Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Программа изучения личности учащегося.





Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка

1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.

2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к сво­им занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.

3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.

4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.



5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

Основные черты личности ученика.

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах -в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.

2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь споим трудом школе и обществу.



Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность и себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

Характер социализации ребенка

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности к общественной работе. Работа в детских! (юношеских) организациях.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность в умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.



IV. Методические рекомендации по выполнению конспекта урока по психологии.

Конспект необходим на начальном этапе преподавательской деятельности. Для студента-практиканта составление конспектов уроков психологии является обязательным этапом освоения преподавательской деятельности. Работа над конспектом позволяет организовать учебный материал, его логическую последовательность; определить соотношение звеньев урока; уточнить формулировки и понятия.

Конспект отражает педагогический замысел урока, является его моделью, сценарием; раскрывает ход урока, деятельность педагога и учащихся на всех его этапах, начиная с постановки задач и заканчивая подведением итогов урока. В конспекте прописывается тема урока, тип, вид урока, цели и задачи урока, перечень средств обучения и оборудования, план урока. Дословная запись дает возможность практиканту подготовиться к свободному (без конспекта) ведению урока.

Дидактические требования к современному уроку

- четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и самостоятельность учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения.

 

V. Структура психологического анализа урока.

1. Логичность и содержательность урока (выдержанность всех компонентов структуры урока).

2. Соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям: а) ведущему сенсорному каналу, б) колебаниям работоспособности, в) темпу психической деятельности, г) уровню общей и предметной подготовки учащихся.

3 Темп урока: адекватный, неадекватный.

4. Эмоциональный фон (положительный, психосберегающий, отрицательный, истощающий).

5. Преобладание поля (визуального, аудиального, кинестетического, все виды).

6. Речевая среда (преобладание речи а) педагога (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций); б) преобладание речи учащихся.

7. Формирование общеинтеллектуальных умений: а) умение выделять и осознавать учебную задачу, б) умение удерживать учебную задачу, в) умение строить план деятельности и способы се осуществления, г) умение строить гипотезу и прогнозировать результат, д) осуществление контроля и самооценки, е) умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, ж) умение пользовать вспомогательными материалами (таблицами, схемами и т.д.), з) умение слушать и слышать речь другого.

В. Личностно-мотивационный компонент: а) побуждение учащихся к самоанализу, б) применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор, в) использование ошибок как обучающих моментов, г) использование проблемных и творческих заданий.

9. Позиция педагога, психолога по отношению к учащимся: а) взрослый-ребенок, б) родитель-ребенок, в) взрослый-взрослый, г) ребенок-ребенок.

10. Поведение педагога-психолога на уроке а) авторитарное, б) развлекательно-заигрывающее, в) заинтересованное-демократическое.

11. Реакция педагога, психолога на неуспех в деятельности учащихся, на неправильные ответы и неудачные вопросы а) адекватная, б) неадекватная.

12. Поведение учащихся а) подчинение, б) свободное общение в рамках темы, в) пассивное участие, г) отсутствие интереса, д) свободное общение не по теме урока.

VI. Схема анализа учебной ситуации, беседы

Содержание учебной ситуации, беседы Наблюдения студента-практиканта
Педагог-психолог:…… Клиент (учащийся, учитель, родитель): …….. Педагог-психолог:…… Клиент: …….. 1. Особенности речи, мимики, жестикуляции и т.п. 2. Действия педагога-психолога

 

Общие выводы об эффективности, предпринятых действий педагогом-психологом или классным руководителем в анализируемой ситуации, предположения о возможных путях дальнейшей работы.

 

VII. Самоанализ деятельности студента – практиканта.

Примерный перечень вопросов для составления

основной части отчета

1. Дайте характеристику деятельности педагога-психолога/ специалиста по социальной работе в вашем учреждении.

2. Какие актуальные проблемы стоят сегодня перед педагогом-психологом/ специалистом по социальной работе? Каков механизм их решения в современных условиях?

3. Охарактеризуйте потребность в педагоге-психологе/ специалисте по социальной работе, его место и значение для современного российского общества.

4. Обоснуйте роль знаний и нравственно-гуманистической подготовки педагога-психолога/ специалиста по социальной работе для эффективной профессиональной деятельности?

5. Обоснуйте нормы делового этикета в сфере Образования/ социальной сферы.

6. Соблюдаются ли нравственно-этические нормы и правила во взаимоотношениях с клиентами в том учреждении, где Вы были на практике?

7. Охарактеризуйте особенности состояния здоровья, психологические и нравственные качества и способности человека, необходимые для данной профессии.

8. С какими основными направлениями профессиональной деятельности вы познакомились в процессе практики.

9. Охарактеризуйте категории населения, нуждающихся в помощи педагога-психолога/ специалиста по социальной работе .

10. С вашей точки зрения с какими специалистами должен сотрудничать педагог-психолог/ социальный работник, решая возникшие проблемы.

Примерный перечень вопросов для составления

заключения отчета

11. Какое задание было для Вас самым трудным (легким), интересным (неинтересным)?

12. Удалось ли Вам реализовать свои замыслы, план работы?

13. Были ли в ходе практики условия для самостоятельной деятельности, для проявления Вашей индивидуальной позиции?

14. Ваши достижения?

15. Какие трудности возникали? Каковы причины этих трудностей? Каким образом эти трудности были решены? Кто оказывал помощь в решении трудностей?

16. Что полезного вы извлекли для себя, как будущего специалиста, из этой практики?

17. Какие знания, умения, навыки получили?

18. Совпали ли ваши ожидания от проделанной работы с реальными результатами?

19. Чего Вы ожидаете от следующей практики?

