Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Эпоха железа (I тыс. до н.э.)





 

Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в начале 1 тыс. до н. э. Железо окончательно вытеснило каменные и частично бронзовые орудия, в результате чего произошли значительные изменения в основных видах производственной деятельности, и прежде всего в земледелии. В тех районах, где не было классовых объединений, железный век совпадает с порядком, названным «военной демократией». Идет процесс дальнейшего имущественного расслоения. Для этого периода характерны войны - грабежи, и, как следствие, большую роль приобретают военные руководители, развивается культ вождя.

Развивается и усложняется духовная культура. В некоторых областях деятельности усиливается специализация, выделяются художники, певцы и сказатели или хранители устного народного творчества, мастера прикладного искусства.

В эпоху железа ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство. Искусство обработки металла представлено многочисленными находками из погребальных курганов, (оружие, личные украшения, убранство конской упряжи). Процесс нарастания декоративности и орнаментальности, усложнённости и перегруженности в решении какого-либо предмета характеризует в целом этот отрезок истории изобразительного искусства.



Техника обработки керамики совершенствуется, появляются новые ее формы. Помимо орнаментальных мотивов, на сосудах встречаются изображения не только животных, но и людей, воспроизводящие, вероятно, персонажей устного творчества и мифов. Хотя образ зверя продолжает играть значительную роль в искусстве, но с ним успешно конкурирует образ человека.

Железный век в Европе хорошо представлен различными культурами: гальштаттской, латенской культурой кельтских народов, кельто-иберийской культурой в Испании и скифской культурой.

 

Гальштаттская культура

 

Гальштаттская культура- распространена главным образом на юге Средней Европы в период раннего железного века (территория современной Италии, Чехии, Австрии, 1 тыс. до н. э). Название дано по могильнику близ города Гальштатт, юго-западная Австрия.

Оседлые земледельческие племена, населявшие эти территории, строили поселения с регулярной сетью улиц, с большими домами П - образной формы. Для защиты от нападения они строили специальные городища – крепости.



Основным показателем уровня художественной культуры было прикладное искусство.Керамика, сделанная сначала от руки, а потом на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью форм (Рис. 47). Более ранняя керамика украшена геометрическим врезанным орнаментом разнообразной и сложной конфигурации. Иногда углубленные линии орнамента заполнялись цветной пастой. На изделиях более позднего времени, кроме геометрических украшений, наносимых уже краской, на стенках многих погребальных сосудов встречаются изображения отдельных сцен и появляются сюжетные композиции с участием людей (Рис. 48).

Отдельная страница прикладного наследия гальштаттской культуры, так называемые ситулы – ритуальные серебряные ведра - с гравированными или прочеканенными сценами пиров, празднеств, охоты, кулачных боев, жертвоприношений. Многочисленные изделия из бронзы - меги, фибулы-застежки со скульптурными изображениями животных, пояса с нашивными узорными бляхами, браслеты, гривны, - все это свидетельствует и о высоком мастерстве обработки металла и о стремлении более широко отразить мир интересов человека. Ярким памятником гальштаттской культуры признана повозка из бронзы, 6 в. до н. э. В многофигурной композиции лидирует фигура вождя, он выделен размером (Рис. 49). Известно, что первобытным художникам и более ранних эпох была хорошо знакома гипербола, и они часто её применяли. Навыки геометрии наблюдаются во всех видах искусства.



Со временем в искусстве нарастает стремление к пышности и живописности. В первобытном искусстве эпохи железа произошли значительные перемены в сторону более широкого и глубокого охвата явлений и гораздо большего интереса к образу человека.

 

Скифская культура

 

Условность понятия «скифская культура» включает культуру очень многих нескифских племен. Собственно скифы - ираноязычные племена, пришедшие в Северное Причерноморье из северных областей Ирана. Это кочевые и полукочевые племена, жившие в 1 тыс. до н. э. в Северном Причерноморье, на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, т. е., на территории, простиравшейся от Дуная до Великой Китайской стены, культура и искусство этих народов имела много общих черт, объяснявшихся общностью форм быта, верований, мифологии скифов.

Все племена скифов в I тыс. до н. э. переживали период военной демократии - период разложения первобытнообщинных отношений, зарождения новых черт классового общества, естественно, шел очень неравномерно. В Сибири и на Алтае имущественная дифференциация шла медленно, а в Крыму, на Кубани, благодаря непосредственному контакту с более развитыми греческими городами-государствами, этот процесс произошел относительно быстро, и в III в. до н. э. у скифов Причерноморья появляется первое государство с центром в Неаполе Скифском (недалеко от нынешнего Симферополя).

Согласуясь с историческим развитием скифского государства, можно выделить периоды развития скифского искусства:

1. Ранний период (VIII - нач. V вв. до н. э.)

2. Расцвет (к V - IV вв. до н. э.)

3. Упадок (III в. до н. э. - III в. н. э.)

Оформление скифского искусства совпадает с эпохой классообразования. Можно предполагать, что скифское искусство было представлено разными жанрами. Однако до нашего времени дошли только два: изобразительное и фольклор.

