Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 21. Типы основных словообразовательных значений и способы их выражения. Словообразование основных частей речи





I. Комплексные единицы словообразования. Словообразовательный семантический образец.

Способ словообразования - алгоритм построения производных слов, определяемый характером словообразовательного форманта.

Словообразовательная пара - два однокоренных слов, связанных отношениями непосредственной мотивации, т.е. производное отличается от производящего одним словообразовательным формантом.

Словообразовательная цепочка - ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности.

Словообразовательная парадигма - совокупность всех однокоренных слов, образованных от одного производящего.

Словообразовательное гнездо - совокупность слов, образованных от одного корня, находящихся с ним и друг с другом в отношениях разных степеней производности.

Словообразовательный тип - схема построения производных слов, отвлеченная от конкретных лексических значений и характеризующаяся тремя признаками в совокупности: а) общность частеречной принадлежности производящих и общность частеречной принадлежности производных; б) общность словообразовательного форманта; в) общность словообразовательного значения.



Иначе говоря, словообразовательный тип – это совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми словообразовательными связями, единым словообразовательным значением и единым словообразовательным средством. Например, краснота, духота, прямота, доброта. Нарушение этого единства ведет к нарушению единого словообразовательного типа.

Словообразовательная модель – это формально-семантический образец образования новых слов В ее основе лежит схема строения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Например, основа глагола + суффикс –тель со значением действующего лица. В пределах одного словообразовательного типа может быть выделена одна или несколько моделей в зависимости от характера морфонологических явлений, сопровождающих образование слов. Применительно к словообразовательному типу (модели типа) употребляются понятия продуктивности – непродуктивности.

Продуктивным является словообразовательный тип, по образцу которого в современном русском языке образуются новые слова. Непродуктивным словообразовательным типом является такой, по образцу которого в современном русском языке новые слова не образуются.



 

Исходным словом в гнезде («вершиной» гнезда) является непроизводное слово, от него выстраиваются словообразовательные цепочки.

туман

_____________________|_____________________

| |

туман-н-ый за-туман-ива-ть

_______|_________ |

| | за-туман-ива-н`и-i-ь (ни-е) и т.д. туман-н-ость туман-н-о

 

муж

_____________________________________|__________________________ | | | | | муж-ик муж-ск-ой муж-еств-о воз-муж-а-ть за-муж

| | | |

по-муж-ск-и муж-еств-енн-ый воз-муж-а-л-ый за-муж-еств-о

| |

муж-еств-енн-ость воз-муж-а-л-ость

 

 

гора

_______________________________|____________________________

| | | | | |

при-гор-ок на-гор-ный гор-н-ый гор-ист-ый гор-ец гор-ск-ий

| |

гор-н-як гор-ист-ость

|

гор-н-яц-к-ий

|

по-гор-н-яц-к-и и т.д.

 

Все слова, входящие в данное словообразовательное разветвление, являются однокорневыми родственными словами.

II. Способы словообразования.

I. Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

II. Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыре ста), наконец (на конец), сейчас (сей час).



III. Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д.

IV. Морфологическое словообразование. Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, – сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

1. Сложение – это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усечённых основ (зав-уч, зам-пред). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т. п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

 

2. Безаффиксный способсловообразования, т. е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных.

Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например:

светлый и розовый → светло-розовый,

оборачиваемость товара → товарооборачиваемость,

овощ и хранилище → овощехранилище,

защита рыб → рыбозащита,

официальный и деловой → официально-деловой,

научный и популярный → научно-популярный,

русский и английский → русско-английский.

 

Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например:

запись актов гражданского состояния → загс,

агропромышленный комплекс → АПК,

государственный аппарат → госаппарат,

радиостанция → рация,

заведующий хозяйством → завхоз,

заведующий учебной частью → завуч,

заведующий складом → завскладом,

военный комиссариат → военкомат,

банковский автомат → банкомат.

Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиатурой.

 

Сращение (слияние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 536). Например:

высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый,

мало исследованный → малоисследованный,

быстро растворимый → быстрорастворимый.

 

3. Аффиксация- наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции - использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций - словообразующей и формообразующей - наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний. Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь - начало действия, лежать и полежать - ограниченность действия во времени).

А) Суффиксальный способсловообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.

Б) Префиксальный способсловообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, приятель, ранний, давать.

В) Суффиксально-префиксальный способсловообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по; про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

Г) Постфиксальный способсловообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные – -то, -либо, /-нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать - разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый - резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить–переговариваться).

 

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Производные основы слов соседний, отделка, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слово сосуществование – префиксальным, а слова затылок и сбиться – суффиксально-префиксальным.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов - исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор - новатор, дирижер - ухажер).

При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксомучитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке. Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово. Например, наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы -aт, -ант, -ант, -ур и производящую основу доктор. Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса -ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам. В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.