Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационные аспекты логистического менеджмента





Тема 11 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ

Под организационной структурой логистической системы понимается качественно определенный, относительно ус­тойчивый порядок функциональных связей между ее зве­ньями. В процессе развития теории управления производством и различных аспектов менеджмента применительно к современ­ному уровню рыночных отношений выделились следующие ос­новные организационные структуры управления: линейная, фун­кциональная, линейно-функциональная (штабная), линейно-штабная.

Для обеспечения гибкости управления сложными экономи­ческими объектами, какими являются крупные фирмы, основ­ные организационные структуры дополняются программно-це­левыми формами управления в виде различных матричных струк­тур: управление по проекту, управление по продукту, координа­ционные комиссии, интегральное управление и т.д. Исследова­ние генезиса организационных структур систем управления по­казывает, что для синтеза эффективной организационной струк­туры логистической системы необходимы следующие условия1:

1) выделение необходимых и достаточных функций логис­тического менеджмента (ключевых логистических функций);



2) обособление звеньев логистической системы по функци­ям управления, необходимым для реализации глобальной цели логистической системы;

3) наличие отношений логистического менеджмента (коор­динации, интеграции, согласования) между выделенными звень­ями логистической системы.

При формировании организационной структуры функцио­нальная структура логистической системы всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса логистическо­го менеджмента.

Особенностью логистической системы является то, что по­чти каждое ее звено является синтезом объекта и субъекта уп­равления, причем отдельные звенья могут представлять собой функционально обособленные логистические подсистемы, име­ющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели логистической системы долж­но быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне ме­неджмента фирмы, который может быть реализован, например, в виде отдела логистики, интегрального менеджера и т.п.



Генезис организационного обеспечения фирменного логис­тического менеджмента за рубежом, как и сама эволюция логис­тики, имеет несколько характерных этапов. Существует три ос­новных этапа (фазы) эволюции организационных структур ло­гистической системы: фрагментаризация, функциональное агре­гирование и процессная интеграция. Каждому из этих этапов присущи свои характерные особенности формирования и раз­вития организационных структур, реализующих функции фир­менного логистического менеджмента.

На этапе фрагментаризации в связи с выделением отдельных логистических функций в производстве, транспортировке, уп­равлении запасами и т.п., а также с учетом и контролем связан­ных с ними затрат произошло закрепление некоторых логисти­ческих функций за соответствующими подразделениями орга­низационных структур зарубежных фирм. При этом традицион­ные организационные структуры управления в фирмах стали постепенно трансформироваться в структуры с функционально-агрегированными логистическими функциями для управления процедурами заказов, запасами, транспортировкой, складирова­нием, грузопереработкой, производственными процедурами. В основном агрегирование шло по линиям «снабжение—производ­ство» и «дистрибьюция (физическое распределение)». Этому способствовало и наличие конфликтов по управлению матери­альными и сервисными потоками в традиционных организаци­онных сферах фирменного менеджмента: финансах, производ­стве и маркетинге (рис. 11.1)1.



Профессор Д. Бауэрсокс выделяет три фазы организацион­ных изменений логистической системы, происшедших на этапах фрагментаризации и функционального агрегирования.

Первая фаза относится к концу 1950-х—началу 1960-х годов, когда в западных (прежде всего американских) фирмах начали выделяться и постоянно агрегироваться такие функции, как ма­териальный менеджмент и физическое распределение.

Вторая стадия развития организационных логистических структур охватывает период конца 1960-х—начала 1970-х годов и связана прежде всего с агрегированием функций в ключевой логистической функции — физическом распределении. Кроме того, на формирование организационно-функциональных струк­тур логистических систем повлияли концепции общих затрат и повышение роли качества продукции и сервиса. Логистический менеджмент начал позиционироваться как важный стратегичес­кий элемент.

Третья фаза совершенствования организационных структур микрологистических систем относится к периоду с середины 1970-х годов до начала 1980-х годов (началу «логистического ре­нессанса»). Эта фаза характеризуется окончательным закрепле­нием всех выделенных логистических функций за персоналом фирменного логистического менеджмента в соответствии с иерархией и видом (линейная, функциональная, штабная) орга­низационных структур управления. При этом четко разграничи­вались полномочия и ответственность каждого структурного под­разделения.

