Сделай Сам Свою Работу на 5

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике





Программа учебной практики

Психолого- педагогическое образование

Профиль подготовки – Психология и социальная педагогика

Форма обучения

(очная/заочная)

 

Курс 1

Семестр 2

Количество недель 3

Квалификация (степень) выпускника__________бакалавр__________

 

 

Документ: Программа учебной практики Номер и дата регистрации в УУ ЦКиТ:

Дата разработки: 01.09.2014 г. № _______ от ____________________

 

 

г. Ханты-Мансийск 2014 г.


1. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого- педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» марта 2010 г. № 200 и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО.

ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры (название кафедры) протокол № 7от «18» сентября 2014 г.

2. Разработчик:

Доцент, к.пс. н. _________________________ С. А. Зайкова

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

 

3. Программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой направлением подготовки, соответствует с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, действующему учебному плану.



 

Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профессор, д.п.н. _________________________ В. А. Мищенко

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

 

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ

Директор Научной библиотеки ______________________ Н. И. Смирнова

(подпись) (И. О. Фамилия)

 

 


Цели учебной практики

- знакомство студентов с профессиональной деятельностью учреждений образовательной /социальной сферы; обеспечение психологической адаптации студентов к избранной профессии.

Задачи учебной практики

  • изучить структуру и основные направления работы в общеобразовательных и социальных учреждениях; ознакомиться с опытом работы психологических/социальных служб учреждений;

· сформировать знания о сущности социальных проблем, решаемых средствами психологической и социальной работы;



· расширить представление о будущей профессиональной деятельности, усвоить принципы этики профессионального общения;

  • научиться самостоятельно планировать и проводить индивидуальные и групповые формы работы;
  • углубить и закрепить теоретические знания, полученные в университете.

Место практики в структуре ООП бакалавриата

Практика базируется на основе изучения дисциплины «Введение в специальность».

Формы проведения практики – учебная.

Практика проводится способом «погружения» (с отрывом от обучения) в жизнь коллектива учреждения и подразумевает полную включенность в его деятельность. Студент выбирает один из двух вариантов содержания учебной практики в зависимости от типа учреждения, на базе которого будет проходить практику. Так, 1 вариант составлен для прохождения практики студентом в учреждениях образовательной сферы, а 2 вариант- учреждениях социальной сферы. Практиканту устанавливается рабочий день продолжительностью не менее шести часов в неделю.

Место и время проведения производственной практики

Учебная практика является первым этапом непрерывной практической подготовки студентов направления 44.03.02 Психолого- педагогическое образование.

Примерный перечень учреждений

(организаций) для прохождения практики студентов, обучающихся по направлению «Психолого- педагогическое образование»:

- школы, лицеи, гимназии;

- учреждения социального обслуживания (КЦСОН, ЦСО, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.);



- детские дома;

- наркологические диспансеры;

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- бюро медико-социальной экспертизы;

- службы занятости;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития; по труду и занятости, миграционная служба, служба исполнения наказаний);

- отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре, его управления и отделы;

- региональное отделение Фонда социального страхования РФ, его филиалы и представительства;

- региональные органы исполнительной власти (в сфере труда, социального развития, здравоохранения, образования, культуры, молодёжной политики, развитию физкультуры и спорта) и их территориальные органы;

- социальные службы предприятий;

- общественные организации.

В ходе практики студенты работают в качестве: 1) педагогов-психологов или 2)социальных работников. Практиканты впервые приобщаются к профессиональной деятельности непосредственно в учреждении, знакомятся с комплексом разнообразных функций.

Продолжительность

Продолжительность учебной практики – 3 недели (продолжительность и сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом).

Сроки прохождения

Учебная практика проводится на 2-м курсе, в конце 4-го семестра.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, 4, 8, ОПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, ПКПП-1, 3, 4, 6, 7, ПКНО-7.

7. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет ___3__ зачетных единиц ____108___ часа.

