Сделай Сам Свою Работу на 5

Топка бани и старинные банные обычаи





Реферат

Тема: Финны

 

 

 

Выполнил студент:

Карташева Е.А.

Проверил:

Кандидат исторических наук, доцент

Лепоринская Т.Н.

 

 

Пермь 2010

Содержание:

Введение.

1. Общая характеристика

1.1. Этногенез и этническая история…………………………………… 4

1.2. Антропологическая характеристика………………………………..4

1.3. Языковая характеристика…………………………………………... 5

 

2. Хозяйство и материальная культура

2.1. Хозяйственный уклад……………………………………………….. 5

2.2. Жилище……………………………………………………………… 6

2.3. Сауна и баня………………………………………………………….8

2.4. Одежда………………………………………….……………………. 10

2.5. Кухня………………………………………………………………… 12

 

3. Духовная культура

3.1. Религия………………………………………………………………. 15

3.2. Традиции и обычаи………..……………………………………… .. 16

3.3. Традиционные праздники………………………………………….. 21

 

4. Заключение………………………………………………………………..25

 

5. Список используемой литературы………………………………………26

 

Введение

Я решила взять на рассмотрение финнов потому, что сама имею восточнославянские корни. Моя прабабушка приехала из оккупированной Карелии. Мне стало интересно узнать побольше про свои корни и я выбрала финнов. Это очень интересный и занимательный народ. Может быть, узнав побольше о финнах, я смогу объяснить некоторые черты своего непростого характера.



 

 

1. Общая характеристика.

Этногенез и этническая история.

 

ФИННЫ, суомалайсет (самоназв.). Название 'suomi' 'Финляндия' вначале относилось только к территории обитания собственно финнов (суоми), а затем распространилось и на остальные финляндские земли. В русских хрониках 13 в. этноним сумь ясно указывает на собственно финнов, т.е. население юго-западной Финляндии. Этноним 'finn' связывают с готским 'finюan' со значением 'охотники'.
Предки Финнов - прибалтийско-финские племена - проникли на территорию современной Финляндии в 3-м тысячелетии до нашей эры и к 8 веку заселили большую её часть, оттеснив саамское население на север и частично ассимилировав его. Финская народность сформировалась в процессе слияния юго-западных племён суоми (в древнерусских летописях - сумь), хямэ (древнерусское емь), живших в центральной части Финляндии, восточного племени саво, а также западных (привыборгской и присайминской) групп карел (смотри Карелы). Для восточных районов страны были характерны контакты с Приладожьем и Верхним Поволжьем, для юго-западных - со Скандинавией и Прибалтикой.



В 12-13 веках финские земли были завоёваны шведами. Длительное шведское господство наложило заметный отпечаток на культуру Финнов (аграрные отношения, общественные институты и др.). Шведское завоевание сопровождалось насильственной христианизацией Финнов. В период Реформации (16 век) была создана финская письменность. Тем не менее, финский язык оставался лишь языком богослужения и бытового общения вплоть до 2-й половины 19 века, когда получил формальное равноправие с шведским языком. Реально оно стало осуществляться уже в самостоятельной Финляндии. Шведский язык остаётся вторым официальным языком Финляндии. В 1809 - 1917 Финляндия со статусом автономного Великого княжества входила в состав Российской империи. В декабре 1917 провозглашена независимость Финляндии, в июле 1919 она стала республикой.

Антропологическая характеристика.

Финны относятся к Северной (нордийской) расе, к финно-угорской семье. 78 % финнов имеют светлые глаза. Большинство кареглазых (их 10 %) встречается в северной Финляндии среди финского племени кванов, которые восприняли центрально-азиатскую кровь от саамов.

 

Языковая характеристика.

ФИНСКИЙ ЯЗЫК относится к прибалтийско-финской группе уральской языковой семьи. В Финляндии, где существуют два государственных языка – финский и шведский, финны составляют 93,5% всего населения, а именно 4 млн. 700 тыс. человек (на 1993).
В этногенезе финнов приняли участие три древних племени: хяме (емь), собственно финнов суоми (сумь) и саво. В основе классификации финских диалектов по морфологическим и фонетическим признакам лежит их генетическая соотнесенность с древними племенными языками этих трех этнических группировок. Традиционно выделяют семь (в последнее время – восемь) диалектов финского языка.




2. Хозяйство и материальная культура.

