Сделай Сам Свою Работу на 5

V. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.





Тема 7 «Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста».

План:

1. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника.

2. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

3. Развитие личности дошкольника.

4. Направления развития речи детей дошкольного возраста.

5. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

6. Психологическая готовность ребёнка к школе.

I. Социальная ситуация развития. Основные новообразования дошкольника.Дошкольный возраст – это возраст от 3 до 6-7 лет. У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей: с одной стороны, под руководством взрослого, который создаёт условия и обучает, а с другой стороны под воздействием «детского общества». Дошкольники общаются между собой, действуют совместно, в процессе этой деятельности создаётся их общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен.

Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается в общении, во всех видах деятельности, и прежде всего, в сюжетно-ролевой игре.



Основными новообразованиями этого возраста являются:

1. становление иерархии мотивов деятельности, соподчинение мотивов;

2. возникновение потребности в общественно-значимой деятельности;

3. развитию наглядно-образного мышления.

II. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значение игры в психическом развитии ребёнка заключается в следующем:

1. в игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и т.д.);

2. изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру;

3. в игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребёнка: возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели;

4. использование ребёнком роли даёт возможность ориентироваться на сверстников и согласовывать действия с ними;



5. наличие образца поведения развивает произвольность психических функций;

6. развивается способность к сопереживанию, и формируются коллективистические качества;

7. удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии;

8. игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, который бывает: общественный и бытовой; содержание; время игры; правила игры; роли: эмоционально-привлекательные (мама, доктор, капитан); значимые для игры, но малопривлекательные для ребёнка (директор школы); игровые действия; игровой материал; отношения детей в игре: реальные и ролевые.

III. Развитие личности дошкольника. Дошкольное детство является периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения, которые связаны с оформлением мотивационной сферы ребёнка. Основными мотивами дошкольника являются:

1. игровой мотив;

2. мотив интереса к жизни взрослого человека;

3. мотив притязание на признание со стороны взрослого;

4. мотив притязание на признание со стороны сверстника;

5. соревновательный мотив, при котором ребёнок старается достичь лучших успехов, чем его друзья;

6. мотив самолюбия, при котором ребёнок стремится быть как все, и чуть-чуть лучше;

7. познавательный мотив, который активно развивается к 6 г.;

8. мотив страха.

В дошкольном возрасте развивается соподчинение мотивов – это главнейшее новообразование дошкольного возраста. Соподчинение мотивов – это умение подчинить личные мотивы общественным требованиям. Появление соподчинения мотивов является первым признаком развития воли. Ребёнок начинает управлять своим поведением, сдерживать желания, он становится более внимательным, действия – более целенаправленные.



В дошкольном возрасте эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения:

1. увеличение глубины и устойчивости чувств: появляется привязанность, дружба, ребёнок начинает ценить другого человека за постоянные качества;

2. развиваются высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные:

3. развиваются детские страхи, которые появляются сначала за себя (боится темноты), потом за других людей;

4. ребёнок усваивает нормы проявления эмоций и чувств, учится управлять своим поведением, теряет «детскую непосредственность».

Самосознание – это способность оценить себя как отдельную, уникальную, неповторимую личность. Ещё в возрасте 2-3 года ребёнок отделяет себя от других людей, осознаёт собственные возможности. Особенно отчётливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.

Самосознание выражается в самооценке. Самооценка дошкольника формируется: с одной стороны под воздействием похвалы взрослого, его оценка достижений ребёнка, а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребёнок переживает в разных видах деятельности. Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Ребёнок раньше осознаёт те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, не зависимо от того, как взрослый это делает: словом, жестом, мимикой, улыбкой.

IV. Направления развития речи детей дошкольного возраста. Основными направлениями в развитии речи являются:

1. увеличение словарного запаса, он становится больше в три раза; к 7-ми годам ребёнок усваивает примерно 4-4,5 тысяч слов. Это увеличение осуществляется за счёт всех частей речи. При этом дети часто употребляют слова, значения которых не понимают (напр. заигнорирую шапку в шкаф). Дети начинают объяснять этимологию слов; употребляют суффиксы. В дошкольном возрасте развивается «языковое чутьё», при котором ребёнок начинает придумывать новые слова, объяснять смысл старых слов, изменять звучание известных (напр. медуза – это банка с мёдом). У дошкольников появляется чувство ритма. У них часто встречается двойное склонение, при котором дети начинают изменять слово в зависимости от того, как оно было произнесено в исходной форме, с возрастом эта особенность исчезает (напр. по городу ходила большая крокодила).

2. развитие грамматического строя речи. Дошкольники начинают усваивать элементы грамоты: усваивают словарный состав предложения, звуковой состав слова, и то, что слово состоит из отдельных слогов.

3. развитие функций речи:

а) коммуникативная функция, которая служит средством общения: - ситуативная, контекстная речь, объяснительная;

б) интеллектуальная функция,которая показывает связь между мышлением и речью: планирующая функция, знаковая функция, обобщающая функция.

V. Развитие психических функций ребёнка дошкольного возраста.

1. Память: основным видом памяти дошкольника является непроизвольная память. К 6-ти годам у ребёнка возникает долговременная память, но преобладает кратковременная память; развита зрительная, двигательная память, эдейтическая память – яркая, образная.

2. Восприятие становится многоплановым, начинает развиваться апперцепция; восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

3. Мышление.Ведущим видом мышления является наглядно-образное, зарождается абстрактное;мышление конкретно, слитно с ситуацией; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; увеличивается запас знаний, расширяются представления; развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; дети начинают экспериментировать, на основе чего развивается творческое, самостоятельное мышление; экспериментирование является показателем пытливости ума.

4. Внимание. Основным видом внимание является непроизвольное; к 7-ми годам хорошо развита избирательность внимания; сосредоточенность имеет предпочтительный характер; развито переключения внимания, распределение внимания отсутствует; устойчивость внимания к концу дошкольного возраста составляет 30 минут; объём внимания – один предмет.

5. Воображение. Самый поздний познавательный процесс, он беднее, чем у взрослого, основным видом воображения является воссоздающее воображение.

VI. Психологическая готовность ребёнка к школе. Основные симптомы кризиса семи лет. Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Психологи выделяют следующие виды готовности к обучению в школе:

1. физическая готовность: ребёнок должен быть морфологически и физиологически готов к обучению в школе; ребёнок должен быть здоров физически; развитие анализаторных систем; развитие мелких групп мышц; развитие основных движений: бег, прыжки;

2. специальная готовность: у ребёнка должен быть необходимый уровень развития психических явлений; умение читать; умение считать; умение писать;

3. психологическая готовность:

- интеллектуальная готовность, которая включает в себя: готовность в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний; в развитии всех познавательных процессов, речи.

- личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, новое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к учителю, к одноклассниками, к самому себе.

- эмоционально-волевая готовность: эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно тонко развитые высшие чувства; сформированные эмоциональные свойства личности: умение сопереживать, сочувствовать. Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряженного трудиться, делать то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.