Сделай Сам Свою Работу на 5

Морской тральщик проекта 266М «Аквамарин»





 

В ходе эксплуатации тральщиков проекта 266 были выявлены ряд недостатков, в частности отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин и недостаточные мореходные качества. По причине отсутствия средств поиска донных мин мтщ пр. 266 уступали по своим противоминным возможностям мтщ ВМС США типа «Эбилити», которые имели на вооружении первые искатели мин, а специальная ГАС позволяла обнаруживать донные мины. Вместе с тем появились и новые образцы вооружения и оборудования. Возникла необходимость модернизации проекта 266.
В 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ ( п/я А-1277 ) ТТЗ на разработку проекта модернизации кораблей пр. 266 по проекту 266М. К этому времени была внедрена система присвоения проектам кораблей условных шифров. Проекту 266М был присвоен шифр «Аквамарин» Главный конструктор проекта Т.Д. Походун, затем Н.П. Пегов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин. Проект модернизации вылился, по сути, в разработку нового проекта. В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 – 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 266М.
Архитектура, конструкция корпуса, тип и компоновка главной энергетической установки в сравнении с мтщ проекта 266 особых изменений не претерпели. Вместе с этим были изменены главные размерения корабля и обводы. Так длина увеличилась на 8,88 м, ширина на 0,82 м, осадка средняя при полном водоизмещении на 0,24 м. Была изменена конфигурация кормы. В новом проекте корма была исполнена по слиповому типу, снабжённому вращающимися роульсами и поворотной рамой, в отличие от пр. 266, где имелся обычный тральный клюз. Слиповый тип кормы давал возможность в большей степени механизировать постановку и выборку тралов, обеспечить большую безопасность трального расчёта при работе с тралами. Хотя и считается, что архитектура мтщ проекта 266М не особо претерпела изменения по сравнению с проектом 266, тем не менее, внешний вид корабля с изменением линий надстройки, продольным расположение фальштрубы стал более привлекательным и эстетичным. Претерпело изменение общее расположение: в частности добавился дополнительный водонепроницаемый отсек, стало 11 отсеков (вместо 10 на проекте 266) – отсек вспомогательных механизмов, в котором расположился вспомогательный котлоагрегат КВА – 0,63/5, две холодильные машины кондиционирования МХМ – 15С, опреснительная установка, пожарный и санитарные насосы. В качестве пассивного успокоителя качки устанавливались бортовые кили. Был изменён и движительно-рулевой комплекс: устанавливались два пера руля, что обеспечивало лучшую поворотливость, винты расположились в направляющих насадках, жёстко связанных с корпусом. Установка насадок приводила к снижению уровня акустического поля. Кроме этого для снижения уровня акустического поля было предусмотрено подвод воздуха к насадкам (система обесшумливания (ОШУ)), установка контрпропеллеров на ступицы винтов. Насадки давали и дополнительный упор к упору винта. Ухудшение же из-за насадок управляемости (особенно на заднем ходу) в полной мере компенсировалось установкой двух рулей. Впервые в отечественной практике на проекте была применена двухкаскадная амортизация главных двигателей. Были также изменены противоминное и артиллерийское вооружение. Так к двум 30 мм автоматам АК-230 два спаренных 25 мм автомата 2М-3М. В дальнейшем уже в период эксплуатации в ходе ремонтов с модернизацией были установлены ПЗРК «Стрела-3». Проектом предусматривалось замена электромагнитного трала обычного типа на глубокоподводный, с новой аппаратурой управления, принятие трала для уничтожения активных мин, установка трёхканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин. Вместе с тем, на мтщ проекта 266М, входящих в состав ТОФ, это противоминное вооружение так и не появилось. Помещение для аппаратуры телевизионных искателей использовалось в качестве арсенала для стрелкового оружия. В проекте предусматривалась установка вычислительного устройства (МВУ) для решения задач навигационного и тактического маневрирования, связанного с авторулевым и позволяющим производить маневрирование, в частности расхождение с кораблями, в автоматическом режиме. Появилось противолодочное вооружение. Были установлены 2 РБУ-1200. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата, установлены компрессора типа ЭК-3С, имеющие большую производительность по сравнению с компрессорами установленными на пр. 266, с автоматической системой управления «Бронза», система дистанционного контроля температуры упорных и опорных подшипников валопроводов, новая электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Дельфин», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из постов управления (кормовой и носовой пост управления механической установкой (К - , НПУМУ), дистанционное управление ВРШ с ГКП, совместное управление ГД и ВРШ по особой программе сочетания оборотов двигателей и положения шага ВРШ (одной рукояткой) из К -, НПУМУ и ГКП. Вместо обычных шлюпбалок устанавливались гравитационные шлюпбалки с гидравлической лебёдкой ЛГШ – 2, что обеспечивало быстрый и плавный спуск шлюпки.
Эти и другие мероприятия привели к росту водоизмещения корабля на 230 тонн. При этом, если скорость полного свободного хода (спецификационная) мтщ проекта 266 составляла 16 узлов, то скорость мтщ проекта 266М при больших размерениях и водоизмещении, при той же мощности энергетической установки составила 17 узлов. Забегая вперёд: мтщ «Параван», в частности, на государственных испытаниях показал скорость полного свободного хода 17,8 узла. Этому способствовало и увеличение по сравнению с пр. 266 относительного удлинения с 5,5 до 5,9, создание дополнительного упора насадками.
Непотопляемость корабля обеспечивалась его делением на 11 водонепроницаемых отсеков. По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, при условии сохранения «сухими» отсеков, смежных с затопленными. При этом остойчивость корабля будет всегда положительной (h > 0), высота надводного борта не менее 0,4 м (Ннад.б. > 0,4 м ).
Гибель корабля могла наступить если:
- затоплено более трёх отсеков;
- затоплено симметрично два машинных отделения (кормовое и носовое, КМО и НМО) и отсек
вспомогательных механизмов (ОВМ) с пустыми неповреждёнными междудонными отсеками (цистернами);
- затоплено несимметрично два машинных отделения (кормовое и носовое, КМО и НМО) и отсек
вспомогательных механизмов (ОВМ) при повреждении топливных цистерн одного борта и несрабатывании креновой системы.
В ходе строительства серии кораблей в проект вносились изменения и усовершенствования. Так начиная с 3-го корпуса постройки Хабаровского ССЗ (мтщ «Якорь») на кораблях проекта начали устанавливать вместо кран-балок типа КБГ-2 «складывающиеся кран-балки» типа КБГ-5, дававшие ещё более эстетичный вид кораблю. С 3-го же корпуса были внесены и изменения в винт регулируемого шага. Были установлены на масловводы ВРШ клапаны-блокираторы системы гидравлики, позволяющие при падении давления масла в системе (при обестачивании корабля, выхода из строя насоса ВРШ, упуске масла) удерживать лопасти ВРШ в положении заданного шага. Это позволяло также на постоянных режимах хода выводить из действия насосы ВРШ в целях экономии их ресурса. На кораблях проекта, не имеющих подобных устройств, в случаях обестачивания, выхода из строя насоса ВРШ, упуска масла на ходу и при швартовках лопасти ВРШ становились в положение полного заднего хода, создавая при швартовках, съёмках с якоря и швартовов, пари плавании в узкостях предпосылки к навигационным происшествиям (навалам на пирсы и корабли, посадкам на мель).
В итоге, по оценке специалистов, в ходе решения задачи модернизации военно-экономическая эффективность мтщ проекта 266М превысила аналогичную характеристику мтщ проекта 266 на 50 %