2.1. Хозяйственный уклад.

Хозяйство финнов исторически сложилось как комплексное, т.е. помимо древнейших занятий - охоты, рыболовства и собирательства - они занимались земледелием, животноводством, домашними промыслами и ремёслами, отхожими промыслами (лесоразработками, извозом, коробейничеством) и пр.
Пригодных для обработки земель было очень мало. Основную их часть составляли болота, леса, озёра. Тяжким на такой земле был труд хлебопашца, которому приходилось отвоевывать у лесов и болот каждый клочок земли под пашню и сенокос. Да и климатические условия также были малоблагоприятны для земледелия. Под ниву (пал) выбирали возвышенное место, преимущественно заросшее лиственным лесом, в начале лета вырубали топором и косарями деревья и кустарник, складывали их в кучи, а через год сжигали. Во избежание распространения пожара вокруг участка выкапывали неглубокий ров. Золу равномерно распределяли по участку. Вокруг участка делали пряслообразную трёхжердевую изгородь, чтобы скот не потравил посевы. Сеяли преимущественно овес, пшеницу, ячмень и рожь. В больших количествах выращивались репа, редька, лук, горох. Сеяли вручную. Были несложные традиционные орудия труда: соха, борона-суковатка , серп , коса-горбуша и мотыги.
Но тяжелый труд часто не оправдывал ожиданий земледельца. Издревле финны занимались и животноводством: держали коров, лошадей, овец и кур. Свиней держали лишь не многие, причем мясо в пищу не употребляли, а использовали лишь щетину, которая шла на изготовление щеток для чесания льна. Скот держали для получения не только продуктов питания, но и ценнейшего органического удобрения - навоза.
Орудия охоты и рыбной ловли самые разнообразные. Рыболовные снасти можно подразделить: на удильные - удочки; на ударные - остроги; на волоковые - невода; самое распространенное орудие лова - рыболовная сеть - имелась в каждой семье. Её вязали из конопляных нитей, как правило, мужчины. К началу рыболовного и охотничьего сезона карелы тщательно готовились, используя передаваемый из поколения в поколение опыт предков.
Каждая семья имела свои излюбленные места для ловли рыбы.
Удилища для удочки делали из любого дерева, однако считали, что лучше рыба ловится на рябиновое, черемуховое и березовое, а ольховое и можжевеловое - наоборот, отпугивает рыбу.
Одной из древнейших занятий финнов- добыча лесного зверя и дичи. Каждая семья имела свою территорию для охоты, которая передавалась по наследству.
На дичь и мелкого пушного зверя ставили силки, каждый охотник ставил по 300-400 силков и держал их до наступления зимы.
На белку, куницу, рысь, лисицу и медведя охотились с собакой. Зверя били из ружья "малопульки". Финские стрелки отличались большой меткостью; тот, кто делал один промах из 10 выстрелов, считался весьма посредственным стрелком. "Малопульки" делались чаще всего самими крестьянами.
Для охоты на крупного зверя использовали различного рода ловушки: капканы, ямы, самострелы и рогатины. Мясо употребляли в свежем виде. Шкуры шли на продажу, на изготовление обуви, одежды.
С охотой, как и с рыболовством, у карелов связано много различных поверий, примет и заговоров. Связаны они с верой в лесовика, нечистую силу, которых старались задобрить, не разгневать каким-то неосторожным словом или действием.
Основной доход финский крестьянин получал на лесных промыслах, занимался рубкой, сплавом леса, заготовкой дров, работая на лесопильных заводах. Вырубленный лес вывозили на санях волоком. Жили лесорубы во временных лесных избушках по 10-15 человек. Спали на нарах, устланных хвойными лапами. Несмотря на тяжёлые условия труда и быта, лесной промысел давал крестьянам возможность заработка, чтобы расплатиться с налогами, а также купить необходимые товары.
В прошлом были широко распространены ремесла и домашние промыслы: добыча руды, кузнечное дело, курение смолы. Кузнецы из добытой и выплавленной руды изготовляли различные предметы: топоры, сверла, сошники, ножи, серпы.

 

Жилище.

