Сделай Сам Свою Работу на 5

Отличия естественнонаучных и гуманитарных наук





Наука как процесс познания

Наука – это система знаний о явлениях и процессах окружающего мира (природного и социального), их сущности и законах развития, полученная при помощи специальных методов познания.Эти знания выражаются в виде понятий, категорий, законов, логических конструкций и теорий.

Научная деятельность необходима в первую очередь для получения знаний об окружающем мире. Человечество с давних пор накапливает эти знания более 2,5 тысяч лет, но их накопление происходит неравномерно. За последние 200 лет получена большая часть знаний, и наука выделилась в самостоятельную отрасль духовного производства (точной даты рождения науки нет – это вопрос спорный).

Наука в своем развитии прошла три этапа:

1. Античная наука с VI — IV вв. до н.э. до XVI в.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения или высказывали новые предположения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, придавая им систематичность, упорядоченность и согласованность.

Мыслителей впервые заинтересовал сам процесс мышления, его логика и содержание, и создана теория доказательств — логика Аристотеля,это учение о законах и формах правильного мышления, оно актуально и до сих пор. Этоучение дало возможность анализировать не только предметы и явления природного мира, а их мыслительные аналоги — абстракции, понятия, суждения, числа, законы и т.п. Оказалось, что эта идеальная реальность по-своему упорядочена, логична и закономерна ничуть не меньше, если не больше, чем сам материальный мир. А мыслительные операции с идеальными объектами были более плодотворными и значимыми, чем те же самые манипуляции с материальными объектами. Знание как бы «приподнялось» над материальным миром, сформировало свою собственную, относительно самостоятельную сферу бытия — сферу теории.



Античная наука дала и первый, доныне непревзойденный образец, канон построения законченной системы теоретического знания — геометрию Евклида,выведение из небольшого количества исходных утверждений (аксиом и постулатов) всего многообразия геометрического знания. И логически выведенное знание признается общезначимым и общеобязательным.



На этом этапе научное знание существовало в рамках натурфилософии (философии о природе). Демокритом, Аристотелем, Евклидом, Архимедом и другими мыслителями были выдвинуты идея субстанции и атомизма, понятие о законе и космосе, принцип объективности и причинности. Античная культура создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук — физики, биологии и т.д. Сформирована геоцентрическая модель мира (вокруг неподвижной Земли вращаются все небесные тела).

2. Становление классического естествознания XVI—XVIII вв., переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Связано с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютона.

На этом этапе для объяснения окружающего мира применяется математика, то есть природные явления пытаются выразить через их количественные характеристики такие как форма, величина, масса, движение.

Явления природы стали исследоваться при помощи экспериментальных методов со строго контролируемыми условиями, попытки моделирования объектов и выявление их законов поведения.

Сформировались следующие науки: механика, физика, биология, астрономия, математика и философия. Все явления природы описываются с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, утвердилась первая научная картина мира – механистическая. Понятия ценности, совершенства, целеполагания были изгнаны из царства научной мысли.



3. Современная наука. Этот этап связан с XX в. с именами Э.Резерфорда, А.Эйнштейна, Н.Бор и другими, когда резко возросли объемы и темпы научных исследований. На этом этапе 90 % ученых сделано более 90% всех научных открытий. Объем информации увеличивается в два раза каждые 7-15 лет. Научная деятельность становиться комплексной и сложной, происходит индустриализация и автоматизация ее, сближение науки и практики. Происходит дифференциация наук (из физики отпочковываются физика твердого тела, оптика, механика, физика нефтяного пласта, …; из биологии – ботаника, зоология, анатомия, физиология, цитология, вирусология, …; из химии – неорганическая и органическая, аналитическая, …), в то же время нарастает интеграция наук, то есть возникают междисциплинарные науки на стыке наук: биофизика, биохимия, биосоциология, бионика, биоэтика и т.д. Формируется свыше 15 тысяч научных дисциплин.

Наука превратилась в мощный фактор преобразования природы и общества.

 

Дисциплинарная организация науки

В настоящее время наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации — дисциплинарный.

Дисциплина — самостоятельная отрасль какой-либо науки или часть поля деятельности в науке.

Выделяются науки, такие как математика, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д., выполняющие интегрирующие (объединяющие) функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания. Их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания вообще.