Таблица 1

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущегоконтроля
Всего Аудиторные часы СРС*
практики лабораторные
1 этап (подготовительный) -Установочная конференция -инструктаж по технике безопасности           Собеседование
2 этап учебная практика (содержание программы практики). Разделом практики может являться научно-исследовательская работа студентов.       Отчет по практике
3 этап – итоговая конференция Защита отчета (выполненных заданий) по практике.       Защита студентомотчета по практике

* СРС (самостоятельная работа студента)

* заполняется при прохождении практики на базе предприятий

* для учебной практики заполняется в часах

Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

В процессе практики студент может использовать деловые и ролевые игры, решение конкретных ситуаций, компьютерные симуляции.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Методические рекомендации по организации прохождения студентами практики

Подготовка студентов к прохождению практик

Подготовка студентов к практике предполагает:

1) разработку программы по каждому виду практики, форм и методов ее проведения; составление единого графика прохождения практик;

2) организацию учебной и учебно-методической работы (подготовка пакетов заданий и рекомендаций для студентов, обновление учебно-методических материалов и т. п.);

3) проведение установочных и итоговых конференций для студен­тов, совещаний профессорско-преподавательского состава и сотрудников, отвечающих за организацию и проведение практик, заключение договоров с базовыми учреждениями, проведение координационных совещаний с их представителями, контроль прохождения практик студентами и т. п.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное использо­вание учебного времени, отводимого на практику, является подготовка студента к данному виду деятельности в течение всего периода обуче­ния. Она должна проводиться в следующих направлениях:

- собственно профессиональное обучение, реализуемое через теоретические и практические курсы;

- профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный процесс приобщения студента к профессиональной деятельности и формирования у него профессионально важных качеств личности специалиста.

Первое направление, прежде всего, связано с усвоением студента­ми системы теоретических знаний. Такая подготовка осуществляется на лекционных и практических занятиях, которые могут проходить в виде семинаров, тренингов, иммитационно-ролевых и деловых игр.

На семинарах предполагается предварительная защита проектов деятельности, что помогает студенту совершенствовать свои методи­ческие умения и навыки. Проигрывание различных ситуаций, прове­дение фрагментов занятий, бесед, мероприятий по организации досуговой деятельности детей и т.д. Это способствует успешной практической деятельности, придает уверенность в собственных силах, позволяет заранее увидеть просчеты и ошибки в своих действиях. Кроме того, еще до выхода студентов на практику у них должны быть сформированы, по крайней мере, две группы умений, а именно:

- аналитические (способность выделять главное, ставить пробле­му выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, подбирать методы и способы решения проблемы, разрабатывать план действий, оценивать его результаты);

- коммуникативные (способность входить в контакт с человеком, поддерживать общение с ним, решать в общении конкретные задачи).

Аналитические умения вырабатываются у студента в результате наблюдения за действиями опытных педагогов, анализа собственной деятельности, совместного обсуждения проблем в ходе лекционных и семинарских занятий и т. д.

Коммуникативные умения реализуются через групповые и кол­лективные методы обучения: тренинги, моделирование ситуаций, иг­ровые модели, групповые дискуссии.

Второе направление - профессиональное воспитание. Этот про­цесс очень трудоемкий, занимает много времени и, в конечном счете, позволяет сформировать у студентов такие профессионально значимые личностные качества, как гуманность, альтруизм, эмпатия, чувство собственного достоинства, рефлексию, аутентичность и конгруэнт­ность. Для формирования таких качеств необходимо выстраивать в вузе гуманистические отношения, развивать стремление у студентов к взаимопомощи.

Установочная конференция

Предварительным этапом практической деятельности студентов является участие в установочной конференции, которая проводится руководителем практики от кафедры педагогики и психологии за одну неделю до начала практики. Цель – подготовка студентов к прохождению практики.

Задачи установочной конференции:

ü ознакомление студентов с темой, целью, задачами, сроками и продолжительностью практики;

ü разъяснение заданий, которые необходимо выполнить во время практики;

ü определение точных сроков сдачи отчетной документации (не позднее 7 дней после официального окончания практики);

ü распределение студентов по базовым учреждения для прохождения практики;

ü проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте, соблюдению дисциплины, ответственности за свои действия, подчинение внутреннему уставу учреждений.

В ходе установочной конференции студенты получают программу практики, в которой подробно изложены основное содержание практики, критерии ее оценки. Руководитель практики подробно инструктирует студентов, разъясняет нюансы практики, приводит примеры, разбирает сложные ситуации, отвечает на вопросы студентов. Студенты получают дневник практики, знакомятся со спецификой их заполнения.

Присутствие всех студентов-практикантов на установочной конференции является обязательным!

Проведение практики

Проведения практики начинается с даты официального начала практики в соответствии с приказом по университету.