Дома жителей Скандинавского полуострова чаще всего представляли собой деревянные постройки, обмазанные глиной. Крыша, как правило, черепичная, соломенная или из дерна. Иногда несколько хуторов стоят рядом, образуя деревню.
Большинство финнов проживало на отдельных хуторах, состоящих из 6-8 ферм, каждая из которых имела жилой дом, сараи мастерские, склады, бани. Они были оторваны от остального мира долинами, занимались сельским хозяйством и разводили скот. Они составляли неразрывную связь с природой своей местности.
Здесь, в этой долине они жили испокон веков, здесь находились курганы предков, лишь здесь они могли быть уверены в себе, и своей удаче, тут все подчинялось установленному природой ритму, неизменному, заведенному раз и навсегда.
Наилучшее место для усадьбы, как считали финны, было у подножья высокого травянистого откоса горы. Хозяйство финнов было натуральным, крестьяне сами себя обеспечивали продовольственными изделиями и орудиями труда. Вместе с членами семьи в усадьбе жили рабы, и другие зависимые люди, которые помогали по хозяйству, пасли скот, и выполняли другие тяжелые работы.
Строение усадьбы
Основное строение усадьбы - низкий и длинный деревянный дом. Конструкция дома во многом зависела от климата и имеющихся недалеко строительных материалов. В тех районах Скандинавии, где было много древесины, дома строили из деревянных каркасов, на которые настилали доски, бедные люди строили стены своих жилищ из прутьев обмазанных глиной. Крыши обычно крыли тростником или соломой. В странах с суровым климатом, таких как Ирландия или Гренландия, древесины было мало, поэтому местные жители сооружали стены своих жилищ из камня и дерна. Большинство финнов жило в большом прямоугольном общинном доме, длина которого составляла 20 -30 метров. Традиционное финское жилище представлено деревянным срубом удлинённых пропорций с двускатной крышей, крытой дранью. Важнейшие хозяйственные постройки: хлев, клети - на юго-западе часто двухэтажные - образовывали вместе с жилым домом замкнутый четырёхугольный двор.
Внутреннее устройство дома
Дом в основном состоял из одной длинной комнаты называвшийся залом, в котором домочадцы вместе ели, спали и работали. В отдельном помещении могли жить отец с матерью, а сыновья с женами и детьми жили в общем, зале. В средней части дома находился очаг, выложенный из камней, на нем приготовляли пищу и им же отапливали жилище. Дым от очага выходил через специальное отверстие в крыше, но, не смотря на это, в зале все равно оставались частицы дыма. В домах не было окон со стеклами, вместо этого в стенах имелись небольшие отверстия, которые на ночь закрывались ставнями, поэтому в зале всегда царила полутьма. Пол зала был из утрамбованной земли покрытой тростником или соломой. Вдоль стен, где меньше сквозняков располагались длинные скамьи.
Ночью люди спали на них, используя подушки набитые перьями и пухом, укрывались шерстяными одеялами и звериными шкурами. Одежду и оружие вешали на крючки, или же просто прислоняли к стене. Ценности, запасную одежду и постельные принадлежности держали в сундуках и ларцах. В домах было мало мебели из-за недостатка места. Люди сидели на табуретах или на скамьях располагавшихся по периметру зала. Столы использовались, как для еды, так и для работы.
Для интерьера западного крестьянского дома характерны двухъярусные и раздвижные кровати, колыбели на гнутых полозьях, многообразие форм шкафов. Распространены роспись и резьба, покрывавшие мебель и утварь (прялки, грабли, клещи хомутов и др.). Жилое помещение украшали ткаными изделиями (одеяла, праздничные покрывала, занавеси на двухъярусной кровати), ворсовыми коврами (рюйю).

 

Сауна и баня.

