Сделай Сам Свою Работу на 5

Серебряный век русской поэзии





Министерство образования Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

 

Кафедра русской литературы

 

Конспект урока по методике преподавания русской литературы

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

 

Выполнила: Каримова Д.Г

Группа: ФРС-501

Проверила: Вардугина Г.С.

 

Челябинск 2011

Конспект ориентирован на учебник для 11 класса (Чалмаев В., Зинин С. Литература XX века. Учебник для 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. – М.: Русское слово, 2003). Обзорное занятие по поэзии «серебряного века» в школьной программе занимает 1 урок. Он в программе курса является первым и обзорным. Перед этим 2 часа отводилось на занятия по теме: «Своеобразие творческого метода Л.Андреева. («Большой шлем», «Жизнь человека», «Стена», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных»)». Длительность данного урока составляет 30 минут.

 

Класс: 11.

Цели урока:

1) образовательная: дать общую характеристику указанного периода и раскрыть основные его проблемные вопросы, объяснить значение термина серебряный век, познакомить учащихся с творчеством наиболее ярких поэтов серебряного века (В.Брюсов, А.Ахматова, О.Мандельштам и др.);



2) развивающая: развивать речь и аналитические способности учащихся; навыки работы с поэтическим текстом, развивать умение видеть закономерности развития литературы;

3) воспитательная: воспитывать эстетический вкус школьников и интерес к поэзии.

Оборудование: портреты поэтов серебряного века – В.Брюсова, О.Мандельштама, А.Ахматовой, Н.Гумилева, К.Бальмонта, В. Маяковского. Портреты Бердяева и Оцура. Картины П. Пикассо «Авиньонские девицы», К. Малевич «Атлеты», Анри Руссо «Голодный лев». Раздаточные материалы с цитатами высказываний. Таблица.

Ход урока:

1) Организационный момент: приветствие:

Добрый день, ребята! Прошу всех садиться. Приготовьтесь, пожалуйста, к началу урока.

2) Слово учителя:

В начале года, говоря о литературе рубежа веков, мы упоминали такое понятие как «серебряный век». Сегодня мы поговорим об этом подробнее и убедимся, насколько многолика и противоречива была культура рубежа веков.



Итак, давайте запишем общую тему урока (на доске записано число 24 октября):

Серебряный век русской поэзии

На доске записана тема, учитель диктует, а ученики записывают в тетради. Пока ученики записывают тему, учитель акцентирует внимание на том, как правильно пишется термин серебряный век: Серебряный век как конкретный период в русской культуре начала 20 века пишется с прописной буквы без кавычек, а при употреблении в значении вообще эпоха расцвета в искусстве - со строчной буквы.

Итак, на рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство.

Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. В начале нашего занятия мы отметили, что культура рубежа веков была многолика и противоречива.

Убедиться в многоликости Серебряного века вы можете, посмотрев на доску. Кого из представителей литературы рубежа веков вы узнаете? (Ученики узнаютВ.Брюсова, О.Мандельштама, А.Ахматовой, Н.Гумилева, К.Бальмонта, В Маяковского). Если ученики не знают, чей портрет перед ними, то учитель помогает.

О противоречивости данного периода говорят и противоположные высказывания двух наших современников (учитель предварительно перед занятием выбирает 2 учеников, просит их заранее ознакомиться с напечатанными на отдельных листах цитатами, чтобы в последующем они их прочитали вслух на своих местах громко и внятно).



3) Чтение учениками цитат.

Сейчас (имя ученика) прочитает нам, что же говорил Гаспаров Михаил Леонович:

«Модернизм не только в русской, но и во всей европейской литературе сознательно стремился к обновлению поэтических средств с тем, чтобы выразить обновление мировосприятия — смену больших исторических эпох. <…> Искусство, до предела сблизившись с действительностью в своем реализме, встало перед реальной угрозой самоуничтожиться, растворившись в действительности, и отшатнулось к противоположной крайности — к программе «искусства для искусства». <…> Разумеется, на первых порах эти сдвиги в системе ценностей ощущались как кризис и упадок, тем более что представители новых течений сами афишировали свой разрыв с традиционной моралью и традиционной эстетикой».

