Сделай Сам Свою Работу на 5

Одилон Редон. Мистическая лодка (фрагмент)





М. Врубель. Жемчужина

 

За выставкой последовали исторические русские концерты 1907 г.: Сергей Рахманинов, Николай Римский-Корсаков, Илья Глазунов, Федор Шаляпин и др. певцы и дирижеры.

После этого, в 1908 г., состоялась премьера оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (партия Бориса Годунова – Ф.И. Шаляпин, декорации – А.Я. Головин).

И с 1909 г. состоялись сезоны русского балета.

5. Единый духовный контекст европейской и русской художественных культур проявился в фактах создания международных творческих союзов. Так, в 1909 г., в Мюнхене, было организовано объединение художников «Синий всадник»,в противовес «Мюнхенскому Сецессиону», который отказался принимать произведения «авангардистских» художников. Помимо Вас. Кандинского и Явленского в объединение «Синий всадник» вошли Габриель Мюнтер, Александр Канольдт, Марианна Веревкина, Август Маке, Пауль Клее, Альфред Кубин и др. Позднее к нему примкнули: Франц Марк, Карл Хоффер, братья Бурлюки, Ле Фоконье. Группа была довольно разнородная, об этом говорят и выставки этого объединения. Первая выставка проходила с дек. 1909 г. по янв. 1910 г. в галерее Танхаузера. Вторая в сен. 1910 г.; помимо немецких художников здесь были представлены фовисты и кубисты из Франции: Ле Факонье, Брак, Дерен, Руо, Вламинк, Ван Донген, на этой выставке были представлены и работы символиста Редона.



Одилон Редон. Воздушный шар как глаз


Одилон Редон. Мистическая лодка (фрагмент)

Образы пугающей, невероятной графики Одилона Редона — одного из основоположников французского символизма, далеко ушли как от традиционного реализма, так и от объективного отображения действительности. В его работах есть что-то от Босха, что-то от позднейшего сюрреализма. Символы художника подчас можно только прочувствовать, но не разгадать. Редон в суровой черно-белой гамме представляет нам как бы чудовищную изнанку этого мира, наполненную ленивыми толстыми гусеницами, перекошенными лицами, «воздушными шарами глаз».

6. Завоевания культуры «серебряного века» не прошли бесследно и периодически возрождаются. Их след мы видим в современном театре пластической драмы (французский театр пластической драмы «Донка», российский театр пластической драмы «ЧелоВек» и др.), в постановках опер-балетов (например, «Князь Игорь»), рок-опер и произведений др. синтезированных жанров.



7. След русского «серебряного века» за границей.

В России голос к-ры сереб. века становился все тише: идеол. пресс госуд. машины оборвал развитие новых течений в архитектуре и живописи, в театре и поэзии. Однако этот голос продолжал звучать в кул-ре русс. зарубежья, обогатив зап.-европ. и америк. к-ру 20 в.

По далеко не полным данным после 1917 г. эмигрировало 2млн. ч-к, а вернулось не более 180 тыс. Именно в эти гг. возникло понятие российское зарубежье. Оно сохранило все основные черты русск. об-ва; З. Гиппиус сказала по этому поводу, что «эмиграция по сути представляла собой Россию в миниатюре».

Основные потоки эмиграции – Париж, Прага, Берлин, Константинополь, София, Харбин.

Мысль о том, что не следует терять время и надо готовить себя к дальнейшему служению России, привела к возникновению русских школ и высших учебных заведений – Русского университета, Технич. Института и сельскохозяйственной школы в Праге. Здесь возникла знаменитая пражская лингвист. школа под рук-ом князя Ник. Трубецкого, основателя фонологии как науки.

Выходили газеты, отражавшие весь спектр полит. партий, существовавших в России;

Удалось сохранить за рубежом русск. науку: начало положила созданная в 1923 г. в Берлине по инициативе историка П. Виноградова Русская академическая группа.