Жителей в Финляндии 5,1 миллионов, а бань -1,7миллионов, т.е., одна баня на трех жителей. Баню считают исконно финским явлением, но она не финское изобретение и принадлежит не только финнам. Во второй половине 19 века на Старом материке в банях парились на единой территории, распростертой от Балтийского моря далеко до Уральских гор. Баня обычное явление и среди других финских народов Балтийского региона: эстонцев, карел, вепсов, ливов. Помимо них к любителям бани традиционно относятся многие славянские, балтийские (латыши, литовцы), тюрко-татарские, а также восточные финно-угорские народы. Традиционная баня - деревянная постройка, где парильщики сидят на пологе, бросают воду на горячие камни каменки и парятся березовыми вениками. Из финских слов наиболее известное в разных языках мира - «сауна» (баня), хотя по мнению финнов оно не всегда применяется в правильном значении. Выражение «ходить в баню» означает как посещение бани, так и всю банную процедуру. Она включает в себя процесс потения от жара каменки и пара брошенной на камни воды, по-фински «лёюлю». (В финском языке имеется два разных слова, означающих «пар», - «хёюрю» и «лёюлю».Первое - пар вообще, например, от кипящей в котле воды, второе - быстро образующийся пар от воды, брошенной на нагретые камни каменки.) Так, именно «лёюлю» является духом бани. «Лёюлю» — финно-угорское слово, применяющееся в финском языке уже 7 тысяч лет.Финны - не единственные парильщики на земном шаре. Подобные банные постройки и обычаи известны среди многих культур (римская, турецкая, кельтская баня, «потовая палатка» индейцев, японское «фуро», русская «баня», мексиканский «темаскал»). Финнов можно считать особым банным народом потому, что они сохранили банную традицию живой и приспособили ее к современному образу жизни. Благодаря тому, что финны сохраняли, развивали и пропагандировали баню, она распространилась по всему миру под товарным знаком «Сделано в Финляндии»

.История строительства бани

«Сауна» - финско-саамское слово. Ядро бани составляла каменка, - куча камней, которые нагревали, и вокруг которых могли париться под временным покрытием, подобно тому, как делали американские индейцы в своей хижине-парилке. Возможно, что паровую баню типа «сауны» знали еще в каменном веке около 6 тысяч лет назад. Очаги тогдашних жилищ были круглыми, открытыми, горшкообразными углублениями, на дне которых складывали два или три слоя небольших камней. Считается достоверным, что деревянный банный сруб знали в Финляндии примерно в 5-8 веке. Баня была бревенчатой однокомнатной постройкой, которую обогревали изначально изнутри с помощью огня и дыма (баня «по-черному»). Сначала постройку применяли и как жилье, и как баню. Метод ее строительства из бревен был финским «ноу-хау», которое финские эмигранты возили с собой, куда только не переезжали в течение тысячелетий. Это проявилось, в частности, на Новом материке в конструкции Дома первопроходцев в Новой Англии.

Топка бани и старинные банные обычаи

В старину баня была для финнов святым местом. Сначала она находилась во дворе, а лишь с начала 20 века на берегу озера по примеру дачников из высших сословий. В баню ходили обычно регулярно только один раз в неделю. Чтобы истопить баню «по-черному» для нескольких смен парильщиков уходил целый день. Нужно было правильно выбрать дрова, уметь их закладывать в печь и вовремя подбрасывать дополнительно; чтобы топить баню и вязать веники нужно время. Этой неторопливости при топке бани и умению правильно вязать веники учились из поколения в поколение. Многие обычаи регулировали поведение парильщиков. Согласно пословице «в бане надо быть как в церкви», с благоговением. Обычно предупреждали, что в бане нельзя галдеть, ругаться, сплетничать, клеветать или шуметь. Этим правилам и обычаям обучали и детей. Финские этнографические источники со значительной последовательностью указывают на ошибочность существующего всемирного представления о финской банной культуре как о всеобщих банях. В деревенской общине мужчины и женщины мылись в отдельных сменах. Только позднее стали в баню ходить семьями. Раньше хозяин с работниками ходили в баню первыми, после полевых работ, а хозяйка с работницами потом, после дойки коров.Финская литература изобилует красочными банными эпизодами. Один из наиболее известных описан в романе «Семеро братьев» Алексиса Киви; братья парились в рождество на соломе в новой курной избе, наслаждаясь рождественским пивом, пока баня не загорелась, и чтобы не замерзнуть насмерть, им пришлось в одних рубахах пробежать через зимний лес до ближайшего дома! Литература основана на богатой народной традиции.Баня была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лен, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель, стирали белье. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд, коротая время народными рунами и песнями: в ритме работы пели, например, эротические песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки.В народном календаре внимание обращали на знаменательные дни, когда гадали на удачу в будущем году в промыслах, в женитьбе. На Карельском перешейке в Кой-висто баню топили в канун нового года в каждом доме очень рано до рассвета. Говорили, что «работы в течение года будут поступать вовремя, если дым поднимался в новогоднее утро на небо до солнца».

Одежда

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения. Традиционная женская одежда — рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин — льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда — рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны.
В восточных районах долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние.
Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце XIX — начале XX вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.
Типично финским украшением считали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты. Все это — массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами. Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки.
Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве — немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках.