А теперь (имя ученика) прочитает нам громко слова Искандера Фазиля Абдуловича:

«Серебряный век принес нашей культуре, нашему народу неизмеримо больше зла, чем добра. Это было время самой разнузданной страсти к вседозволенности, к ничтожной мистике, к смакованию человеческих слабостей, а главное, всепожирающего любопытства к злу, даже якобы самоотверженных призывов к дьявольской силе, которая явится и все уничтожит».

4) Слово учителя.

Обе точки зрения имеют право на существование, надеюсь, в итоге наших занятий у вас сложится свой взгляд на литературу рубежа XIX-XX вв.

Вообще, необходимо отметить, что сам термин серебряный век является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Николаем Бердяевым (учитель показывает портрет Бердяева), но закрепилось в русском литературоведении после появления в печати статьи Николая Оцупа (учитель показывает портрет Оцупа) «Серебряный век русской поэзии» в 1933 году (ученики должны зафиксировать это предложение в своих тетрадях).

Поэзия серебряного века - поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира. Гесиод полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным веком». В современной же традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.

5) Совместная работа с датами:

Говоря о серебряном веке, мы должны определиться с временными рамками этого периода.

Начало поэтического серебряного века непосредственно связано с хронологически первым направлением – символизмом. Точкой отсчета здесь можно считать дебютный сборник Д.С.Мережковского «Символы» (1892), который дал название всему направлению, а также три сборника «Русских символистов (1894-1895), где центральной фигурой был В. Я. Брюсов.

Сложнее дело обстоит с датировкой конца серебряного века. Традиционно называется 1917 год. Что произошло в этом году? (Две русские революции). Но революция не завершила в одночасье русский модерн, а даже усилила упаднические настроения многих поэтов. Поэтому однозначно мы не можем назвать 1917 год – годом «гибели» серебряного века.

Итак, давайте в тетрадках зафиксируем основные даты и события, происходившие в рассматриваемый нами период, для этого придется вспомнить некоторые исторические факты (учитель заранее написал на доске даты, без упоминания событий, затем учитель вместе с учениками работает с датами и так же, как ученики записывают их в тетрадь, он пишет события рядом с датами на доске):

1892 – сборник Д.С. Мережковского «Символы».

1894-1895 – три сборника «Русских символистов».

1904 -1905 год – (Знаете ли вы, что произошло в этом году?) русско-японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», вооруженное восстание в Москве;

1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

1909 год – начало промышленного подъема в России;

1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война

1917 год – Октябрьская и Февральская революции.

Таким образом, мы видим, что в данный период произошло много политических событий, которые также нашли свое отражение в творчестве поэтов серебряного века.

6) Слово учителя:

Как вы уже успели заметить, серебряный век полон загадок и противоречий. Спорным вопросом является не только период гибели серебряного века, но и содержательная его сторона. По данной проблеме существуют 3 точки зрения. На доску учитель крепит таблицу, состоящую из 3 колонок, ученики же заносят таблицу в тетради. Далее учитель рассказывает про 3 точки зрения:

 

1 точка зрения 2 точка зрения 3 точка зрения
Только поэзия модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Все модернистские направления и течения: символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, супрематизм, дадаизм, фовизм, экзистенциализм. Все искусство рубежа веков: Первые две точки зрения + реализм (Бунин, Куприн в литературе).

Учитель должен при этом пояснить значение терминов и дать некоторые важные сведения, ученики фрагментарно записывают важную информацию:

Модернизм (от французского «современный») – общее название совокупности литературных течений 20 века. Это определение ученики записывают в свои тетради.

После этого учитель спрашивает учеников: чем отличается литературное направление от литературного течения (литературное направление – явление историческое, ограниченное определенными временными рамками, оно объединяет художественные произведения, написанные одним художественным методом, изображающие и преломляющие реальный мир на основе одних и тех же эстетических принципов. Литературное течение – более узкое понятие, чем литературное направление. Писатели, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, объединяются вокруг какого-либо журнала или издательства).

