребности в кадрах специалистов-психологов.

При этом необходимо отметить, что в годы войны продолжалась работа по совершенствованию учебных программ и учебных курсов по психологии. Так, за период 1941-1945 гг. кафедра психологии Ленинградского педагогического института разработала новые учебные программы таких учебных дисциплин, как: психология учения, психологический практикум (на 17, 39, 68 учебных часов), история психологии, психология дошкольника, психология школьника (и специальные семинарские занятия к этому курсу).

В годы войны продолжалась и даже интенсифицировалась подготовка психологов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук.

 

Достижения, которых добилась отечественная психология в годы войны, объяснялись тем, что все исследования осуществлялись психологами на основе тесного единства психологической теории, точного эксперимента и прикладной направленности выполняемых разработок (принцип, сформулированный еще Выготским).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.