Сделай Сам Свою Работу на 5

Системное единство государственной власти и разделение властей в механизме государства





Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический институт

Второе высшее образование ОЗО

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственная власть в РФ»

На тему «Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 года»

Выполнила

_______О.А. Мамаева

Проверил

________А.М. Барнашов

___________________

Зачтено / не зачтено

Томск 2011

 

 

Оглавление

 

Введение. 3

1. Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 года. 5

1.1. Системное единство государственной власти и разделение властей в механизме государства. 5

1.2. Проблемы взаимодействия федеральной и региональной власти в Российской Федерации. 11

1.3. Тенденции в развитии конституционных принципов разделения власти в России 22

Заключение. 35

Список литературы.. 37

 

Введение

 

Необходимость определения пределов власти или ее ограничения определяется несколькими при­чинами. Во-первых, личными мотивами и интересами. Часто наше благополучие в наибольшей степени зависит от того, насколько удачно мы как социальные личности встроены в существующую систему власти и насколько адекватно наше отношение к этой системе.



Вторая причина находится не в личностной, а скорее в социальной плоскости. Современное общество уже находится на таком уровне развития, который в свою очередь требует определенного качества государственной власти. Сейчас для правильной организации социальных связей уже не достаточно только лишь императивных указаний. Сегодня на смену привычному монологу и приказам государства постепенно приходит равноправное общение личности, общества и официальных структур, что в корне меняет наше представление о госу­дарственной власти и ее современной сущности. Поэтому для полноценного общения необходимо иметь представление о возможностях, статусе, задачах и самое главное – целях взаимодействующих сторон[1].

Обществу такое представление о государственной власти дает так называемая доктрина разделения властей, устанавливающая пределы власти, ее возможности, задачи и самое главное – определяющая средства достижения целей. Эта доктрина представляет собой не только инструмент ограничения вла­сти, но и является универсальным средством воспитания общества, тем, что в значительной степени формирует его мировоззрение. Как научная доктрина, теория разделения властей в немалой степени влияет на правосознание и правовую культуру как отдельного индивида, так и всего общества в целом.



Исследование понятий, идей и принципов, лежащих в основе теории разделения властей дает воз­можность сформировать не только теоретическую но и прочную фактическую базу для углубленного изучения всех профессиональных дисциплин, связанных со сферой государственно-властных отноше­ний. Помимо существенной гносеологической роли, значимость теории разделения властей определяет­ся тем особым местом, которое она занимает в теории правового государства и общей теории государ­ства и права. Уникальность этой доктрины объясняется ее многочисленными междисциплинарными связями с политологическими, юридическими и общегуманитарными дисциплинами[2].

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократически-правовом устройстве Российского государства, и, как следствие, определения возможности построения в России гражданского общества. В данных конкретных условиях чрезвычайно важно понимать, в чем значимость этого принципа для России, как он реализуется и почему его сохранение и совершенствование – одна из важнейших предпосылок продвижения современной России по пути демократии.



В работе проанализированы исследования Ю.А. Тихомирова, В.С. Нерсесянца, В.Е. Чиркина, Н.А. Власенко, Р.В. Косова, А.В. Мелехина, Т.Я. Хабриевой, В.А.Черепанова и др.

Целью работы является анализ принципа разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Список использованной литературы приложен в конце работы.

 

 

Принцип разделения властей и его реализация в Конституции Российской Федерации 1993 года

Системное единство государственной власти и разделение властей в механизме государства

 

Аппарат государственной власти обычно определяют как систему органов, посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи.

Как отмечает В.Е. Чиркин, между терминами «государственный аппарат» и «государственный механизм» возможно установить несущественные несовпадения, но по существу эти понятия обозначают одно и то же. Сам исследователь использует термин «государственный аппарат», под которым понимается система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной, государственной и др. ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия[3].

По мнению В.Е. Чиркина, государственный аппарат - это система государственных организаций, органов, учреждений, должностных лиц государ­ства, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей государственной власти, применяющих различные формы и методы государственного воздействия.

Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от того или иного подхода к организации государственной власти (например, в тоталитарных социалистических странах отрицает­ся разделение властей), во-вторых, от государственно-террито­риального устройства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), наконец, от разделения на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия, принимающие решения (например, парламент, судьи), и орга­ны и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства РФ, канцелярии судов, экс­перты - советники министерств)[4].

