Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство треченто (XIV в.)





Искусство европейского Возрождения

Ренессанс (фр. Возрождение) - переходный этап от Средневековья к Новому времени.

Переход от средневекового спиритуализма, надындивидуальности, отрешенности - к обмирщению, индивидуализации, антропоцентризму раньше всего произошел в области пространственных искусств. В Италии зачинателями нового направления в живописи стали Донателло и Мазаччо, в Нидерландах - Слютер и Ван Эйк, во Франции - Ж.Фуке, в Германии - М.Лахео. В XV-XVI вв. возникают светский портрет, пейзаж и бытовой жанр, памятник как вид искусства. Появляются приемы реалистического изображения - перспектива, антропометрия, пропорции.

Искусство Итальянского Возрождения

Проторенессанс (дученто – треченто)

Дученто (ит. ducento - букв. двести) - тринадцатый век. В период XII и XIII вв. Возрождение было чисто итальянским явлением, Это было время расцвета городских коммун, отхода от позднеготического канона. Центр культуры переместился из монастыря, замка и поместья в город.

В возникновении феномена Возрождения огромную роль сыграл особый характер городов центральной и северо-восточной Италии - Флоренции, Милана, Генуи, Пизы, Венеции и Рима. Они были городами мастеров. Так, во Флоренции в мастерских цеха шерстянщиков работало около 30 тыс. человек, что составляло треть городского населения.



В первой половине XIII в. единственным очагом светской культуры в Италии был двор императора Фридриха II Гогенштауфена в Сицилии, где наряду с увлечением античностью, эпикурейской философией, математикой возникла светская поэзия на итальянском языке.

Во второй половине XIII в. в городах шла ожесточенная борьба, в результате которой владетельные сеньоры потеряли не только контроль над городами, но и не имели права появляться в своих бывших владениях (горожане просто откупались от своих бывших сеньоров) под страхом смерти.

Для дученто характерно соперничество локальных школ, таких, как флорентийская, римская, пизанская, индивидуализация художественного творчества, интерес к античному искусству.

Скульптура дученто

Никколо Пизано (1220-1284.) начал свою деятельность на юге Италии при дворе императора Фридриха Гогенштауфена. Одним из произведений, сыгравшим значимую роль в развитии итальянской скульптуры, стала кафедра пизанского баптистерия, представляющая монументальное сооружение, которое украшали скульптуры и рельефы с евангельскими сценами. Люди здесь изображены уже не в готической традиции – усиливаются черты реализма, эмоциональность. Схожую кафедру в пизанском храме затем создал его сын Джованни Пизано.



Арнольфо ди Камбио(1245-1310). Помимо того что мастер был выдающимся архитектором (см. ниже), он также работал над украшением храмов (скульптура тогда еще не обрела самостоятельного значения). Ди Камбио привнес в свои творения не только реалистическую точность деталей, но и различные степени выражения чувств от мягкого лиризма до степенного величия (статуя святого Петра).

 

Живопись дученто

Среди ведущих художников дученто - Чимабуэ, П. Каваллини, Джотто, играющий в становлении живописи Возрождения такую же роль, как Данте в литературе.

Джотто ди Бондоне (1266-1337) – мастер фрески, находился под влиянием искусства Византии. К его ранним творениям относятся фрески на тему Ветхого и Нового Завета и жития св. Франциска. В 1304 г. в Падуе Джотто приступает к росписям в капелле Скровеньи. Цикл росписей посвящен жизнеописанию Марии и Христа. Двойное посвящение храма диктовало и двойной смысл живописного цикла. Начало повествования - история родителей Марии, затем следует рассказ о рождении, детстве и юности Марии. Во втором ярусе слева представлены деяния Христа. В нижнем ярусе правой стороны показаны трагические события, начиная с «Тайной вечери». Художник использует ярко-синий фон, его фигуры уже не выглядят каноничными, возрастает роль пейзажа, интерьера, бытовых деталей, усиливается драматизм. Работы Джотто драматичны автор сумел передать сложную гамму человеческих чувств («Воскрешение Лазаря», «Поцелуй Иуды», «Положение во гроб»).