На формирование организационной структуры логистичес­ких систем сильно повлияло интенсивное развитие и внедрение в практику логистического менеджмента информационно-ком­пьютерных технологий.

 

Информационные технологии позволили осуществлять ав­томатизированное логистическое планирование, контроль и мо­ниторинг, более полно интегрировать логистические функции. Типовая организационно-функциональная структура логисти­ческой системы фирмы, соответствующая третьей фазе, приве­дена на рис. 11.21.

 

На этапе функционального агрегирования организационные структуры фирменных логистических систем реализовывались в трех основных видах: линейном штабном и линейно-штабном.

Развитие процессной функциональной и информационной интеграции в логистике привело к повышению роли координи­рующих и интегрирующих функций, которые в организацион­ных структурах логистических систем стали выполнять специ­ально создаваемые отделы логистики и так называемые интег­ральные логистические менеджеры, входящие в персонал топ-менеджмента фирмы. Интегральные менеджеры согласовывали логистическую стратегию фирмы с маркетинговой, отвечали за разработку и выполнение стратегического логистического пла­на фирмы. Одной из важнейших задач интегрального менедже­ра стало согласование интересов и локальных целей функцио­нирования логистических посредников в логистических систе­мах, устранение возникающих конфликтов для наиболее эффек­тивной реализации глобальной цели управления материальны­ми, информационными и финансовыми потоками.

Типичными функциями интегральных логистических менед­жеров крупных западных фирм (на уровне вице-президентов компаний) являются1:

• установление перспективных целей и задач логистическо­го менеджмента;

• согласование логистической маркетинговой и производ­ственной стратегии фирмы;

• разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми по­токами;

• согласование интересов поставщиков материальных ресур­сов, торговых, транспортных и других логистических по­средников, функционирующих в логистической системе фирмы; устранение возникающих конфликтов;

• формулирование целей и ограничений по управлению запасами в логистической фирменной сети (при управлении закупками, производством, распределением);

• определение уровня инвестиций в систему контроля и уп­равления запасами (информационную систему, складское хозяйство);

• разработка стратегического логистического плана и согла­сование его с производственным расписанием;

• установление политики управления персоналом логисти­ческого менеджмента, программ обучения и повышения квалификации персонала;

• пересмотр стратегии управления запасами, складирования в соответствии с изменениями в маркетинговой и произ­водственной продуктовых стратегиях фирмы;

• определение направлений оптимизации и снижения тоталь­ных логистических издержек.

В настоящее время в большинстве зарубежных компаний сформировался определенный персонал высшего, среднего и низ­шего звеньев менеджмента, за которым были закреплены соответ­ствующие функции (табл. 11.1). В графе 4 приведен процент ком­паний США, использующих соответствующие должности.

Таблица 11.1

Состав и функции логистического менеджмента западных фирм1

  Уровень менедж­мента     Долж­ность     Типовые функции (должности)   % компа­ний США, использую­щих соответствую­щие долж­ности
Выс­ший     Вице-прези­дент   Распределение (физическое распреде­ление) Маркетинг (продажи) Производство (операционный менедж­мент) Транспортировка Материальный менеджмент (управле­ние закупками) Логистика Смешанные функции
Дирек­тор   Физическое распределение (операции в распределении) Транспортировка Материальный менеджмент Маркетинг (продажи) Операционный менеджмент Логистика Смешанные функции
Сред­ний     Менед­жер     Физическое распределение Менеджер по транспортировке Менеджер по потребительскому сервису Материальный менеджмент Логистическое планирование Операционный менеджмент Планирование запасов Логистика Маркетинг Складирование Смешанные функции
Супервайзер   Супервайзер по складированию Супервайзер по распределению Супервайзер по транспортировке Смешанные функции
Низ­ший     Анали­тик     Аналитик по операциям распределения Аналитик по логистическому планиро­ванию Транспортный аналитик Смешанные функции

 

Логистический анализ

Под анализом в широком смысле обычно понимается разло­жение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на час­ти с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей. С позиций логистики необходимо проводить экономический и финансовый анализ-аудит, позволя­ющие оценить принимаемые логистическими менеджерами предприятий решения, сказывающиеся в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других резуль­тирующих показателей.