1-кранбалка КБГ-5; 2 -буй ведущий трала МТ-1; 3 -отводитель трала ТЭМ-3; 4 -лебёдка ЛВГ-2;

5-помещение тральной вьюшки ВГ-2; 6 -арт.установка АК-230; 7 -коридор № 5;

8 -арт.установка 2М-3М; 9-антенна РЛС МР-104 «Рысь»; 10-помещение высокочастотной станции;

11 -главный командный пункт; 12 -рубка радиосвязи; 13 -малярная кладовая; 14 – цепной ящик;

15 -шахта ПОУ; 16 – отсек ГАС; 17 -цистерна пресной воды; 18 -машинное отделение;

19 -цистерны дизельного топлива; 20 - кормовой посту управления; 21 -отсек ВРШ;

22- румпельное отделение

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 11 водонепроницаемых отсеков


1 отсек с (-)5 – 5 шпангоут – форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
2 отсек с 5 – 12 шпангоут – шпилевая, погреб артбоезапаса, электромеханическая кладовая, помещение ЗИП № 1;
3 отсек с 12 – 20 шпангоут – коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, помещение сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера;
4 отсек с 20 – 35 шпангоут – коридор № 2, офицерские каюты, кают-компания, шахта ПОУ, кубрик № 1, каюты старшин, гидроакустический отсек, помещение ЗИП № 2, хозяйственная кладовая;
5 отсек с 35 – 43 шпангоут – коридор № 3, старшинская каюта, кубрик № 2, гиропост;
6 отсек с 43 – 57 шпангоут – столовая личного состава, посудомойка, арсенал, носовое машинное отделение;
7 отсек с 57 – 63 шпангоут – коридор № 4, пост энергетики и живучести, камбуз, раздевалка личного состава, отсек вспомогательных механизмов;
8 отсек с 63 – 78 шпангоут – коридор № 5, гальюн, умывальник, душевая личного состава, прачечная, кормовое машинное отделение
9 отсек с 78 – 90 шпангоут – помещение вьюшки, кубрик № 3, отсек ВРШ;
10 отсек с 90 – 102 шпангоут – тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой
провизии, помещение гидроагрегатной;
11 отсек с 102 –112 шпангоут – румпельное отделение

 

Основные проектные тактико-технические элементы:


Водоизмещение: стандартное – 710 тонн, полное – 790 тонн


Главные размерения: длина наибольшая – 61,0 м, ширина наибольшая – 10,2 м, осадка

средняя при полном водоизмещении – 2,98 м.


Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ГД М503Б, 2 500 л.с. каждый, номинальная

частота вращения ГД – 1780 об/мин, валопровода – 320 об/мин, винты

регулируемого шага ВР-266К

 

Электроэнергетическая система: 2хДГ (7Д12) 200 кВт, 1хДГ (7Д6), 100 кВт, суммарная

мощность 500 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного

трала специальный дизель- генератор (М826) с генератором

постоянного тока (500кВт)


Скорость: полного свободного хода – 17 узлов;
с одним тралом БКТ – 13 узлов;
боевая экономическая – 12 узлов


Запасы : топливо – 80 тонн;
масло моторное – 9,93 тонны;
вода питьевая – 18 тонн;
вода котельная – 5 тонн


Дальность плавания: 2700 миль при скорости хода 12 узлов;
Автономность: 10 суток


Вооружение

Штурманское: Гирокомпас «Курс-7А», магнитные компасы «УКПМ – М1», лаг МГЛ – 25,

эхолот НЭЛ – 10, радиопеленгатор АРП – 50Р, вычислительное устройство

МВУ-2 (в период службы корабля устанавливались новые средства

штурманского вооружения:
приёмоиндикаторы типа КПФ-2, КПИ-5Ф, КПФ-6, «Галс», «Пирс-1;

спутниковая навигационная аппаратура типа «Шхуна», АДК-3 и т.д.)


Артиллерийское: 2х2 30мм спаренные автоматизированные артиллерийские установки АК-230
с дистанционными управлением от системы МР-104 «Рысь» и визирных

колонок, 2х2 25мм спаренных турельных артиллерийских установок

2М-3М с ручным управлением.