Одним из открытий Джотто является перспективное построение, которое утверждало в качестве своей основы соответствие воспринимаемой природе. Логика развития системы перспективного изображения обусловила и необходимость передачи светотени, тонально-цветовых отношений, пространственных планов. Перспективное изображение рассчитано на эффект присутствия наблюдателя, рассматривающего всю совокупность объектов со строго фиксированной точки зрения. Это был чисто человеческий взгляд на мир.

 

Старший современник Джотто Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319) - основатель сиенской живописи, чье творчество было ориентировано на византийскую традицию. Преобладающим у Дуччо является изысканный колорит и декоративизм («Маэста» - изображение мадонны, величаво сидящей на троне, обычно в окружении ангелов или святых).

 

Лоренцетти Пьетро (1280-1348) - представитель сиенской школы живописи, который внес в изображения элементы реалистического мировосприятия, передавая объемное пространство интерьеров с помощью перспективы («Тайная вечеря»).

Искусство треченто (XIV в.)

Треченто - время реготизации (возвращения к готике) в искусстве Италии. Интернациональная готика явилась выражением кризисных факторов политики конца XIV в. (кризис Священной Римской империи, Столетняя война между Францией и Англией, раскол церкви, опасность турецкого нашествия). Экономической катастрофой стал крах флорентийских банков в середине XIV века. «Черная смерть» вызвала волну религиозного фанатизма. Интернациональная готика в искусстве западноевропейских стран появилась около 1390 г. Тесное соприкосновение с ней обогатило итальянское искусство, впервые пробудив у художников интерес к частому, конкретному, остро-характерному. Языку интернациональной готики была свойственна хрупкость или сухощавость в изображении человека, ломкость складок, стилизованность гибких, вьющихся линий.

Живопись

Религиозный кризис привел к появлению в искусстве новых тем и возникновению картин нового типа - небольших алтарей для домашнего богослужения.

В Авиньоне под меценатством папского двора работали многие итальянские и французские художники, в том числе и сиенец Симоне Мартини (1284-1344). В первой трети XIV в. он создал монументальную фреску «Маэста» («Величие») для зала Большого совета Палаццо Публике в Сиене, напротив поместив портрет кондотьера Гвидориччо да Фольяно(один из первых реалистических портретных изображений). Мартини воплощал в своем творчестве дух уходящего рыцарства, «осени Средневековья». Ему принадлежат сцены из жизни св. Мартина, покровителя воинов. Многие работы художника пронизаны лиризмом («Благовещение»).

 

В живописи треченто создателем нового для итальянской живописи: образа Мадонны, царственно-величавой и одновременно полной нежных материнских чувств, стал Амброджо Лоренцетти (ум. 1348) - один из крупнейших живописцев эпохи треченто, постоянно проявлявший интерес к античности, самостоятельно разработавший проблему прямой перспективы. Главная его работа - многоплановая композиция «Доброе и злое правление и их последствия». Лоренцетти отказался от схематизма в изображении природы и городского пейзажа, внес в живопись жанровые элементы.

В живописи конца XIV - начала XV вв. самым значительным жанром становится миниатюра, так как в широких кругах возникло стремление к интимизации религиозной жизни.

 

Скульптура

Скульптура треченто обособляется от стены, получает самостоятельное существование в отдельных монументальных ансамблях, церковных кафедрах, надгробных памятниках, городских фонтанах. Новые тенденции в скульптуре наметились раньше, чем в архитектуре и живописи.

У бургундского герцога Филиппа Смелого в Дижоне работал крупнейший скульптор эпохи Клаус Слютер (1340-1406), выходец из Нидерландов. Он выполнил ряд статуй для портала монастырской церкви-усыпальницы бургундских герцогов, в том числе статую Филиппа Смелогои др., отличающиеся живостью индивидуальных характеристик. Статуи пророков, особенно могучая фигура старца Моисея, замечательны монументальной обобщенностью форм, смелостью изображения сильных, мужественных характеров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.