На уровне предприятия можно выделить следующие основ­ные задачи стратегического, тактического и оперативного логи­стического анализа1:

• анализ выполнения стратегического (тактического, опера­тивного) логистического плана;

• анализ соответствия логистического стратегического пла­на маркетинговому и производственному;

• анализ качества продукции и логистического сервиса;

• анализ степени удовлетворения запросов потребителей;

• анализ эффективности выполнения отдельных логистичес­ких функций и работы звеньев логистических систем;

• анализ эффективности использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, живого труда;

• анализ производительности (продуктивности);

• анализ уровня технологической и технической базы логи­стического менеджмента;

• анализ эффективности логистической информационной системы и применяемых информационно-компьютерных технологий;

• финансовый анализ-аудит;

• анализ составляющих логистических издержек;

• анализ влияния логистической стратегии фирмы на ее по­ложение на рынке;

• выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению;

• анализ поставщиков, потребителей, посредников с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;

• анализ уровня координации, интеграции и взаимодействия;

• анализ звеньев логистических систем и логистических по­средников и т.д.

Даже простое перечисление показывает, насколько обшир­ным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и фи­нансового анализа функционирования предприятия на рынке.

В основу логистического анализа положены такие принци­пы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достовер­ность информационной базы и др. Применяемые при этом мето­ды и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.

Большое значение для эффективности анализа имеет инфор­мационная база, которая включает в себя совокупность норма­тивных, плановых, учетных и отчетных показателей, характери­зующих состояние и динамику логистической системы и ее внеш­ней экономической среды.

Логистический анализ, проводимый на предприятии, может быть классифицирован по ряду признаков:

по целям и задачам различают анализ выполнения страте­гического (тактического, оперативного) плана; определе­ние базисных логистических показателей; оценку резуль­татов хозяйственной и финансовой деятельности; подготов­ку информации для принятия управленческих решений и т.п.;

по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико-экономический, функционально-стоимостной, про­блемно-ориентированный и другие виды анализа;

по содержанию программы различают комплексный (охва­тывающий все стороны функционирования логистических систем) и локальный (затрагивающий отдельные элемен­ты, процессы, звенья) анализ;

по уровню объектов анализ может охватывать логистичес­кую систему в целом, отдельное звено, подразделение, тех­нологический участок, рабочее место и т.п.;

по субъектам проведения логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;

по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;

по характеру принимаемых решений анализ может быть предварительным, оперативным, текущим, итоговым, пер­спективным.

При проведении логистического анализа на предприятиях можно применять различные методы и приемы, часть которых представлена на рис. 11.3. Для повышения точности и достовер­ности анализа используется большое количество различных ма­тематических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики.

Среди наиболее распространенных в западном логистичес­ком менеджменте методов и технических приемов анализа мож­но указать:

• методы математической статистики (факторный, индекс­ный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно-регрессионные модели, спектральный ана­лиз и др.);

• функционально-стоимостной анализ;

• методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;

• различные эконометрические методы и модели;

• методы экспертных оценок.

Важную роль в процессах логистического анализа и контро­ля играют процедуры измерения результатов решений, прини­маемых логистическим менеджментом.

Измерение результатов (количественная мера степени вы­полнения логистических операций и функций) является необхо­димым условием эффективности управления, так как обеспечи­вает обратную связь, необходимую для эффективного менедж­мента.

Процедуры измерения результатов зависят от целей логис­тического менеджмента и вида логистической системы. Для боль­шинства логистических систем рассматриваются следующие показатели:

• удовлетворение потребителей;

• использование инвестиций;

• оперативные логистические издержки;

• качество;

• время циклов;

• производительность.

Детализация параметров указанных показателей приведена

в табл. 11.21.

Таблица11.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.