 

Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3» (первоначально

по проекту его не было, устанавливался в период ремонтов и модернизаций)

 


Противоминное: контактный трал БКТ, ГКТ-2, неконтактные электромагнитный трал ТЭМ-4
с приборами автоматического управления ПАУТ-4Э, акустический трал
АТ-3 с приборами управления ПАУТ-4А


Противолодочное: 2 бомбомётных установки РБУ1200 (два станка побортно, 20 глубинных бомб)

 

Средства связи: Коротковолновый передатчик Р-657, приёмник Р-675, станция УКВ Р-619,

Р-622, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна-2К», ГГС П-400

«Каштан» (в период службы корабля устанавливались более совершенные

средства связи)

 

Радиотехническое: РЛС навигации «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь», аппаратура системы опоз-

навания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,

электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»)

Радиолокационное: РЛС «Дон», РЛС СУ МР-104 «Рысь»

Гидроакустическое: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень», станция звукоподводной связи МГ-29

«Хоста»

Химическое вооружение: прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 -4шт.

Экипаж: 68 человек (в том числе 6 офицеров).

Директивный срок службы кораблей проекта 266 – 20 лет
Межремонтный срок корабля (текущий / средний) – 3,5 года / 7,5 лет
Междоковый срок – 1,5 года.