Традиционная женская одежда - рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин - льняной или шёлковый на жёсткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда - рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны. На востоке долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали карельское и северорусское влияние. Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце 19 - начале 20 века, в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

 

2.5. Кухня.
Традиционные блюда.

Говоря об особенностях финской национальной кухни, надо, прежде всего, рассказать о финских национальных продуктах. Как известно, каждая национальная кухня обладает своим особым пищевым сырьем, которое обычно делает эту кухню примечательной в глазах иностранцев. Однако понятия "национальные продукты" и "национальное пищевое сырье" не всегда правильно понимаются. Чаще всего думают, что это какие-то особые экзотические продукты, вроде трепангов и бамбука у китайцев, масла яка у монгол и т. д.
На самом деле национальными продуктами считаются и могут считаться только самые употребительные, широко распространенные в народе повседневные продукты, а такими обычно бывают те же самые продукты, которые используются во всем мире.
Но если в других национальных кухнях такие продукты бывают ординарными, редко или неохотно применяемыми и невкусными, то в национальных кухнях те же самые продукты являются самыми употребительными, самыми излюбленными и самыми вкусными. Самый известный пример такого рода - макароны у итальянцев.
Такими национальными продуктами в финской кухне являются перловая крупа и ячменная мука, салака, брюква, сало, масло, молоко, сливки. Без этих продуктов (вместе, группами или порознь) практически не обходится ни один рецепт, они представлены, так или иначе, более чем в 75% национальных финских блюд.
Набор, с точки зрения современного горожанина, едва ли особо привлекательный и даже, быть может, странный своей разнородностью. Причина такой избирательности; как и всегда во всех национальных кухнях, - историческая и географическая.
Брюква, перловка (ячмень), салака были продуктами, известными финнам с глубокой древности.
Все молочные продукты: молоко, сливки, масло - результат также исторически обусловленной специализации финского хозяйства за последние 200-250 лет. Следует напомнить, что в течение XIX века, вплоть до Первой мировой войны, снабжение такого крупного города, как Петербург, на 95% сливками и на 60% сливочным маслом (чухонским) осуществлялось исключительно финнами.
Вполне естественно, что, применяя все эти продукты, финны на протяжении длительного исторического периода научились так использовать их, как никакой другой народ. Именно особая технология применения этих обычных продуктов финнами и превратила их в национальные финские. Иными словами, финны нашли те приемы обработки, например перловой крупы, которые дают наибольший кулинарный эффект, резко отличаются по пониманию сущности продукта от приемов, принятых в других национальных кухнях в отношении того же самого продукта. Так, вряд ли где еще, кроме финской кухни, употребляется вымачивание перловой крупы не в воде, а в молоке и даже в простокваше длительностью до суток в качестве предварительной стадии обработки перед варкой. Вполне понятно, что такая обработка придает и иной, более полный или более приятный вкус каше или иному изделию из перловой крупы, делает эту крупу по вкусу совсем иной.
Таким образом, на примере финской национальной кухни хорошо иллюстрируется основное кулинарное правило, что национальные кухни, их отличие, особенности и уровень определяются не только составом продуктов, но и главным образом применяемой ими технологией.
Из национально-финских кулинарных приемов наиболее характерны солка и вымачивание.
… Почти все супы в финской кухне (за исключением самых простых, крупяных) относятся к разряду блюд, занимающих главное, важное, центральное место в меню, а в ряде случаев являются даже парадными блюдами, то есть такими, которые приготавливаются на национальные, народные, семейные праздники или даже еще реже - к юбилеям.
Дело в том, что для финской кухни, как и для многих других национальных кухонь народов Балтики, развивавшихся под сильным скандинавским (шведским) и немецким (ганзейским) влиянием, всегда был характерен так называемый холодный стол ("бутербродный" или "сморгосбурдет"). Горячая пища, и особенно супы, приготавливались крайне редко, причем всегда в праздники и для узкого круга семьи.
Это правило было причиной того, что в XVIII и даже в XIX веке большинство русских путешественников, в том числе даже ученых, этнографов, посещавших Финляндию, утверждали в своих книгах, что финны не знают горячей пищи, не готовят вообще супов и что суп, дескать, чисто русское явление. Такое превратное мнение объяснялось тем, что финны, будучи чрезвычайно гостеприимными, всегда, даже в случае исключительной бедности, предоставляли еду в распоряжение посещавших их дома приезжих иностранцев. При этом они ставили на стол еду исключительно в виде "холодного стола": хлеб, масло, отварную или соленую рыбу, сало, молоко - таков был полный набор всех возможных у крестьянина готовых к еде продуктов. Изредка к этому набору добавлялась отварная картошка, что было исключительным явлением, ибо для этого надо было специально разжигать печь.
Многие, даже образованные и развитые для своего времени, русские люди, привыкшие к тому, что в русской избе крестьянин ставил в первую очередь миску пустых, но все же горячих щей перед путником, считали финнов либо скаредными (масло сливочное имеют, а щей не дают!), либо делали вывод, что те вообще не знают и не умеют готовить супы.