Термин «символизм» должен быть известен ученикам, поэтому учитель добавляет только, что это самое крупное из модернистских течений, возникших в России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Мережковским. Центральное место в поэзии он отводил символу. На начальном этапе символизм отражал уныние, страх перед жизнью. К группе таких поэтов принадлежали З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др. Но затем течение обновилось с приходом А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова и др. Для них было характерно стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение искусства и призыв к объединению людей.

Акмеи́зм (от греч. άκμη — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Они выступали за художественное освоение многообразного мира и противопоставляли мистическим устремлениям символизма «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вечного мира», возврат слову его изначального смысла. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись организаторы акмеизма Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий. Поэтами-акмеистами считаются также М.Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова

Футури́зм (лат. futurum — будущее) — это самое крайнее по эстетическому радикализму течение. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен дух анархического бунтарства. Они могли дробить слово, создавать новое, комбинировать его с другими словами. Представители: В. Маяковский, В. Хлебников и др.

Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Представитель – Леонид Андреев.

Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Яркий представитель – П.Пикассо. Учитель показывает картину П.Пикассо «Авиньонские девицы».

Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Представитель – К. Малевич. Учитель показывает его картину «Атлеты».

Дадаи́зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны и существовало с 1916 по 1922 г. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Представители – Ханс Арп,Марсель Дюшан и др.

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Представитель – Анри Руссо «Голодный лев».

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Представители – Бердяев, Камю и др.

Учитель обращает внимание учеников, что при изучении поэзии серебряного века за основу будет браться первая точка зрения.

7) Сообщение ученика по теме: «Основные тенденции в поэзии серебряного века (учитель на прошлом занятии дал задание одному ученику сделать сообщение на данную тему, в качестве рекомендации учитель посоветовал ученику ознакомиться со статьей М.Л. Гаспарова «Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917: Антология. – М., 1993. В конце сообщения ученик по просьбе учителя должен продиктовать всем ребятам под запись основные тенденции).

 

При общем взгляде на поэтику серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции. На рубеже веков изменяется тематический строй русской лирики. Традиционная тема природы менее значима для поэтов модернизма, чем тема современного города. Социальные мотивы, определявшие облик поэзии Некрасова и его последователей, хотя не исчезают, но оказываются подчиненными более важным для нового поколения мотивам творческого самоутверждения. Историческая конкретика уступает место «вечным темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества. Повседневная реальность оказывается контрастным фоном для яркой экзотики – мифологических преданий, географических и этнографических открытий, стилизованного камерного быта.

Очень активно используется «ролевая» лирика, когда поэтическое высказывание строится от лица введенного в текст персонажа (В. Брюсов: «Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон»; Н. Гумилев: «Я конквистадор в панцире железном» или даже «Я – попугай с Антильских островов»). В поэзии этой эпохи возрастает роль игры, театрализации, «сценических» импровизаций. Лирическое «я» раскрывается у многих мастеров серебряного века в веренице перевоплощений, в череде сменяемых масок. Ценятся предметное и ролевое разнообразие, эстетическая контрастность, пестрота, многогранность, немонотонность. В связи с этим в творчестве некоторых поэтов складывается культ мгновения, мимолетностей.

Поэзия точных слов и конкретных значений в практике символистов уступила место поэзии намеков и недоговоренностей. Важнейшим средством создания зыбкости словесного значения стало интенсивное использование метафор, которые строились не на заметном сходстве соотносимых предметов и явлений, а на неочевидных перекличках, проявляемых лишь данной психологической ситуацией.

Так, дрожащий свет газового фонаря в стихотворении И. Анненского «Бабочка газа» передан метафорой «бабочка газа», в которой основой для образного уподобления послужило состояние трепета.

Здесь учитель прерывает ученика и спрашивает, может ли он полностью зачитать это стихотворение, если нет, то учитель читает сам:

Бабочка газа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.