Сделай Сам Свою Работу на 5

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ





4.1. Элементы семинарского занятия.

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся: всту­пительное слово преподавателя, основная часть, заключительное слово препо­давателя.

4.1.1.Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемом курсе, цели с задачи занятия; мобилизу­ет, организует и активизирует внимание студентов.

4.1.2.Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

4.1.3.Заключительное слово преподавателя распространяется как на от­дельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оцен­ку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

5. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

5.1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:

• соответствие тематическому плану и учебной программе курса;

• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегружен­ный и т.п.);

• отчетливость постановки цели семинарского занятия;

• обсуждение дискуссионных вопросов;

• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достиже­ний науки, техники, культуры и искусства;



• раскрытие органического единства теории и практики;

• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуж­даемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью;

• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника
(рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный час­тично; материал, изложенный полностью и т.п.);

• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисципли­нарных связей.

5.2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

• логическая последовательность построения семинара;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления полученной информации;

• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

• использование технических средств обучения и наглядных пособий;



5.3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;

• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского за­нятия тематическому плану и учебной программе;

• наличие плана семинарского занятия;

• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход пре­подавателя в аудиторию и т.п.);

• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отноше­нию к звонку и т.п.);

• посещаемость семинара студентами;

• дисциплина на семинарском занятии;

• подготовка студентов к семинарскому занятию;

• рациональность распределения времени на семинарском занятии;

• наличие необходимого количества сборников планов семинарских за­нятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу сту­дентов при подготовке к семинару;

• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

5.4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском заня­тии;

• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таб­лиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в хо­де вступительного слова;



• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступ­лений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семина­ра;

• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы сту­дентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студен­тов в ходе заключительного слова;

• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

• постановка задания к следующему семинарскому занятию.

5.5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых во­просов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

• умение вызвать и поддержать дискуссию;

• культура речи, дикция;

• внешний вид;

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).

5.6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

• воспитательное воздействие семинарского занятия.


ЛАБОРАТОРНЫЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

Виды и требования

Дата введения 1998-01-01

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на лабораторные (практические) занятия по учебным дисциплинам любого профиля.

Стандарт устанавливает требования к структуре и оценке качества лабо­раторных (практических) занятий.

Стандарт предназначен для преподавателей вузов искусств и культуры Ми­нистерства культуры Российской Федерации, обеспечивающих проведение лабо­раторных (практических) занятий.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

СТП 1.001-98 Система вузовской учебной документации. Основные по­ложения;

СТП 1.002-98 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе. Термины и определения;

СТП 1.206-98 Система вузовской учебной документации. Сборники опи­саний лабораторных (практических) работ. Структура и форма представления

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Лабораторное (практическое) занятие- одна из основных форм орга­низации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руко­водством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета, приобретения навыков и опыта творче­ской деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

3.1.1.Лабораторные (практические) занятия проводятся вслед за лекция­ми, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение ла­бораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний лабораторных (практических) работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

3.1.2.В ходе лабораторных (практических) занятий студенты ведут необхо­димые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для про­верки.

3.2.Цельлабораторного (практического) занятия: организация управляе­мой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реаль­ной практической деятельности.

3.3.Задачилабораторных (практических) занятий:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

• выработка способности логического осмысления самостоятельно полу­ченных данных; г

• овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисци­плины;

• приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;

• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

3.4. Функциилабораторных (практических) занятий:

• познавательная;

• развивающая;

• воспитательная.

3.5. Лабораторные (практические) занятия по характеру выполняемых сту­дентами заданий подразделяются на:

• ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкрети­зации изученного теоретического материала;

• аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

• творческие, связанные с получением новой информации путем само­стоятельно выбранных подходов решения задач.

3.6. Формами организации практических занятийв соответствии со спе­цифическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

• упражнения;

• тренинги;

• решение типовых задач;

• занятия с решением ситуационных задач;

• занятия по моделированию реальных задач.

• деловые игры;

• ролевые игры;

• игровое проектирование;

• имитационные занятия;

• выездные занятия (на производстве, в организации, учреждении) со
специальными заданиями;

• занятия-конкурсы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.