И эти превратные, неверные мнения буквально наводняли литературу вплоть до XX века, а затем повторялись другими авторами как "зафиксированный путешественниками факт". Наблюдать же финнов, особенно простых крестьян, в кругу семьи, в праздник, за обеденным столом посторонним лицам из числа иностранцев, конечно, не приходилось в силу чрезвычайной замкнутости финской семьи. Отсюда и родилось неверное мнение, что финны не знают супов. Это мнение блестяще опровергается опубликованной ныне массой рецептов финских супов с указанием географических областей, где эти супы применяются, и времени, с которого они известны в Финляндии.
Но если для русской кухни супы - это обычное, повседневное, даже ординарное блюдо, то для финской кухни оно не столь частое, в большей мере праздничное, вернее, воскресное, поскольку супы требуют и большего времени на приготовление, и больших усилий, а финны привыкли к тому же делать их особенно тщательно.
Одним из наиболее неожиданных моментов для тех, кто знакомится с финской кухней, является наличие в финской национальной кулинарии таких редких в мировой кулинарной практике блюд, в состав которых одновременно входят и рыба и мясо.
Наличие подобных блюд говорит прежде всего о значительной древности финской кулинарии. Только у народов Закавказья и Средней Азии, где кулинарное мастерство зарождалось и формировалось более 3000 лет тому назад, можно обнаружить нетрадиционные комбинации продуктов, свидетельствующие о древности происхождения того или иного блюда. Так, мы знаем о существовании армянского супа, где одновременно используются оленина и курица, о существовании туркменского плова, в котором вместо баранины применяется красная рыба в сочетании с бараньим салом, кунжутным маслом, изюмом, урюком и рисом.
Финская кухня дает нам еще более разительный и резкий пример необычных пищевых сочетаний: баранина, говядина, телятина, речная рыба (окунь, сиг), морская рыба (салака), молоко - в едином блюде.
Причем вкус этого "невозможного", с точки зрения современного европейца, сочетания отменный.
Известно, что для финской и эстонской кухни считается довольно "обычным" сочетание свиного сала с соленой салакой. При этом смешиваются такие вкусовые компоненты, сочетание которых хотя и необычно, но действует все же друг на друга нейтрализующе, умеряюще: сало смягчает соленость, ее резкость, салака отбивает "свиной дух" и сама теряет при этом свой рыбный запах. В результате блюдо превращается во вкусовом и ароматическом отношении в мягко-нейтральное, приятное.
Но древнефинская кухня идет еще дальше. Она смешивает в одном блюде не только рыбу и мясо, но и делает это в крайних, полярных противоположностях. Так, речная, то есть классическая, "настоящая" рыба соединится в одном блюде с бараниной - мясом наиболее сухопутного из всех домашних животных, с классическим мясом пустынь, степей, гор!
Это говорит не только о глубокой древности, но и о ритуальном значении этого блюда, в котором сохранялись пережитки жертвоприношений, приносимых человеком на той стадии исторического развития, когда охотники еще не отдифференцировались от рыбаков, то есть на стадии первобытнообщинного строя в эпоху неолита, каменного века. Таким образом, это блюдо еще более древнего периода, чем тот, о котором повествует финский эпос "Калевала", и, скорее всего, его создавали и ели творцы наскальных изображений Онежского озера. Характерно, что в поисках этого и других древнефинских блюд автор финской национальной кухни, как и собиратель калевальских рун, обращается к карельской культуре, к карельскому творчеству, где лучше и полнее сохранились те древние элементы материальной культуры финно-угорских народов, которые были уничтожены в самой Финляндии вначале крестоносцами в XII-XIII веках, а затем многовековым господством германского влияния.
Интересно, что само нынешнее название этого блюда - "аатолохко", - что в переводе на русский означает "блюдо, которое делают в канун" или "канунное", говорит о том, что его издревле и по сей день применяют в канун праздников, под вечер праздничного дня, и это лишний раз подтверждает его древнее, ритуальное происхождение.
Не менее красноречиво говорит о древности некоторых финских блюд и об их живучести в течение тысячелетий и другой факт. Западные финны, отделившиеся от уральских угро-финнов еще в каменном веке около 4-5 тысяч лет тому назад и все это время не имевшие и не поддерживавшие никаких связей друг с другом, сохранили тем не менее одинаковые кулинарные вкусы и технологию. Так, и уральские угро-финны, и западные финны применяют в некоторых мясных блюдах сочетание трех видов мяса (говядина, баранина, свинина). Так, например, такое сочетание применяется до сих пор в известных уральских пель- o менях (три вида фарша) и в финском блюде "лапскоусси", состоящем не из молотого мяса (фарша), а из отдельных кусочков говядины, баранины и свинины, сваренных вместе. При этом совпадение соотношения разных видов мяса в обоих случаях поразительно.
В уральских пельменях говядина, баранина и свинина употребляются в пропорции 45%, 35%, 20%, а в финских блюдах в различных районах Финляндии отмечены. рецепты, где соотношение этих трех видов мяса следующее: 40%, 40%, 20% или 45%, 33%, 22% и, наконец, 45%, 35%, 20%, то есть близкое или полное совпадение с уральскими пропорциями. Объяснить подобные явления чисто вкусовой целесообразностью невозможно. В противном случае такие "вкусовые сочетания" появились бы и у других народов или были бы, в конце концов, созданы ресторанными маэстро.
Нет сомнения, что в финской кухне мы имеем дело с весьма стойким сохранением кулинарных традиций, уходящих корнями в немыслимо седую древность.