Строительство мтщ проекта 266М было развёрнуто на Средне-Невском судостроительном заводе (г. Ленинград, п. Понтонный) и Хабаровском судостроительном заводе, Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1970 – 1978 г.г. была построена 31 единица кораблей проекта 266М, кроме того в 1978 – 1991 г.г. было построено на Средне-Невском заводе ещё 23 единицы кораблей в экспортной модификации для ВМС Индии, Ливии, Ю. Йемена, Эфиопии и Сирии (пр. 266МЭ, главный конструктор Н.П. Пегов, затем Ш.А. Мустафин). Построечный период занимал 18-20 месяцев. Головной корабль проекта МТ «Семён Рошаль» заводской № С – 900 был построен на Средне-Невском ССЗ и сдан ВМФ в 1970 г. Корабли, построенные на Средне-Невском ССЗ, перечислялись в состав Северного, Балтийского и Черноморского флотов. При этом, на Хабаровском судостроительном заводе было построено 5 кораблей (заводской № С – 66 МТ «Трал» (год сдачи 1972), заводской № С – 67 МТ «Параван» (1973 г.) заводской № С – 68 МТ «Якорь» (1974 г.), заводской № С – 69 МТ «Запал» (1975 г.), заводской № С – 70 МТ «Заряд» (1977 г.), которые были включены в состав ТОФ. Относительно небольшое количество построенных Хабаровским ССЗ кораблей пр. 266М, по всей вероятности, было обусловлено тем, что к этому времени в составе ТОФ была уже 21 единица морских тральщиков пр. 266 и 266М, когда на три флота (СФ, БФ, ЧФ) приходилась 51 единица. МТ «Трал», «Параван», «Якорь» после постройки были перечислены в состав 146 днтщ 47 брковр ВМБ Стрелок (Русский остров, бухта Парис), МТ «Запал», «Заряд» в состав образованного в составе 7 бртщ 186 днтщ (залив Стрелок, бухта Абрек). Впоследствии с образованием в составе ВМБ Стрелок 45 брковр в 1977 г. (п. Тимофеевка, залив Владимира) МТ «Трал» и «Параван» были перечислены в состав 646 днтщ 45 брковр и переведены к новому месту базирования. МТ «Якорь», после отработки курса боевой подготовки после постройки в 1976 г. был выведен в консервацию, в 1977 г. расконсервирован и введён в состав 186 днтщ 7 бртщ. В 1990 г. в составе Приморской флотилии Разнородных Сил произведена реорганизация, в результате которой 7 бртщ была расформирована, 45 брковр преобразована в 279 однковр. МТ «Трал», «Параван», «Якорь», «Запал», «Заряд» вошли в состав образованного в составе 47 брковр 81 днтщ с базированием на 2 пирс бухты Абрек. В 1978 г. с Балтийского флота на ТОФ южным путём через Суэцкий канал перешли мтщ пр. 266М МТ «Контр-адмирал Першин» (заводской № С – 903, 1970 г. постройки Средне-Невского ССЗ) и МТ «Контр-адмирал Хорошхин» (заводской № С – 916, 1972 г. постройки). Данные корабли были включены в состав 212 днтщ 137 брковр Сахалинской Флотилии Разнородных Сил (Курильские острова, о-в Симушир, бухта Броутона). В 1978 г. для ТОФ на Средне-Невском ССЗ был построен МТ «Электрик» (с 1985 г. МТ «Вице – адмирал Жуков», зав. № С – 951), экипаж был сформирован на ТОФ из офицерского и личного состава 7 бртщ. Корабль вместе с МТ «Контр-адмирал Першин» и «Контр-адмирал Хорошхин» совершал переход на ТОФ. Но в Средиземном море на корабле выявилась расцентровка валопровода. Корабль для восстановления был отправлен в Севастополь. После восстановления МТ «Электрик» был перечислен в состав Черноморского флота. В 1990 г. 137 брковр была расформирована и корабли вошли в состав 13 днтщ 33 брковр СахФлРС (остров Сахалин, залив Анива, Г. Косаков), в 1991 г. корабли были переведены в состав 38 однковр, образованного вместо расформированной 196 брковр (Советская Гавань, п. Заветы Ильича, б. Северная). В 1989 г. на ТОФ южным путём с Балтики через Суэцкий канал пришли два корабля пр.266МЭ постройки Средне-Невского завода, «МТ – 264» (заводской № 872) и «МТ – 265» (заводской № 873). Корабли были зачислены в состав 142 днтщ 114 брковр Камчатской флотилии (Петропавловск – Камчатский, бухта Завойко).
Мтщ проекта 266М Тихоокеанского флота в период с 1977 по 1991 г.г. усиленно использовались на боевых службах в районах Индийского океана, Южно-Китайского моря и Корейского пролива. Каждый корабль прошёл от 6 до 10 боевых служб в указанных районах. В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества. Условия обитаемости удовлетворяли экипажи в достаточной мере.
МТ «Трал», «Параван», «Контр-адмирал Першин» приказом ГК ВМФ от 30.06.1993 г. № 055 исключены из боевого состава Тихоокеанского флота в 1993 г., МТ «Контр-адмирал Хорошхин» – приказом ГК ВМФ от 17.11.1994 г. № 086 – в 1994 г., МТ «Якорь» – приказом ГК ВМФ от 04.08.1995 г. № 046 – в 1995 г., МТ «Заряд» – приказом ГК ВМФ от 31.07.1996 г. № 040 – в 1996 г., МТ «Запал» – приказом ГК ВМФ от 16.03.1998 г. № 012 – в 1998 г. По состоянию на 2009 г. в составе 117 днковр 114 брковр Камчатской флотилии ТОФ остаются МТ – 264, – 265 проекта 266МЭ.
Мтщ проекта 266М служили на флоте несколько меньше своих предшественников мтщ пр. 266. Причиной этого явилось начавшийся развал флота, именуемый реформированием, когда выводились из боевого состава флота и отправлялись на слом корабли, не прослужившие и половины своего срока службы. Вместе с тем все корабли проекта, входящие в состав ТОФ полностью выслужили свои директивные сроки службы. Наибольший срок службы, 23 года, был у МТ «Запал» и МТ «Контр-адмирал Першин», наименьший, 20 лет, – у МТ «Параван» и МТ «Заряд». Корабли проекта могли служить и дальше. В частности в составе Черноморского флота всё ещё находятся корабли данного проекта.


Литература: - Абдулов К.Б., журнал «Морской сборник», № 5, 1995 г., стр. 56-64,
статья «Морские тральщики Западного ПКБ»;
- Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г.,

СПб, «Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,

Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный

период 1946-1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.