Сделай Сам Свою Работу на 5

Скажите, что сталось со мной?





Что сердце так жарко забилось?

Какое безумье волной

Сквозь камень привычки пробилось?

В нем сила иль мука моя,

В волненьи не чувствую сразу:

С мерцающих строк бытия

Ловлю я забытую фразу…

Фонарь свой не водит ли тать

По скопищу литер унылых?

Мне фразы нельзя не читать,

Но к ней я вернуться не в силах…

Не вспыхнуть ей было невмочь,

Но мрак она только тревожит:

Так бабочка газа всю ночь

Дрожит, а сорваться не может…

Ученик продолжает сообщение.

Неожиданное сопоставление вызвано конкретным психологическим состоянием лирического «я» и соотнесено с ним: бабочка газа «дрожит, а сорваться не может» подобно тому, как человек не может облечь в слова интуитивное прозрение, хотя эти слова будто вертятся на языке. Метафора оказывается многоярусной: пунктиром образных ассоциаций связаны и бабочка, и свет фонаря, и неровно мерцающая в сознании «забытая фраза».

Такое использование ассоциативных значений слова побуждает читателя к встречной лирической активности. «В поэзии важно только исполняющее понимание – отнюдь не пассивное, не воспроизводящее и не пересказывающее», - писал О. Мандельштам. Отношения между поэтом и его аудиторией строились в поэзии серебряного века по-новому: поэт не всегда стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, а к «посвященным»; не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе собственные.



Для этого в поэзии серебряного века использовались не только ассоциативные возможности слова, но и другие способы «непрямой» передачи мыслей, интуиций и чувств автора. В стихотворный текст активно включались мотивы и образы разных культур, широко использовались явные и скрытые цитаты (это называется интертекстуальностью). Излюбленным источником художественных реминисценций для художников серебряного века поначалу была греческая и римская мифология, а с середины 900-х гг. – и славянская. Именно мифология в творчестве В. Брюсова, И. Анненского употребляется в качестве универсальных психологических и философских моделей, удобных и для постижения глубинных особенностей человеческого духа вообще, и для воплощения современной духовной проблематики.



Использование освященных традицией образов компенсировало намеренную смысловую размытость, присущую поэзии начала века. В целом поэтика серебряного века - поле взаимодействия двух противоположных тенденций: смысловой многозначности и ее антипода – семантической точности; композиционной аморфности и логической упорядоченности построения. Это проявилось уже в творческой практике старших символистов: Бальмонт и Брюсов представляют отмеченные стилевые полюса модернистской поэтики – соответственно импрессионистическую музыкальность и «неоклассическую» строгость.

Установка на музыкальность означала использование приемов эмоционального «внушения», когда логические связи между словами ослаблялись либо даже игнорировались во имя фонетических созвучий и ритмических эффектов. Инерция словесно-музыкальных перекличек становилась важнее синтаксической и лексической согласованности. Значительное разнообразие было внесено в метрику стиха и ритмику стихотворной речи: от сверхдлинных строк классических размеров у Бальмонта до верлибров Кузьмина. В целом поэты активно пользовались синтаксисом неплавной, «рвущейся» речи: Анненский насыщал свои стихотворения многоточиями, например:

О, канун вечных будней,

Скуки липкое жало…

В пыльном зное полудней

Гул и краска вокзала…

Однако и уравновешивающая тенденция – к ясности образного строя и композиционной строгости – проявилась в поэзии серебряного века достаточно отчетливо. Суть стилистической реформы акмеистов в преодолении крайностей символистского стиля – излишней отвлеченности, размытости и недосказанности стиха. Впрочем, эти пожелания впервые прозвучали из уст М. Кузмина – поэта старшего поколения, не являвшегося акмеистом. В своей посвященной не поэзии, а прозе статье 1910 г. он декларировал стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы.



Итак, мы можем отметить такие основные тенденции поэзии серебряного века, как:

1. Использование «ролевой» лирики (высказывание от лица введенного в текст персонажа): Гумилев «Я конквистадор в панцире железном».

2. Поэзия строится на намеках и недоговоренностях, отсюда обилие метафор, символов.

3. Побуждение читателя к встречной лирической активности, скрытый диалог с читателем.

4. Интертекстуальность, включение мотивов и образов разных культур: мифология в творчестве В. Брюсова и И. Анненского.

5. Сочетание смысловой многозначности с семантической точностью, композиционной аморфности и логической упорядоченности построения.

6. Установка на музыкальность в совокупности с приемами эмоционального «внушения».

7. Синтаксис неплавной, «рвущейся» речи.

Учитель хвалит ученика за сообщение и просит его садиться.

6) Вывод:

Итак, сегодня на занятии мы рассмотрели новый период в русской литературе под названием серебряный век, который длился с 1892 по 1917-1920 гг. Этот период очень неоднозначен и полон особенностей. Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению и художественным вкусам. В этот период нарастает личностное начало, повышается статус творческой индивидуальности в искусстве. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Распространение в это время получают 3 литературных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века. Следующие наши занятия позволят нам ближе познакомиться с литературными течениями данного и периода и их представителями.

8) Домашнее задание:

Поэтому в качестве домашнего задания вам нужно будет в литературоведческих словарях найти толкование термину «символизм», записать необходимую информацию в тетрадях. А также прочитать стихотворения Брюсова «Творчество», «Юному поэту», «Хвала человеку», «Я», кинжал»; Бальмонта «Я – изысканность русской медлительной речи…», «Камыши», «Фантазия», «Безглагольность». Постарайтесь выделить определенные особенности в этих стихотворениях, определите тему и идею в них.

9) Комментарий отметок.

Спасибо за урок. До свидания!

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Поэзия серебряного века: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт.-сост. А. В. Леденев. – М.: Дрофа, 2002.

 

 

Брюсов Валерий Яковлевич

 

 

 

Ахматова Анна Андреевна

 

 

 

Мандельштам Осип Эмильевич

 

 

 

Гумилев Николай Степанович

 

Бальмонт Константин Дмитриевич

 

 

 

Маяковский Владимир Владимирович

 

 

 

Николай Бердяев

 

 

 

Николай Оцуп

 

 

 

Кубизм: П. Пикассо «Авиньонские девицы»

 

 

Супрематизм: Казимир Малевич «Атлеты»

 

 

 

Фовизм: Анри Руссо «Голодный лев»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.