Духовная культура.

Религия.

Религия

Статус государственных религий в Финляндии имеют: Финская евангелическо-лютеранская и православная церкви. К первой принадлежат почти 84,2% жителей страны, ко второй — 1,1%, к другим церквям — 1,2%, а 13,5% жителей не имеют религиозной принадлежности. Среди лютеран достаточно большой процент составляют лестадиане.

3.2. Традиции и обычаи.

Часто финнов считают несколько консервативными, даже старомодными. Финны бережно хранят и передают от отца к сыну старые традиции и обычаи. Например, такая, казалось бы, анекдотичная особенность финнов, как медлительность разговорной речи – неторопливое произнесение слов, затягивание гласных. Хотя, честно признаться, эту особенность чаще приписывают эстонцам... Тем не менее, у финнов – это всего лишь дань уважаемой традиции. Дело в том, что аристократизм проявляется не только в умении держать спину прямо, но и в умении не открывать рта, там, где это не надо. По финским обычаям, громкая речь, безудержный смех разрешались только простолюдину. Финский аристократ – это молчаливый, степенный господин. Он никуда не торопится – поэтому и говорит медленно и взвешенно. Вообще финская культура – это культура спокойных людей, о чём мы ещё поговорим ниже.

До сих пор финны настороженно относятся к тем, кто говорит слишком громко, или слишком быстро. Более того, повышения голоса они считают проявлением грубости. Споры финны предпочитают решать за столом переговоров. Так же если во время разговора Вы отводите глаза, смотрите по сторонам – то для финна это будет явным признаком Вашего лукавства. Эти традиции уже в крови финнов. При общении с гражданами Финляндии стоит помнить и другое правило: "Смех умного не слышно, а видно".

Вообще-то финская традиция предусматривает довольно-таки щепетильно отношение к словам. "Быка берут за рога, а человека ловят на слове" – так гласит старинная финская пословица. "Светский разговор ни о чем" – явление относительно новое для финской культуры, и абстрактное предложение финн может воспринять всерьез. Прерывать другого – проявление невежливости, и если в России такое поведение уже стало обыденным, то в Финляндии оно по-прежнему не приветствуется.

Другой интересной традицией Финляндии является особое отношение к походу в гости. Если у нас, в России, нет ничего п

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.