СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
4.1. Элементы семинарского занятия.
К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся: вступительное слово преподавателя, основная часть, заключительное слово преподавателя.
4.1.1.Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемом курсе, цели с задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.
4.1.2.Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.
4.1.3.Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.
5. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
5.1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:
• соответствие тематическому плану и учебной программе курса;
• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);
• отчетливость постановки цели семинарского занятия;
• обсуждение дискуссионных вопросов;
• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;
• раскрытие органического единства теории и практики;
• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);
• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
5.2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
• логическая последовательность построения семинара;
• использование методов активизации мышления студентов;
• использование приемов закрепления полученной информации;
• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;
• использование технических средств обучения и наглядных пособий;
5.3. Критерии оценки организации семинарских занятий:
• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
• наличие плана семинарского занятия;
• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
• посещаемость семинара студентами;
• дисциплина на семинарском занятии;
• подготовка студентов к семинарскому занятию;
• рациональность распределения времени на семинарском занятии;
• наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
5.4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии;
• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;
• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
• постановка задания к следующему семинарскому занятию.
5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
• знание предмета;
• убежденность;
• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);
• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);
• умение вызвать и поддержать дискуссию;
• культура речи, дикция;
• внешний вид;
• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
5.6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:
• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);
• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;
• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;
• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;
• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;
• воспитательное воздействие семинарского занятия.
ЛАБОРАТОРНЫЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Виды и требования
Дата введения 1998-01-01
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на лабораторные (практические) занятия по учебным дисциплинам любого профиля.
Стандарт устанавливает требования к структуре и оценке качества лабораторных (практических) занятий.
Стандарт предназначен для преподавателей вузов искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации, обеспечивающих проведение лабораторных (практических) занятий.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
СТП 1.001-98 Система вузовской учебной документации. Основные положения;
СТП 1.002-98 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе. Термины и определения;
СТП 1.206-98 Система вузовской учебной документации. Сборники описаний лабораторных (практических) работ. Структура и форма представления
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Лабораторное (практическое) занятие- одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.
3.1.1.Лабораторные (практические) занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний лабораторных (практических) работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.
3.1.2.В ходе лабораторных (практических) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки.
3.2.Цельлабораторного (практического) занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.
3.3.Задачилабораторных (практических) занятий:
• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;
• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;
• выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; г
• овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;
• приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;
• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
3.4. Функциилабораторных (практических) занятий:
• познавательная;
• развивающая;
• воспитательная.
3.5. Лабораторные (практические) занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:
• ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;
• аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;
• творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
3.6. Формами организации практических занятийв соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:
• упражнения;
• тренинги;
• решение типовых задач;
• занятия с решением ситуационных задач;
• занятия по моделированию реальных задач.
• деловые игры;
• ролевые игры;
• игровое проектирование;
• имитационные занятия;
• выездные занятия (на производстве, в организации, учреждении) со специальными заданиями;
• занятия-конкурсы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|