Сделай Сам Свою Работу на 5

Неклассические этические концепции (Ницше)





Классические этические концепции (Кант)

И. Кант – один из представителей немецкой классической философии. Она по праву считается вершиной развития европейской философии Нового времени. Немецкая классическая философия отражает идеологию Просвещения: для нее характерна вера в прогресс на основе развития человеческого разума и познания.

Философская деятельность Канта традиционно делится на два периода: докритический и критический (такое деление объясняется названиями трех главных работ Канта – «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»). Под «критикой» Кант и понимает выяснение возможностей и границ различных мыслительных способностей человека. При этом Кант не рассматривает разум как нечто единое, разум имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Кант выделяет в нем три сферы:

  • сфера научного разума (чистый разум);
  • сфера разума, ориентированная религиозно-практически (практический разум),

сфера разума, воссоединяющая в себе научный и практический разум в способности к целеполаганию (способность суждения).



Практический разум – это способность к моральной регуляции человеческого поведения, основывающейся не на знании об объекте, а на вере в его существование. В «Критике практического разума» человек становится не только субъектом познания, но и субъектом действия. В моральной деятельности «вещь в себе» понимается как предел, который человек стремиться достичь в своей деятельности, но по сути недостижимый в силу его идеальности и нормативности. Это мир должного. Главная задача практического разума – как можно больше приблизить мир должного и мир реальный. Кант считает, что это возможно на основе этики долга. Для обоснования морали человек не должен обращаться ни к чувствам, ни к опыту. Человека отличает способность желания, противоречие между чувством и долгом.

Источник морального действия должен быть заключен в законе, называемом императивом. Императив – принцип долженствования, который воля предписывает сама себе, в чем и заключена автономия морали. Это объективный принцип, значимый для всех, в любое время и в любой ситуации. Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам.



Кант осмысляет два императива – гипотетический и категорический (собственно моральный закон). Гипотетический относится к непосредственным действиям человека и предполагает определенную цель, ради которой нужно действовать (проще говоря: если хочешь того-то, действуй так). Формула гипотетического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в целом и к другому человеку как к цели, а не только как к средству». Гипотетический императив у Канта выражает принцип гуманизма, уважения достоинства личности: человек есть цель, необходимо стремиться совершать поступки на благо человека, он не может быть принесен в жертву общественному.

Но суть морального выражена в категорическом императиве: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом». Иными словами: любое желание человека должно проверяться на всеобщность – хочу ли я, чтобы так поступали все и всегда? Категорический императив выражает понятие безусловного и всеобщего долженствования; он естественен для любого человека так же, как законы природы.

Человек принадлежит к двум мирам. Один мир – мир природы, необходимости. Другой мир существует вне пространства и времени, мыслится в категориях практического разума - мир свободы. Именно в этом мире человек способен самоопределяться согласно собственному усмотрению. Свобода основана на разумности человека, это способность разумного существа самому себе устанавливать законы существования. Эти законы не предопределены никакими природными факторами, кроме человеческого разума. В этом – автономность морали, ее независимость. Нравственность должна быть общечеловеческой, не зависеть от религиозных установок. В то же время моральный закон не определяется субъективным произволом, так как он универсальный и всеобщий (в отличие, например, от золотого правила нравственности). Понятие свободы является связующим звеном между волей человека и моральным законом, свобода воли и разумность человека- это основания его нравственности.



 

Неклассические этические концепции (Ницше)

Философия XIX века открывает период ее развития, во многом связанный с критикой наследия немецкой классической философии, в том числе роли разума в мире и человеческом поведении. В 19 веке возникают направления, которые становятся основой развития неклассической философии. Эти направления рассматривают активность человека как практическую, реализуемую не только в теоретической форме мыслительной деятельности.

Эту традицию начинает немецкий философ А.Шопенгауэр. Воля и представление – это две ипостаси мира по отношению к человеку. Шопенгауэр рассматривает волю в качестве единого закона природы и общества, сущностной основы, создающей мир и человека. Эта точка зрения развивается в трудах Ф. Ницше.

Философию Ф. Ницше характеризует представление о мире как о хаосе. Он отстаивает нерациональность всего существующего, дает биологическую трактовку бытия. Ницше говорит о европейском нигилизме – масштабном изменении европейского сознания, утрате прежних ценностей. Поэтому одна из главных задач философии – «переоценка ценностей». Ницше категорически отвергает христианско-моральную интерпретацию мира, попытку обеспечить за моральными ценностями господство над другими видами ценностей. Ницше связывает природный характер ценностей с инстинктами и страстями, на место моральных ценностей он ставит натуралистические (физиологические). Он отвергает искание смысла жизни в стремлении к цели, традиционное деление на высшее и низшее: конечной целью человека должна быть не польза, добро или истина, а жизнь, служащая материалом для творчества воли. Идеалы уводят человека от его действительных задач. Не существует ни духа, ни разума, ни мышления, ни сознания, ни души, ни истины; все это фикции. Ницше верит лишь в полное отсутствие какой-либо абсолютной ценности. «Ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить». Нельзя пытаться найти какое-либо центральное ответственное существо (например, в виде Бога), это лишает Вселенную ее творческой силы; целью воспитания может быть только отдельный человек. Ницше развивает идею «вечного возвращения». Вечная жизнь существует в этом мире, а не в загробном; любой момент вечно возвращается, что есть сейчас, повторится потом, и это «потом» столь же ценно, что и каждое «сейчас».

Все развитие Вселенной рассматривается Ницше как вечное становление, движимое волей к власти. В количестве повышенной и организованной власти заключена мера ценности. Воля к власти выступает как вселенское начало, не подвластное традиционным моральным требованиям, она стоит «по ту сторону добра и зла». Человек – «это определенная порода животных, которая может процветать только при условии некоторой относительной правильности, а главное – закономерности ее восприятий, которая позволяет ей накапливать опыт». Наши потребности – вот что истолковывает мир. Все добродетели суть физиологические состояния, а именно главнейшие из органических функций. Все восприятия чувств проникнуты суждениями о ценности.

Ценности обеспечивают человеку «укорененность в бытии», они открывают ему перспективу, обеспечивают длительность, выход за пределы собственного «здесь и теперь», играют роль принципа сохранения. Ценности и их изменение стоят в связи с возрастанием силы лица, устанавливающего ценности. Отсюда появляется идея сверхчеловека. Сильная личность своей властью сама творит себе закон и подчиняет себя этому созданному закону. Сверхчеловек – это потенциальное состояние каждого, кто способен преодолеть в себе обыденное человеческое, оказаться первым среди равных. Сверхчеловек Ницше – не чудовище, это мыслящий и действующий человек, но живущий в условиях смерти Бога. Он пытается преодолеть свою ограниченность, это воплощенное движение вперед.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.