Все научные дисциплины делятся на три большие группы: естественные, общественные и технические, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между ними нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение (напр., на стыке технических и общественных наук находится техническая эстетика, между естественными и техническими — бионика, между естественными и общественными — экономическая география, экология, биоэтика).

Объект естественныхнаук (физики, химии, биологии, геологии и др.) – это природа и природные процессы, протекающие объективно, то есть независимо от воли и сознания людей.

Объект гуманитарных наук (таких как философия, история, филология, культурология, правоведение, педагогика и др.) – человек и общество, а также связи и отношения между людьми.

В современной науке особое место занимают науки технические науки (электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др.). Предмет их исследований — техника, технология, материалы. Цель этих наук – не познание природных процессах, а эффективное использование этих процессов в производственной и иной деятельности человека.

 

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Понятие «культура» многозначно.

Культура — это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью этого понятия обычно подчеркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура — это все, что создано человеком (проиллюстрируем этот тезис: если посадить в землю черенок оливы, то из него вырастет новая олива. А если закопать в землю скамейку из оливы, сделанную руками человека, то вырастет не скамейка, а опять же новая олива! То есть сохранится только природная основа этого предмета, а социальное оформление исчезло).

Во второй половине XIX в. впервые философы – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и Вильгельм Дильтей стали различать «науки о природе» и «науки о духе». Это деление носило чисто теоретический характер. Но во второй половине XX в. возникло противоборство и конфронтация естественнонаучной и гуманитарной культур. Это объясняется грандиозными успехами естествознания и практических его воплощений. Создание атомных реакторов, телевидения, компьютеров, выход человека в космос, расшифровка генетического кода — все эти достижения естественнонаучной культуры изменили стиль и образ жизни человека. Гуманитарная же культура предъявить что-нибудь равноценное, к сожалению, не смогла. Но и принять стандарты и образцы мышления естествоиспытателей она упорно отказывалась.

Возникновение двух типов культур (естественнонаучной и гуманитарной (от лат. humanitas — человеческая природа) основано на двойственность мира культуры, так как всякий предмет культуры имеет две составляющие — природную основу и его социальное содержание и оформление (парта или топор).

В область естественнонаучной культуры входят:

- естественные «точные» науки, изучающие природный мир, а также связи и отношения в нем (физика, химия, биология, астрономия, ….);

- технические изобретения (компьютер, машина, диктофон, …);

- производственные технологии.

В область гуманитарной культуры входят:

- гуманитарные науки, изучающие человека, общество, а также связи и отношения между людьми (философия, психология, антропология, ….);

- мораль, нравственность, этика, эстетика, искусство, музыка, литература, теория государства и права, религия.

Многочисленные споры «физиков» и «лириков» о судьбах двух культур продолжаются до сих пор. Их современный облик и структуру определяют именно естественные и гуманитарные науки, поэтому проанализируем их отличия и взаимосвязь.

Отличия естественнонаучных и гуманитарных наук

№ п/п Критерии отличия Естественные науки Гуманитарные науки
1. Объект исследования Природа (звезды, планеты, атомы,…) Человек, общество
2. Характер объекта исследования Материальный Относительно устойчивый Скорее идеальный Относительно изменчивый
3. Взаимоотношения субъекта и объекта Строго разделены (если физику не удался эксперимент, то причины: неверна теория, не отлажена методика и т.д.) Частично совпадают ( если «социальный эксперимент» социализм не удался, это не значит, что неверна теория, а может быть народ еще «не созрел» до этого
4. Ведущая функция Объяснение через доказательство (истины доказываются), отсюда точность, строгость и доказательность Понимание (истины истолковываются)  
5. Методология Обобщающая (выделение общего в явлениях: закон всемирного тяготения или механизм передачи наследственности) Индивидуализирующая (подчеркивание неповторимости, уникальности явления: любой человек и революции индивидуальны)
6. Применение эксперимента Эксперимент – это основа Применение затруднено
7. Влияние ценностей Малозаметное Сильное
8. Влияние идеологии Нет Есть
9. Количественно-качественные характеристики Преобладание количественных оценок (величина, масса, сила и проч.) Преобладание качественных оценок (прекрасное, безобразное, добро и зло)

 

Итак, гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур сильно отличаются, но они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.