Технология выполнения изделия
Пояснительная записка
Творческий проект
Вид деятельности – прикладного творчества
Вышивка в технике «крест»
Учебная дисциплина «Методика преподавания технологии с практикумом»
Выполнила :
студентка гр. 2 нк-7
Мундня Е.
Проверила :
преподаватель
Бобкова Е.И.
Брянск 2011
Содержание :
Звёздочка обдумывания
· Выбор идеи
· История вышивки крестом
· Выбор и обдумывание проблемы
· Выявление основных параметров и ограничений
· Инструменты и приспособления для вышивки
· Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями
· Технология выполнения изделия
· Себестоимость
· Используемая литература
Звёздочка обдумывания
· Выбор идеи
· История вышивки крестом
· Выбор и обдумывание проблемы
· Выявление основных параметров и ограничений
· Инструменты и приспособления для вышивки
· Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями
· Технология выполнения изделия
· Себестоимость
Выявление основных параметров и ограничений
· Время для выполнения изделии понадобилось более двух месяцев
· Материалы : выбор изделия, я учитывала наличие материалов , что бы оно удовлетворяло данному требованию .
· Изделие должно быть достаточно сложным , красивым , нужным.
· Я должна сдать вышивку крестом , как итоговую работу за год , что бы показать всем свои умения и знания .
Используемая литература
· Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом 2002 год и 2005 год издания
· Горбунова Т.В. Проектная культура в технологии образования стр. 110
История вышивки крестом
История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом - сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).
По своим мотивам орнамент может быть:
· а. Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
· б. Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
· в. Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
· г. Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
· д. Птичий - составлен из стилизованных фигур птиц;
· е. Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур.
· Шрифтовый - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках;
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
· Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
· Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
· Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным;
· Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
· Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым.
Орнамент - бывает:
· Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
· Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;
· Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Технология выполнения изделия
Вышивание крестом – великолепное и самое популярное рукоделие. Некоторые вышивальщицы остаются верны этому шву навсегда. Вышивки крестом смотрятся эффектно, особенно тогда, когда крестик выглядит идеально.
Стежок крестом
Существует два способа выполнения стежка.
Первый способ – стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.
Второй способ – первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, как правило), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.
Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.
Вышивать крестом несложно. Главное – абсолютно точное расположение стежков, только тогда вышивка будет красивой. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. Поэтому с самого начала надо привыкнуть всегда выполнять нижний стежок из правого верхнего в левый нижний угол. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков.
Если ряды вышиваются снизу вверх, то первый ряд нижних стежков выполняют справа налево.
Если затем ряд верхних стежков выполнялся слева направо и ряд уже закончен, то после последнего стежка можно просто вывести иглу в верхнем правом углу следующего ряда для выполнения его нижних стежков.
Если вы хотите вышивать сверху вниз, ряд нижних стежков начинайте всегда с левого нижнего угла.
Закончив ряд верхних стежков, выведите иглу ниже в предполагаемом месте начала нового ряда нижних стежков.
Если необходимо выполнить сверху вниз отдельный ряд, то каждый крестик вышивается сразу полностью. В этом случае нижний стежок также выполняется из левого нижнего в правый верхний угол, верхний стежок ложиться на нижний крест-накрест, и игла вводится уже для нижнего стежка следующего крестика.
Если отдельный ряд вышивается снизу вверх, то стежки, соответственно, выполняются наоборот.
Нижний стежок кладется из правого верхнего угла в левый нижний угол, верхний стежок - из левого верхнего в правый нижний угол, и игла выводится вверху для начала нового нижнего стежка.Наклоненные ряды выполняются следующим образом: первый нижний стежок – из левого нижнего в правый верхний угол, затем игла выводится в правом нижнем углу для выполнения нижнего стежка следующего крестика.
При смещении начала рядов, закончив один ряд, иглу ведут наискосок влево или вправо и выводят в насеченном месте начала нижнего стежка следующего крестика.
Если несколько клеточек надо пропустить, то нить ведут с изнаночной стороны дальше наискосок и продолжают стежки в том же порядке.
Выбор идеи
Ручная вышивка всегда ценилась очень высоко , особенно в наше время , когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд . С 5 класса я вышиваю в технике «крест» , поэтому для себя я решила , то что стоит закрепить свои умения , и сделать более тяжёлую работу .
Перед началом работы я выбрала эскиз вышивки в соответствие с заданными требования преподавателя , то что изделие должно быть форматом А4 (210х150мм)
Для вышивки крестом крестом я выбрала картину на которой изображён пейзаж. Эта картина очень красивая. Содержит много оттенков и может служить элементом декора для любой комнаты .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|