Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенность социального управления и социальной политики в республике Беларусь





Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей, способы его осуществления

Рассматривая одну из предыдущих тем, мы познакомились со статусно-ролевой и некоторыми другими концепциями личности, выяснили сущность и особенности ее социализации. Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе, семье, трудовом коллективе, общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности в обществе поддерживается социальный порядок.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение называется отклоняющимся, или девиантным.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.



Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке, технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Гитлера или Полпота.



Формами девиации являются деструктивное, асоциальное и про­тивоправное поведение.

Отношение к девиации зависит от типа общества. Чем демократичней общество, тем оно лояльнее к непреступным формам девиации (включая даже наркоманию и нестандартную сексуаль­ную ориентацию), ведь существование девиации – залог культурного многообразия, без чего демократичное общество существовать не мо­жет. Чем тоталитарней общество, тем жестче оно контролирует любое отклонение от нормы (включая манеру поведения, форму одежды, дли­ну волос), в нем существование девиации несет угрозу тоталитарному обществу, помешанному на всеобщей стандартизации.

В широком смысле слова под девиацией понимают любое отклоне­ние от социальной нормы, в узком – отклонение только от неписанных, моральных норм. Нарушение же писанных норм, законов называют делинквентностью, преступностью.

Таким образом, мы подошли к вопросу о социальном контроле над поведением людей в обществе.

Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий, социальных норм, санкций.

Основными функциями социального контроля являются:

· охранительная(контроль охраняет порядок в обществе);

· регулятивная(контроль регулирует поведение людей);

· стабилизирующая(контроль обеспечивает стабильность общества).

Считается, что социальный контроль на 70% осуществляется за счет внутреннего контроля. Можно сказать, что внутренний контроль – это контроль через со­циализацию. Онсостоит в том, что общество социали­зирует людей таким образом, чтобы они хотели действовать так, как они должны действовать. Как остроумно заметил один социолог, жен­щин можно заставить принять на себя тяжелую и неблагодарную до­машнюю работу только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей, домашнее хозяйство и чувствовали себя не­счастными без них.



Что касается внешнего контроля, подразумевающего влияние на индивида социального окружения и всего общества в целом, то он может осуществляться в виде формального и неформального контроля. Формальный контрольможет быть прямым и кос­венным, мягким и жестким, общим, детальным и даже тотальным. В современном обществе его значение возрастает. Вместе с тем, в обществе продолжает действовать и неформальный контроль, например, со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, соседей. Таков был контроль в традиционной сельской общине, да и сейчас в небольших населенных пунктах все друг о друге все знают и тем самым контролируют поведение личности. Специфическим видом неформального контроля является общест­венное мнение.

Элементы социального контроля: нормы и санкции

Выясним теперь, как действует механизм социального контроля. Двумя основными элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции.

По способу контроля все социальные нормы подразделяются следующим образом:

· дозволяющие нормы – представляют определенные права;

· обязывающие нормы – налагают определенные обязанности;

· запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение какого-либо действия (бездействия).

В соответствии с этим существует три основных формы реализации социальных норм:

· использование прав;

· исполнение обязанностей;

· соблюдение норм, т. е. воздержание от действий, запрещенных нормой.

Социальные санкции подразделяются следующим образом:

· формальные позитивные санкцииодобрение со стороны офи­циальных органов (награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.);

· неформальные позитивные санкцииодобрение со стороны группы (похвала, улыбка, уважение, признание лидером и т. д.);

· формальные негативные санкциинаказания, исходящие от официальных органов, т.е. предусмотренные законом (штраф, тюремное заключение);

· неформальные негативные санкции – наказания, исходящие от группы (замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.).

Особенность социального управления и социальной политики в республике Беларусь

Происходящий в настоящее время переход белорусской экономики от планово-административной модели к рыночной влечет за собой трансформацию общества во всех его структурах: изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества. Он свидетельствует, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой – о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития.

В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы – предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занятости населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения.

Кроме того, необходимость социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; нарастающая инвалидизация; падение трудовой ответственности; «моральный износ» квалификации и образования; отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне.

Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь – стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста.

Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга. Анализ данных социологического мониторинга республиканского масштаба позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи; оценка уровня семейного достатка; величина среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иных социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровень притязаний, социальное настроение) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.