Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах





В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алгоритм записи слов под диктовку и методика проведения контрольного диктанта.

Корфографическим упражнениямотносятся следующие виды работ:

 

· списывание;

· диктант;

· орфографический разбор;

· свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др;

· корректура текста (исправление ошибок).


Списывание –передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

Виды списывания:

 

· списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

· списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;



· творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

· выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

· списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

 

Как научит ребёнка правильно списывать?

Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.



Правила списывания (памятка 1) необходимо ввести при записи первого слова в прописях. Если дети уже усвоили «лёгкий» путь списывания – «срисовывания», объяснить необходимость «трудного» пути будет очень сложно, хотя и возможно (формирование мотивации в этом случае можно начинать с анализа большого количества допускаемых при списывании ошибок и поиске путей их предупреждения).

Правила списывания

(памятка 1)

 

1. Прочитай.

2. Закрой образец и повтори по памяти.

3. Подчеркни все орфограммы. (Ученики подчеркивают в образце.)

4. Прочитай по слогам так, как написано. Чётко проговаривай каждый слог.

5. Закрой образец (закладкой, листом) и повтори по памяти так, как будешь писать. Чётко проговаривай все слоги.

6. Диктуй себе по слогам и записывай. (Образец закрыт.)

7. Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам. (Образец закрыт)

8. Подчеркни орфограммы карандашом. (Образец закрыт.)

9. Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.


На первоначальном этапе обучения используется только полный алгоритм списывания, который осваивается под непосредственным руководством учителя. Если предложение длинное и ребёнок не может запомнить его целиком, оно разбивается на части. Каждая часть отрабатывается отдельно по памятке.

Обязательные условия:



 

· закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

· проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

· проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).


Во 2 классе, не раньше второй четверти, вводится сокращенный алгоритм списывания (памятка 2).

Правила списывания (сокращённый алгоритм списывания)

(Памятка 2)

 

1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2. Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

3. Диктуй себе каждое слово по ходу записи предложения.

4. Проверь написанное. Прочитай каждое слово. Открой образец и сравни написанное с образцом.

 

Контрольное списываниеслужит способом проверки сформированности умения списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме. Реализуя на практике принцип естественности процесса контроля, текст контрольного списывания следует напечатать на отдельных листах (по количеству учащихся в классе) шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту прописей, и раздать каждому ученику. Это обеспечит естественные для учащихся условия выполнения задания, так как основным видом списывания в период обучения грамоте являлось списывание с прописей, а не с классной доски.


Методика проведения контрольного списывания

1. Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

2. Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

3. Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

4. Самостоятельная запись текста учащимися.

5. Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

 

ДИКТАНТ –вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

 

1. по объему диктуемых единиц

· словарные (отдельные слова);

· словосочетаний;

· предложений;

2. по соотношению диктуемого и записываемого материала:

· сплошные;

· выборочные;

3. по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

· предупредительные (перед записью);

· комментированные (в процессе записи);

· объяснительные (после записи);

· «Проверяю себя» (по ходу письма подчеркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются. После записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);

4. по степени самостоятельности пишущего:

· репродуктивные;

· творческие;

5. по источнику восприятия:

· слуховой;

· зрительный;

· по памяти;

· картинный;

· предметный.

 

Обязательная последовательность введения приема письма под диктовку: отдельные буквы – отдельные слоги – отдельные слова – отдельные предложения – текст.

Методика проведения (запись букв, звуков):

1.Учитель чётко произносит звук.

2.Учащиеся хором четко повторяют.

3. Учитель предлагает обозначить звук буквой и записать её в прописи.

4. Вводится прием проговаривания. Учитель демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать: (а-а-а), (о-о-о), (б) и т.д.

5. Учащиеся записывают букву с проговариванием.

6. Вводится приём проверки. Учитель медленно повторяет звуки, с ручкой в руке (ручка должна скользить в воздухе под буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.

Запись под диктовку слоговосуществляется в следующем порядке:

 

1. Учитель чётко произносит слог.

2. Учащиеся хором повторяют.

3. Учащиеся диктуют себе слог в процессе его в процессе его записи (проговаривают).

4. Самопроверка. Учащиеся читают слоги, карандашом подчёркивают гласные.

5. Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.


Для записи слова под диктовку вводится алгоритм (памятка 3).


Алгоритм записи слова под диктовку

(Памятка 3)

1. Послушай слово.

2. Повтори слово.

3. Проговори слово по слогам.

4. Выдели голосом ударный слог.

5. Диктуй себе по слогам.

6. Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «орфограмма» - подчеркни орфограммы.


В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске)приведём методику работы,описанную Н.А. Корфом:

 

1. Учитель диктует слово.

2. Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

3. Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

4. Ученик в процессе письма диктует себе слово. Учитель не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.

5. Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её.


Запись под диктовку отдельного предложения.

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должна чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз –дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз –учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг – ученики хором повторяют предложение так, как будут писать – чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг – записывают, диктуя себе по слогам.

3-й раз –чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово».

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.


Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

 

1. весь текст – для общего восприятия;

2. каждое предложение с паузами – для записи;


- Послушайте первое предложение.

- Повторите его.

- Диктуйте себе по слогам.

- Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3. весь текст – для проверки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.