Сделай Сам Свою Работу на 5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ





ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Система вузовской учебной документации

ЛЕКЦИИ

Виды и требования

Дата введения 1998-01-01

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на лекции по учебным дисциплинам любого профиля.

Стандарт устанавливает требования к видам, структуре и оценке качества лекций.

Стандарт предназначен для преподавателей вузов искусств и культуры Ми­нистерства культуры Российской Федерации, обеспечивающих проведение лек-1 ционных занятий.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

СТП 1.001-98 Система вузовской учебной документации. Основные положе­ния;

СТП 1.002-98 Система вузовской учебной документации. Формы организация учебного процесса в вузе. Термины и определения;

СТП 1.203-98 Система вузовской учебной документации. Курс лекций. Струк­тура и форма представления;

СТП 1.204-98 Система вузовской учебной документации. Конспекты лекций. Структура и форма представления.

З.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.Лекция- метод обучения, одна из основных форм организации учебно­го процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшеству­ет всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.



3.2.Цель лекции- организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисцип­лины.

3.3.Задачи лекции:

· обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине


· учить умению аргументировано излагать научный материал;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных
пособиях, знания;

• оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с по­зиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

3.4 Функции лекции:

• информационная - изложение системы знаний;

• мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;



• ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения
учебного материала;

• воспитательная формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активи­зации мышления студентов.

3.5. Виды лекции.В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:

1. По целевому назначению курса:

1.1.Лекции, составляющие вводные курсы,

1.2.Лекции, составляющие общий систематический курс:

1.2.1.Вступительные или вводные лекции,

1.2.2.Основные лекции,

1.2.3.Заключительные лекции,

1.3.Лекции, составляющие обзорные курсы,

1.4.Лекции, составляющие специальные курсы.

2. По форме обучения:

2.1.Установочные лекции,

2.2.Эпизодические (разовые) лекции,

2.3.Обзорные лекции.

3. По форме организации:

3.1.Информационная лекция,

3.2.Проблемная лекция

3.3.Лекция-визуализация,

3.4.Лекция-вдвоем,

3.5.Лекция с заранее запланированными ошибками,

3.6.Лекция-пресс-конференция,

3.7.Лекция-дискуссия,

3.8.Лекция-беседа,

3.9.Лекция с применением обратной связи,

3.10Лекция с опорным конспектированием.

3.11Другие формы.

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ

4.1.Элементы лекции.К типичным структурным элементам лекции отно­сятся: вступление, основная часть, заключение.

4.1.1.Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной
значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных во­просов, подлежащих рассмотрению на лекции;



• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для органи­зации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой
лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение
в данной дисциплине, а также в системе других наук.

4.1.2.Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответ­ствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концеп­туальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы ар­гументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определя­ется видом лекции.

4.1.3.Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение мате­
риала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

5.1. Анализ качества лекции предполагает сценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лектор­ских данных преподавателя, результативности лекции.

5.1.1. Критерии оценки содержания лекции:

• соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и
учебной программе курса;

• научность, соответствие современному уровню развития науки;

• точность используемой научной терминологии;

• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

• реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

• реализация внутри предметных и междисциплинарных связей;

• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается
материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дает­ся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пере­сказывается учебник и т.п.).

5.1.2. Критерии оценки методики чтения лекции:

• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы­
водах лекции;

• рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);


• логичность, доказательность и аргументированность изложения;

• ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;

• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и веде­ния записей студентами;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

• использование записей на доске, наглядных пособий;

• использование раздаточного материалам лекции;

• использование технических средств обучения.

5.1.3. Критерии оценки организации лекции:

• соответствие лекции учебному расписанию;

• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами,
время окончания лекции по отношению к звонку);

• посещаемость лекции студентами;

• дисциплина на лекции;

• рациональное распределение времени на лекции;

• соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным
нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

5.1.4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычер­чивания схем и т.п.);

• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости
студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рас­сказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после
нее);

• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

5.1.5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная,
скучная);

• степень использования опорных материалов при чтении лекции
(обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

• культура речи;

• речевые данные, дикция;

• внешний вид;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсут­ствует);

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое,
равнодушное и т.п.).

5.1.6. Критерии оценки результативности лекции:

• степень реализации плана лекции (полная, частичная);

• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов , раскрытие темы лекции; :.

• информационно-познавательная ценность лекции;

• воспитательное воздействие лекции.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Виды и требования

Дата введения 1998-01-01

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на семинарские занятия по учеб­ным дисциплинам любого профиля.

Стандарт устанавливает требования к видам, структуре и оценке качества семинарских занятий.

Стандарт предназначен для преподавателей вузов искусств и культуры Ми­нистерства культуры Российской Федерации, обеспечивающих проведение семи­нарских занятий.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

СТП 1.001-98 Система вузовской учебной документации. Основные положе­ния;

СТП 1.002-98 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе. Термины и определения;

СТП 1.205-98 Система вузовской учебной документации. Сборники планов семинарских занятий. Структура и форма представления.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Семинарское занятие(семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студента­ми теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами орга­низации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, ус­воение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

3.2. Цельсеминарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

3.3. Задачисеминарского занятия:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответст­вующей учебной дисциплине;


• формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подго­товки;

• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

3.4. Функциисеминарского занятия:

• познавательная;

• развивающая;

• воспитательная;

• контрольная.

3.5. Видысеминарских занятий.

3.5.1. Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приоб­ретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом ра­боты студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением иоценкой руководи­теля.

3.5.2.Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно свя­занное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

3.5.3. Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с неза­висимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

3.6. Формыпроведения семинарских занятий:

• развернутая беседа на основании плана;

• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

• прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

• теоретическая конференция;

• семинар-пресс-конференция;

• семинар-диспут;

• семинар-дискуссия;

• семинар -"круглый стол";

• семинар -"мозговой штурм";

• семинар-коллоквиум;

• семинар-экскурсия;

• семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

• семинар-деловая игра;

• комментированное чтение и анализ документов (литературы);

• решение задач на самостоятельность мышления;

• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под
руководством преподавателя;

• смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

3.7. Выбор видаи формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем под­готовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой те­мы, достижению наибольшей активности студентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.