С точки зрения разделения властей, как правило, различа­ются органы (а иногда и должностные лица) законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной власти представлены на соответствующем уровне общегосудар­ственными парламентами, законодательными собраниями субъектов федерации и территориальных политических автономий. В России это Федеральное Собрание и законода­тельные собрания субъектов РФ. Они являются представительными органами государства и государственных образований (существуют также представительные органы муниципальных образований, которые законов не издают). Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность действий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих пред­ставительных органов[5].

Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой понятие «государственный механизм» более широкое, нежели «государственный аппарат», а именно если субъектный состав государственного аппарата означает только систему органов государственной власти (законодательную исполнительную и судебную подсистемы), то механизм государства включает в себя не только государственные органы в данном понимании, но и так называемые силовые структуры, аппарат принуждения, материальные средства государственной власти, государственные учреждения.

Так, например, В.В. Лазарев, М.И. Марченко считают государственным механизмом совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы)[6].

Опровергая данную точку зрения, В.С. Нерсесянц отмечает, что во всех случаях речь идет об институциональном элементе государства, который в данном контексте выступает как управляющая система с определенной структурой, состоящая из специфических элементов, связи между которыми определяют форму государства. Причем ключевым понятием, объясняющим и «аппарат», и «механизм» государства, является понятие «орган государственной власти» («государственный орган»).

По мнению автора, государственный аппарат (механизм государства) – это вся система государственных органов, включая «силовые структуры» и иные организации, осуществляющие государственную власть. При этом необходимо различать государственный аппарат и государственные учреждения, подчиненные государственному аппарату (хозяйственные единицы, системы коммуникаций, СМИ, транспорт, научные, образовательные, медицинские и другие социально-культурные учреждения). Государственные учреждения не участвуют в осуществлении государственной власти, но способствуют решению задач государства[7].

Государственная власть осуществляется государственным аппаратом в целом (институциональным элементом государства) и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». В частности, в этом заключается государственный суверенитет. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы.

Во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей «по горизонтали») - это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной власти.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (три относительно самостоятельные и взаимодействующие системы), образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого структурного строения аппарата государства лежит функциональная дифференцированность государственной власти[8].

Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве[9].

На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.

А.В. Мелехин отмечает, что основными принципами организации и деятельности механизма демократиче­ского государства являются:

- представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет;

- федерализм;

- гласность;

- профессионализм и компетентность;

- законность;

- демократизм;

- принцип разделения властей[10].

Говоря об одном из принципов механизма демократического государства - принципе федерализма, В.Е.Чиркин отмечает, что принципиальный вопрос о юридической при­роде субъекта федерации, о его сущности не име­ет однозначного решения ни в теории, ни в конституционном регулировании.

Постановка проблемы по данному вопросу заключается в том, что в научной литературе существует несколько подходов к характеристике юридической сущнос­ти субъекта федерации:

1) субъект федерации - это государство;

2) субъект федерации - государ­ственное (государствоподобное) образование;

3) субъект федерации - государственная автоно­мия;

4) некоторые субъекты федерации - госу­дарства, другие - государственные образования. В дискуссиях намеча­ются и контуры такого подхода, согласно которо­му субъект федерации - политико-территориаль­ное образование публичной власти на части тер­ритории государства.

Словосочетание «государственное образование» в конституциях стран мира не употребляется. В научной литературе оно употребляется достаточно широко, и не только к субъектам федерации. Его применяют к территориальным автономиям, к предгосударственным образованиям, находящимся в процессе преобразования в государство, иногда даже к союзам[11].

Множество законов Российской Федерации свидетельствует о государственной власти и государственной власти субъектов РФ, о разграничениях полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Следовательно, по мнению российского законодателя, все субъекты федерации обладают государственной властью. Большинство их разновидностей, кроме республик в составе РФ, являющихся государствами, - государственные образования, обладающие собственной государственной властью, в чем-то отличной от государственной власти федерации. Как следует из решений Конституционного Суда РФ, отличие государственной власти субъектов РФ от государственной власти федерального уровня заключается в том, что первая является несуверенной государственной властью.

Из сказанного следует, что государственная власть федерации - верховная и неограниченная, а государственная власть субъекта Федерации – ограниченная и подчиненная.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.