20. Ваши предложения по организации и проведению практики.

 

Студент выбирает один из двух вариантов содержания учебной практики в зависимости от типа учреждения, на базе которого будет проходить практику. Так, 1 вариант составлен для прохождения практики студентом в учреждениях образовательной сферы, а 2 вариант- учреждениях социальной сферы.

1 вариант

Таблица 1

Основные этапы учебной практики и содержание работы

Задания Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап
1.Познакомиться с программой практики, распределением со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Участие в работе установочной конференции.     Оформить во введении отчета: - цель и задачи практики, - содержание заданий.
Основной этап*
1.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. 2. Ознакомление с учебно-воспитательной работой образовательного учреждения:       - тип учебного заведения; - основные направления работы, характеристика педагогического коллектива; -характеристика контингента учреждения; режим работы; -особенности воспитательной работы (направления и традиции); -детские общественные организации, органы самоуправления; материальная база, трудности в работе и.т.д.     Привести в основной части отчета: -общие сведения о школе, ее структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; -о контингенте обучающихся.  
3.Знакомство с воспитательной системой учреждения.   -изучение плана воспитательной работы классного руководителя; -знакомство с системой планирования воспитательной работы; -планирование воспитательных дел на период практики (совместно с классным руководителем) – психологические, эстетические, познавательные, экологические и др.; -самостоятельное проведение воспитательных дел (2-3 за период практики); -анализ воспитательных мероприятий. Привести в основной части отчета: цели, задачи воспитательной работы классного руководителя, мероприятия; - конспекты воспитательных мероприятий с самоанализом.
4.Знакомство со спецификой деятельности психологической службы школы -изучение системы работы школьного педагога-психолога по основным направлениям его деятельности; -изучение должностных инструкций, документации педагога-психолога Привести в основной части отчета: цели, задачи психологической службы, основные направления деятельности педагога-психолога.
5.Индивидуальное планирование студентом-практикантом своей деятельности на период практики -составить индивидуальный план работы на весь период практики, утвердить его у руководителя. Отразить в приложении отчета: -индивидуальный план работы на каждую неделю прохождения практики
6.Учебно-исследовательская, психодиагностическая работа -составление психолого-педагогической характеристики на класс, на школьника; -посещение воспитательных мероприятий студентов-практикантов с последующим анализом (2-4 урока); - описать учебную ситуацию, действия педагога-психолога, классного руководителя, других сотрудников, привлеченных к ее решению; зафиксировать результаты деятельности специалистов по выполнению функциональных обязанностей. Отразить в приложении отчета: - характеристики на класс, на школьника;     - психологический анализ 2 мероприятий/уроков; - анализ 1 учебной ситуации и ее результатов.
Итоговый этап
1. Обобщить полученные на практике результаты.     -проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. -написать отчет по практике по установленной форме.  
2.Подготовить выступление к заключительной конференции -выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.

* Если специфика организации не позволяет дать полные и исчерпывающие ответы на какие-либо задания, то студент может заменить недостающие его пункты на равноценные, не снижающие целостности содержания практики.

Вариант 2

Таблица 3

Основные этапы учебной практики и их содержание

Задания Виды работы, на практике включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля
Подготовительный этап
1. Познакомиться с программой практики, распределением, со своими групповыми руководителями. 2. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Участие в работе установочной конференции.     Оформить во введении отчета: - цель и задачи практики, - содержание заданий.
Основной этап*
1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. 2. Осуществить общее знакомство с учреждением       - знакомство с типом учреждения, знакомство с коллективом; - изучение документации учреждения (Устав; нормативные документы, должностные обязанностями; изучение традиций заведения); - типов клиентов, являющихся основными потребителями услуг учреждений (организаций), в которых проходит оз­на­ко­ми­те­ль­ная практика.   Привести в основной части отчета: -общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, кадрах, их функциональных обязанностях; о клиентах; - составить перечень актуальных социальных проблем, на решение которых ориентированы учреждения (ор­ганизации) в своей деятельности.
3.Индивидуальное планирование студентом-практикантом своей деятельности на период практики (совместно с преподавателем, руководителем практики) - составить индивидуальный план работы на весь период практики; - обсуждение и утверждение тематики мероприятий на период практики (с руководителями практики) Отразить в приложении отчета индивидуальный план работы на каждую неделю за период прохождения практики.
4. Наблюдение и анализ конкретных действий специалиста учреждения (организации) по выполнению должностных обязанностей. - описать рабочую ситуацию, действия специалиста, руководителя, других сотрудников, привлеченных к ее решению; -зафиксировать результаты деятельности специалиста по выполнению функциональных обязанностей. - представить в приложении отчета анализ рабочей ситуации и ее результатов.
5. Знакомство с правилами, требованиями и последовательностью работы с документами.   - изучить правила исполнения и оформления служебных документов по основной деятельности, - алгоритм работы с документами, поступающими в отдел (службу). - отразить в приложении отчета правила, требования, последовательность работы с документами.
6. Подготовить и провести работу по учёту клиентов. - оформление документов, ведение банка данных. - отразить в приложении образцы заполненных документов.
Итоговый этап
1. Обобщить полученные на практике результаты.     -проанализировать свою деятельность за период прохождения практики, выявить свои достижения и недостатки, а так же наметить пути их исправления. - написать отчет по практике по установленной форме.  
2. Подготовить выступление к итоговой конференции - выступление на итоговой конференции по практике, сопровождаемое слайдовой презентацией.

* Если специфика организации не позволяет дать полные и исчерпывающие ответы на какие-либо задания, то студент может заменить недостающие его пункты на равноценные, не снижающие целостности содержания практики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.