На 1926-1953 гг. приходится деятельность знаменитой Пражской лингвистической школы. Ее основателем был чешский лингвист Вилен Матезиус. В школу входили Ник. Серг. Трубецкой, Роман Осип. Якобсон, Серг. Осип. Карцевский. Создали фонологию как научную дисциплину (внутри этой области лингвистических знаний занимались сравнением звуков речи и звуков языка, сформулировали правила отличия фонем от вариантов, сформировали представления о системе оппозиций, создали учение о различении смыслов). Занимались проблемами общего языкознания, сравнительной грамматикой и сравнительно-историческим изучением славянских языков (синтаксическая теория языка, морфологический учет, функции признаков языка).



Подоб. группы ученых возникли в Софии, Варшаве, Риге, Белграде. Русс. ученые внесли вклад в развитие экон-ки, химии, авиации, астрономии, мидицины, антропологии, истории, филологии и, особенно, философии и богословия. В 1922 г. группа религ. философов во главе с Н. А. Бердяевым создали в Берлине Свободную духовную и филос. академию. Труды Сергея Булгакова, Ивана Ильина, Николая Лосского, Семена Франка, Федора Степуна, Льва Шестова, Льва Карсавина, Питирима Сорокина стали духов. опорой русс. эмиграции за рубежом.

Н. Бердяев – основатель философии свободы еще в России (книги «Философия свободы», «Смысл твор-ва» 1911 и 1913 гг.),

Ав-р книг и статей о русс. писателях, раскрывших сущ-ть их духовности, не простое чудачество, а напряженные духов. искания (Ст. «Русские богоискатели»: Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Леонтьеве, Вл. Соловьеве, Гоголе, Чаадаеве, Федорове, Розанове, Брюсове, Вяч. Иванове, Блоке, Белом; много статей и книга о Дост-м «Миросозерцание Дост-го» – крупнейшая из них).

В кн. «Новое средневековье» – объяснение причин того, что произошло в России, основатель философии религ. экзистенциализма, предтеча франц. экзистенц-ма, оказавший на последний значит. влияние. Автор книг «О рабстве и свободе ч-ка», «Судьба ч-ка в соврем. Мире». Смысл русской духов-ти в кн. «Русская идея».

С. Булгаков – крупнейш. представитель русской религ. философии за рубежом; создатель философии свободы

И. Ильин соз-л стройн. сис-му взглядов по основ. проблемам существования чел-ка в России; Н. Лосский и С. Франк – разработчики философии интуитивизма, творчески переработавшие философию Анри Бергсона;

Питирим Сорокин – крупнейший представитель социальной философии в США; основатель социологии как самостоятельной научной дисциплины; в прошлом – личный секретарь Ал-ра Керенского и депутат Учредительного собрания (1917 г.). Еще в России в 1920-1920 гг. создал 2-х-томник «Система социологии», далее обосновыв-т типологию кул-ры (3 вида – чувственная, идеоцеональная, идеалистическая), основатель Института психологии в США, исслед-ль индив-го и коллектив-го поведения в разных условиях, предшест-к акад-ка Сахарова и современного движения в защиту мира.

За границей оказ- сь больш. часть МХАТа, в т. ч. Мих. Чехов, киноактер Иван Мозжухин, певец Ф. Шаляпин, танцоры балета А. Павлова, В. Нижинский, С. Лифарь, Мих. Фокин и др.

Джордж Баланчин (Георгий Баланчинадзе) стал основателем школы американского балета – труппа «Америкэн бэлет» стала выступать уже в 1934 г.

Приведенные факты позволяют судить о том, насколько обеднела русская культура в связи с явлением 1-ой волны эмиграции и как благодаря этому явлению обогатились культуры Европы и США. В последующие годы, постепенно и небезболезненно, происходило восстановление связей культуры русской эмиграции и той частью культуры, которая осталась на Родине.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.