В первый день прохождения практики студенты должны прибыть в учреждение (организацию), где знакомятся с руководителем практики принимающей стороны, изучают систему работы и режим в организа­ции, проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда, вводный и на рабочем месте.

В день прибытия в учреждение (организацию) для прохождения практики на первой странице дневника необходимо проставить дату прибытия, подпись и печать учреждения (организации), вписать ФИО руководителя практики принимающей стороны.

Исходя из полученных заданий по практике, по согласованию с руководителем практики от университета студенты совместно с руководителем практики принимающей стороны составляют индивидуальный план прохождения практики. Каждый студент имеет свой индивидуальный план. Перед студентом ставится задача получения и усвоения информации:

- о сфере социальной практики, в рамках которой организуется деятельность учреждения (организации), в которой студент проходит практику;

- об учреждении (организации), в которой студент проходит практику – о вопросах планирования деятельности, конкретных целях, которые стоят перед учреждением (организацией), о задачах, которые стоят перед каждым сотрудником;

- об административных правилах и распорядке рабочего дня;

- о разных рабочих ситуациях, возникающих у сотрудников в процессе выполнения должностных обязанностей.

Студенты должны получить представление о функциональных обязанно­стях сотрудников, изучить методические материалы, документацию и от­четность в деятельности соответствующего сотрудника (научную и специальную литературу, нормативные акты).

Во время практики студенты выполняют полученные задания. Запись о выполнении вносят в дневник, заполняемый в установленной форме. Материалы дневника используются для написания отчета. Дневник ежедневно заве­ряется подписью руководителя от учреждения.

По окончании практики студент должен получить характеристику руководителя практики принимающей стороны. Характеристика может быть вписана в дневник или отпечатана на отдельном листе. В характеристике обязательно должна стоять оценка руководителя практики принимающей стороны о прохождении студентом практики (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Характеристика заверяется подписью руководителя практики принимающей стороны, подпись которого заверяется печатью учреждения (организации).

В структуре характеристики должны быть отражены следующие моменты: в каком учреждении (организации) пройдена практика, в какой период; основные виды работ, выполненные во время прохождения практики; как проявил себя студент в период прохождения практики; какие предложения по оптимизации, рационализации, повышению эффективности функционирования учреждения (организации) внёс (методики, опросы и т.п.); оценка.

По окончании практики на первой странице дневника необходимо проставить дату убытия, подпись и печать принимающей стороны.

Итоговая конференция

Итоговая конференция проводится, как правило, на второй неделе после окончания практики и носит отчетный характер. Ее сроки определяются руководителем практики от кафедры педагогики и психологии и доводятся до сведения студентов. В ходе конференции выделяются 5 этапов:

1) открытие конференции руководителем практики;

2) выступление студентов;

3) выступление сотрудников учреждений (по возможности);

4) анализ результатов прохождения студентами практики руководителем;

5) общее подведение итогов и выставление отметок студентам.

На втором этапе слово предоставляется студентам-практикантам, выступления которых группируются по учреждениям, где проходила практика. Выступления студентов на итоговой конференции с докладами - это один из шагов на пути осознания своей позиции в будущей профессиональной сфере, поэтому предполагают следующее:

- краткую характеристику учреждения;

- характеристика направлений деятельности студента-практиканта;

- освещение категории населения;

- анализ проблем, с которыми столкнулся студент- практикант во время прохождения практики;

- возможность сопоставления теоретических знаний, полученных в лекционных и практических занятий с практической деятельностью в реальной жизненной ситуации;

- осознанные предпочтения в работе с определенной возрастной группой, категорией клиентов.

На следующем этапе подводят итоги практики руководители из учреждений, которые имели возможность непосредственно оценить работу студентов. Данный этап носит не только оценочный, но и воспитательный характер, так как позволяет студентам, преподавателям оценить и сравнить результаты работы, отношение к практике каждого студента, проанализировать проблемы, с которыми они столкнулись. В том случае, если представители учреждений не имели возможность присутствовать на итоговой конференции, то руководитель практики от кафедры педагогики и психологии зачитывает характеристики студентов по месту прохождения практики.

На заключительном этапе конференции руководитель от кафедры анализирует предоставленную студентами документацию по практике, проводит аттестацию.

Присутствие всех студентов-практикантов на итоговой конференции является обязательным!

На итоговую конференцию также рекомендуется приглашать студентов с последующих курсов с целью формирования интереса к профессиональной сфере и раскрытию веера возможностей для творческой самореализации их индивидуальности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.