В Скифии большую популярность приобрели изображения животных, послужившие основой для т. н. «звериного стиля». Для него характерно воплощение строгих образов - по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а так же кошачьих хищников и птиц, изображаемых в нескольких каноничных позах. Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского облачения и снаряжения, конского убора, ритуальных предметов (Рис. 50, 51). В основе стиля лежат магические представления - стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Большое воздействие на формирование «скифского звериного стиля» имели тесные связи скифов с искусством Востока и Античной Греции.

Развитие скифского искусства в период расцвета (к. 5 - 4 вв. до н. э.)

характеризуется высшими достижениями «скифского звериного стиля», обогащенного тесными культурными контактами с греческой культурой. Великолепными образцами изделий этого периода являются: ваза из Чертомлыкского кургана, пектораль из Толстой могилы, гребень из кургана Солоха, сосуд с изображением скифов из кургана Куль-Оба, украшение с изображением головы богини Афины из того же кургана. Эти памятники входят в группу своеобразного греко-скифского стиля, созданные для кочевнической скифской знати в греческой изобразительной манере. Именно на почве Скифии родились прославленные шедевры Греко-скифской торевтики.

Другая группа памятников эпохи 5 — 4 вв. до н. э. отражает процесс утраты в скифском искусстве простоты пластического языка. Чрезмерное увлечение орнаментальной разработкой деталей усиливало внешнююдекоративность стиля. Иногда изображения животных с трудом угадывались среди замысловатых завитков. Утрачивая реалистические черты, «звериный стиль» обрел и нечто новое - изящество и ритмичность форм, оригинальность, нарядность.

Социальные противоречия, обостряясь в 3 в. до н. э., приводят к появлению у скифов государства. Молодое скифское государство, занявшее весь Крым и прилегающие к нему территории, возглавил царь Скилур. Центр этого объединения находился в Крыму около современного Симферополя и получил название Неаполя Скифского. Город окружала мощная оборонительная стена, выложенная характерной для скифов кладкой: из рваного камня на глиняном растворе. Сооружались две параллельно идущие стены, пространство между ними заполнялось щебнем. Въезжавшим в город через главные ворота открывалась белая площадь, вымощенная известняковой крошкой. В центре площади - общественное здание с двумя портиками. Сюда приезжали гонцы царя, купцы. Поодаль от белой площади располагались кварталы столичной знати, далее селились ремесленники.

Найденные на территории Неаполя Скифского предметы прикладного искусства - в подавляющем большинстве греческой работы. Образы животных в этот последний период получают все более плоскостную и орнаментальную трактовку. Культура позднескифского государства в Центральном Крыму говорит об эллинизации жизненного уклада и искусства Скифии.

Скифский период в истории Евразии имел большое значение в развитии культуры. Скифы сыграли связующую роль в культурном общении Востока и античного мира, сыграли большую роль в формировании европейской цивилизации.

Предметы скифского искусства этого периода находят в горных районах Алтая, где жила семья «северных» скифов. Благодаря природным условиям Алтая и конструкции возводимых каменных курганов, на месте каждого погребения образовывалась линза вечной мерзлоты.

Урочище Пазырык находится в Восточном Алтае. 5 больших и 4 малых кургана представляют скифские погребальные сооружения. Все большие Пазырыкские курганы имеют плоскую сферическую насыпь, прикрытую камнями; внутри - прямоугольная могильная яма. В южной ее половине - захоронения человека в деревянном срубе. В северной половине могилы - захоронения коней. Найдено большое количество разнообразных предметов искусства скотоводческих племен этого района: седельные покрышки из тонкого войлока с аппликацией, навершия из бронзы, изделия из кости и дерева (Рис. 52, 53, 54, 55). Мотивы изображений выдержаны в требованиях «скифского звериного стиля» - нападение хищников на парнокопытных, борьба зверей. Техника исполнения - аппликация, либо наклеенные силуэтные изображения, вырезанные из кожи и затем частично подкрашенные (тиф, напавший на лося).

Уникальны находки ковров в Пазырыкских курганах: шерстяных и узелковых стриженых ворсовых ковров. Центральное место занимает орнамент - лучистые розетки. Вся геометрическая композиция образована пятью бордюрами. На первом - ряд повторяющихся изображений грифонов. На втором - ряд идущих ланей. На третьем - лучистые розетки, на четвертом - всадники. И, наконец - ряд квадратов с фигурами грифонов завершают всю композицию.

Таким образом, и скифы Алтая, так же, как их южные собратья, следуют тем же темам, сюжетам, принципам изображения, отвечающим понятию «звериный стиль».

Заканчивая знакомство с первобытным искусством, скажем, что основа всех выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество, была заложенав первобытную эпоху. Памятники первобытного искусства свидетельствуют о том, как постепенно менялосьегосодержание, как от воспроизведения зверя (объекта охоты) художник обратился в концепервобытнообщинного периода к изображению человека, а ведь именно человеческая личность составляет главное содержание художественного творчества всех последующих эпох. Первобытное искусство явилось основой для развития искусства раннеклассовых государств Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы. Отголоски этого искусства звучат и ныне в народном творчествемногих стран.

Изучение первобытного искусства необходимо - это первая ступеньхудожественной деятельности человека, когда зарождаютсяи формируются основные закономерностиобразного художественного творчества.

 

 

III. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М, ,1971 ,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

13. Брашинский И. Сокровища скифских царей. М.,1967

14. Смирнов А. Скифы. М., 1966

15. Артамонов М. Сокровища скифских курганов. Л.,1966

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.