Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика предприятия.






2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (на примере кафе «Крем»).

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности в кафе “Крем”

Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный” анализ);

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ).

Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:

 

Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности кафе "Крем"

Показатель 9 мес. 2010 г., тыс. руб. 9 мес.2009 г., тыс. руб. 2010г. к 2009 г., %
Выручка от реализации (без НДС) 110,78
Полная себестоимость продукции 112,91
Прибыль от реализации ТП 88,23
Сальдо доходов и расходов от операционных и внереа-лизационных операций -329905 55 раз
Балансовая прибыль 64,29
Налог на прибыль 71,60
Чистая прибыль 60,61
Нераспределенная прибыль 19,93

 



Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2009 года за 9 месяцев 2010 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2010 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2009 году — 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.



Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

 

Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, вляиющих на прибыль.

Показатель По базису (9 мес. 2009 г.) По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию Фактически по отчету (9 мес. 2010 г.) Динамика
  усл. об. тыс.руб. усл. об. тыс. руб. усл. об. тыс.руб. %
Реализация ТП N0 N10 N1 110,2
Полная себестоимость S0 S10 S1 112,9
Прибыль от реализации ТП P0 P10 P1 88,2
Объем производства, т Q0 Q1 84,4

 



Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

 

а) Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП в кафе Крем, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию. Данное влияние рассчитывается следующим образом:

 

DP1=N10-N1

 

DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

 

Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции. Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

 

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

 

DP2=P0*K1-P0

где, K1 коэффициент роста объема продукции: K1=S10/S0

 

DP2=1393799 -1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило -217587 тыс. руб.

 

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

 

DP3=P0*(K2-K1)

гдеK2=N10 / N0 .

DP3=1393799*( - )=5,84 тыс. руб.

 

Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

 

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:

 

DP4=S10-S0.

DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат в кафе Крем.

 

Таблица 2.3. Структура себестоимости в кафе "Крем"

Показатель 9 мес. 2009 г., тыс. руб. 9 мес. 2010 г., тыс. руб. Динамика, %
Мат. затраты 106,81
Затраты на оплату труда 114,42
Прочие прямые затраты 126,73
Накладные расходы 130,28
Итого 112,91

Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

 

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

 

DP5=S0*K2-S10.

DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:

 

DPа=P1-P0.

где P1 и P0— прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа — общее изменение прибыли от реализации товарной продукции .

 

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

или:

DPб=

где DPi — изменение прибыли за счетi-го фактора.

 

DPб= =4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

Небольшое отклонение между DPаи DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

 

Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор Абсолютная величина тыс. руб. Удельный вес, %
DP1 4252671,000 49,05000
DP2 217587,000 2,51000
DP3 5,854 0,00006
DP4 4199209,000 48,44000
DP5 60,000 0,00670
DP6 1,200 0,00001
Абсолютная сумма отклонений 8669534,050 100,00000

 

Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции в кафе Крем возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых в кафе Крем регулируется Правительством РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

Анализ рентабельности в кафе Крем будет строится исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.

 

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:

 

K0= ;

 

K1= .

Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%.

 

Влияние фактора изменения цены на продукцию:

 

DKN= .

Влияние фактора изменения себестоимости:

 

DKS=

DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

 

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

В основе модели лежит соотношение:

 

R= ;

где: R —рентабельность предприятия;

P — прибыль от реализации продукции;

K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных средств и основных фондов).

 

С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:

 

R= ;

где: F — основные производственные фонды предприятия;

E— оборотные средства предприятия;

— рентабельность продукции;

— фондоемкость продукции;

— оборачиваемость продукции.

 

Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу

рентабельности кафе Крем

 

Показатель Условные обозначения 2009 г. 2010 г.
Выручка от реализации, тыс. руб. N
Основные производственные фонды, тыс. руб. F
Оборотные средства, тыс. руб. E
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. C
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. P
Рентабельность предприятия 0,1305 0,1083
       
Расчеты для трехфакторной модели:      
1. Прибыльность продукции P/N 0,0865 0,0689
2. Фондоемкость продукции F/N 0,4776 0,4200
3. Оборачиваемость оборотных средств E/N 0,1854 0,2158

 

Таблица 2.6. Расчет отклонений

 

Показатель Условные обозначения Отклонения  
    абсолют. гр.4-гр.3 относит. гр.5/гр.3 *100%
Выручка от реализации, тыс. руб.   10,78%
ОПФ, тыс. руб.   -197686 -2,57%
Оборотные средства, тыс. руб.   28,96%
Себестоимость, тыс. руб.   12,91%
Прибыль от реализации ТП   -11,77%
Рентабельность капитала   -0,0222 -17,01%
Прибыльность продукции   -0,0176 -20,35%
Фондоемкость   -0,0576 -12,06%
Оборачиваемость   0,0304 16,40%

 

Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.

Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

 

1. Влияние фактора рентабельности продукции

а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:

 

.

 

б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

 

 

2. Влияние фактора изменения фондоемкости:

 

а)

 

б)

 

3. Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

 

а)

б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

 

 

Итак, суммарное влияние факторов:

 

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:

 

n общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

n некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.