Сделай Сам Свою Работу на 5

Измерение в психологическом исследовании





В.А. Богаевский, И.А. Паршутин, А.Н. Сударик

 

МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебное пособие

 

 

Москва

МосУ МВД России


ББК

 

Богаевский В.А., Паршутин И.А., Сударик А.Н.

Математико-статистические методы обработки данных психологических исследований: Учебное пособие /В.А. Богаевский, И.А. Паршутин, А.Н. Сударик. – М.: Московский университет МВД России, 2013. – 89 с.

 

 

Учебное пособие представляет собой краткое практическое руководство по методам математико-статистической обработки данных психологического исследования.

В доступной иллюстративной форме на примерах рассматриваются основные методы обработки данных, включая непараметрические критерии оценки различий, корреляционный, факторный и регрессионный анализы.

Приведены необходимые теоретические сведения для расчета типовых задач, наиболее часто встречающихся в экспериментальных психологических исследованиях.

Учебник предназначен для курсантов факультета подготовки психологов Московского Университета МВД России.

 

ББК



 

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент В.Е. Петров (ВИПК МВД России), психолог ОРЛС Д.А. Шестаков (ЭКЦ МВД России).

 

 

© Московский университет МВД России, 2013

© Богаевский В.А., 2013

© Паршутин И.А., 2013

© Сударик А.Н., 2013


Введение
1. Измерение в психологическом исследовании
2. Общие принципы проверки статистических гипотез
2.1. Понятие нормального распределения
2.2. Понятие выборки
2.3. Проверка статистических гипотез
2.4. Этапы принятия статистического решения
2.5. Психологические задачи, решаемых с помощью статистических методов
3. Статистические критерии различия
3.1. Выбор статистического критерия различия
3.2. Критерий знаков G (непараметрический критерий для связанных выборок)
3.3. Критерий Манна-Уитни (непараметрический критерий для несвязанных выборок)
4. Корреляционный анализ
5. Вычисление частотных характеристик
6. Факторный анализ
7. Регрессионный анализ
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

 

Математическая статистика в руках психолога может и должна быть мощным инструментом, позволяющим не только успешно лавировать в море экспериментальных данных, но и, прежде всего, способствовать становлению его объективного мышления.

Настоящее учебное пособие призвано решить следующие задачи:

1) дать представление об основных статистических процедурах;

2) научить курсантов самостоятельно проводить первоначальную статистическую обработку данных экспериментальных исследований;

3) научить курсантов делать правильные психологические выводы на основе результатов статистического анализа;

4) грамотно подготавливать данные для работы со статистической программой «Statistica» и правильно понимать результаты её работы.


Измерение в психологическом исследовании

В ходе психологического исследования изучаемые характеристики могут получать количественное выражение, например баллы по шкалам теста. Полученные количественные данные эксперимента подвергаются затем статистической обработке.

Измерение, проводимое в психологическом исследовании, может быть определено как приписывание чисел изучаемым явлениям, которое осуществляется по определенным правилам.

Измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном, в результате чего получает его численное выражение. Закодированная в числовой форме информация позволяет использовать математические методы и выявлять то, что без обращения к числовой интерпретации могло бы остаться скрытым. Кроме того, числовое представление изучаемых явлений позволяет оперировать сложными понятиями в более сокращенной форме. Именно этими обстоятельствами объясняется использование измерений в любой науке, в том числе и психологии.



В целом научно-исследовательскую работу психолога, проводящего эксперименты, можно представить в следующей последовательности [2]:

1. Исследователь (психолог)

2. Предмет исследования (психические свойства, процессы, функции и т.п.)

3. Испытуемый (группа испытуемых)

4. Эксперимент (измерение)

5. Данные эксперимента (числовые коды)

6. Статистическая обработка данных эксперимента

7. Результат статистической обработки (числовые коды)

8. Выводы (печатный текст: отчет, диплом, статья и т.п.)

9. Получатель научной информации (руководитель курсовой, дипломной или кандидатской работы, заказчик, читатель статьи и т.п.).

Любой вид измерения предполагает наличие единиц измерения. Единица измерения это та «измерительная палочка», как говорил С. Стивенс, которая является условным эталоном для осуществления тех или иных измерительных процедур [2]. В естественных науках и технике существуют стандартные единицы измерения, например, градус, метр, ампер и т.д.

Психологические переменные за единичными исключениями не имеют собственных измерительных единиц. Поэтому в большинстве случаев значение психологического признака определяется при помощи специальных измерительных шкал.

Согласно С. Стивенсу, существует четыре типа измерительных шкал (или способов измерения) [2]:

1) номинативная (номинальная или шкала наименований);

2) порядковая (ординарная или ранговая шкала);

3) интервальная (шкала равных интервалов);

4) шкала отношений (шкала равных отношений).

Все находящиеся в скобках наименования являются синонимами изначальному понятию.

Процесс присвоения количественных (числовых) значений, имеющейся у исследователя информации, называется кодированием. Иными словами - кодирование это такая операция, с помощью которой экспериментальным данным придается форма числового сообщения (кода).

Применение процедуры измерения возможно только четырьмя вышеперечисленными способами. Причем каждая измерительная шкала имеет собственную, отличную от других форму числового представления, или кода. Поэтому закодированные признаки изучаемого явления, измеренные по одной из названных шкал, фиксируются в строго определенной числовой системе, определяемой особенностями используемой шкалы.

Измерения, осуществляемые с помощью двух первых шкал, считаются качественными, а осуществляемые с помощью двух последних шкал - количественными. С развитием научных познаний все более возрастающее значение приобретает количественное описание на основе методов измерения. При этом преследуются две конкретных цели:

1. Повышение и оценка степени точности вывода. Количественные данные позволяют по сравнению с качественными описаниями достичь более высокой степени точности и дают при этом возможность для принятия более обоснованных решений.

2. Формулирование законов. Цель каждой науки - описывать через законы существенные отношения между исследуемыми явлениями. Если эти отношения можно выразить количественно в виде функциональных зависимостей, то прогностические возможности сформулированного таким образом закона природы значительно возрастают.

 

Номинативная шкала (шкала наименований)

Измерение в номинативной шкале состоит в присваивании какому-либо свойству или признаку определенного обозначения или символа (численного, буквенного и т.п.). По сути дела, процедура измерения сводится к классификации свойств, группировке объектов, к объединению их в классы, при условии, что объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны (или аналогичны) друг другу в отношении какого-либо признака или свойства, тогда как объекты, различающиеся по этому признаку, попадают в разные классы.

Иными словами, при измерениях по этой шкале осуществляется классификация или распределение объектов (например, типы акцентуации характера личности) на непересекающиеся классы, группы. Таких непересекающихся классов может быть несколько. Классический пример измерения по номинативной шкале в психологии - разбиение людей по четырем темпераментам: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Номинальная шкала определяет, что разные свойства или признаки качественно отличаются друг от друга, но не подразумевает каких-либо количественных операций с ними. Так, для признаков, измеренных по этой шкале нельзя сказать, что какой-то из них больше, а какой-то меньше, какой-то лучше, а какой-то хуже. Можно лишь утверждать, что признаки, попавшие в разные группы (классы) различны. Последнее и характеризует данную шкалу как качественную.

Приведем еще пример измерения в номинативной шкале. Психолог изучает мотивы увольнения с работы:

а) не устраивал заработок;

б) неудобная сменность;

в) плохие условия труда;

г) неинтересная работа;

д) конфликт с начальством и т.д.

Самая простая номинативная шкала называется дихотомической. При измерениях по дихотомической шкале измеряемые признаки можно кодировать двумя символами или цифрами, например 0 и 1, или буквами А и Б, а также любыми двумя отличающимися друг от друга символами. Признак, измеренный по дихотомической шкале, называется альтернативным.

В дихотомической шкале все объекты, признаки или изучаемые свойства разбиваются на два непересекающихся класса, при этом исследователь ставит вопрос о том, «проявился» ли интересующий его признак у испытуемого или нет. Например, в исследовании из 30 испытуемых принимали участие 23 женщины, которым можно поставить цифру 0, и 7 мужчин, кодируемых цифрой 1.

Приведем еще примеры, относящиеся к измерениям по дихотомической шкале:

· испытуемый ответил на пункт опросника либо «да», либо «нет»;

· кто-то проголосовал «за», кто-то «против»;

· человек либо «экстраверт», либо «интроверт» и т.д.

Во всех перечисленных случаях получаются два непересекающихся множества, применительно к которым можно только подсчитать количество индивидов, обладающих тем или иным признаком.

В номинативной шкале можно подсчитать частоту встречаемости признака т.е. число испытуемых, явлений и т.п., попавших в данный класс (группу) и обладающих данным свойством.

 

Порядковая (ранговая, ординарная) шкала

Измерение по этой шкале расчленяет всю совокупность измеренных признаков на такие множества, которые связаны между собой отношениями типа «больше - меньше», «выше - ниже», «сильнее - слабее» и т.п. Если в предыдущей шкале было несущественно, в каком порядке располагаются измеренные признаки, то в порядковой (ранговой) шкале все признаки располагаются по рангу - от самого большего (высокого, сильного, умного и т.п.) до самого маленького (низкого, слабого, глупого и т.п.) или наоборот.

Типичный и очень хорошо известный всем пример порядковой шкалы - это школьные оценки: от 5 до 1 балла.

В порядковой (ранговой) шкале должно быть не меньше трех классов (групп): например, ответы на опросник: «да», «не знаю», «нет».

Приведем еще пример измерения в порядковой шкале. Психолог изучает социометрические статусы членов коллектива:

1. «Популярные»;

2. «Предпочитаемые»;

3. «Пренебрегаемые»;

4. «Изолированные»;

5. «Отвергаемые».

 

Шкала интервалов (интервальная шкала)

В шкале интервалов, или интервальной шкале, каждое из возможных значений измеренных величин отстоит от ближайшего на равном расстоянии. Главное понятие этой шкалы - интервал, который можно определить как долю или часть измеряемого свойства между двумя соседними позициями на шкале. Размер интервала - величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы.

При работе с этой шкалой измеряемому свойству или предмету присваивается соответствующее число. Важной особенностью шкалы интервалов является то, что у нее нет естественной точки отсчета (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства).

Так, в психологии часто используется семантический дифференциал Ч. Осгуда, который является примером измерения по интервальной шкале различных психологических особенностей личности, социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различных аспектов самооценки и т.п.:

-3 -2 -1  
абсолютно не согласен     не знаю     абсолютно согласен

Шкала отношений (шкала равных отношений)

Шкалу отношений называют также шкалой равных отношений.Особенностью этой шкалы является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака.

Шкала отношений, по сути, очень близка интервальной, поскольку если строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений.

Именно в шкале отношений производятся точные и сверхточные измерения в таких науках, как физика, медицина, химия и др. Приведем примеры: сила гравитации, частота сердцебиения, скорость реакции. В основном измерение по шкале отношений производятся в близких к психологии науках, таких, как психофизика, психофизиология, психогенетика. Это обусловлено тем, что очень сложно найти пример психического явления, которое потенциально могло бы отсутствовать в деятельности человека.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.