Методические указания к выполнению контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»
Техникум Пермского института (филиала)
Методические указания и контрольные задания
Для обучающихся заочной формы обучения
по дисциплине Менеджмент
Специальность:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Пермь 2016
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и рабочей программой дисциплины.
Составитель: преподаватель техникума Пермского института (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова Семёнов Д.В.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании ЦМК общих, гуманитарных, социальных, экономических и естественно - научных дисциплин техникума ПИ(ф) РЭУ имени Г.В. Плеханова
протокол № ______ « ___ » ______________ 2015 г.
Председатель ЦМК ____________Жданкова И.В.
1. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины
Учебная дисциплина ОП.03 «Менеджмент» входит в общепрофессиональный цикл. Содержание дисциплины имеет межпредметные связи с дисциплинами профессионального цикла – экономика организации, правовые основы профессиональной деятельности,информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и профессиональными модулями.
Цель изучения дисциплины «Менеджмент» - научить применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения и принимать оптимальные управленческие решения.
Задачи изучения дисциплины «Менеджмент»:
- изучить функции менеджмента в рыночной экономике;
- изучить стили и методы управления.
Бухгалтер должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Тема 1.Сущность и характерные черты современного менеджмента
| Сущность и характерные черты современного менеджмента. Понятие менеджмента и его виды. История его развития.
|
| Самостоятельная работа
|
| Описать различные школы менеджмента.
| Тема 2 Внешняя и внутренняя среда организации
| Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы внешней и внутренней среды организации.
| | Практическое занятие
| | Рассмотрение конкретного примера внешней и внутренней среды на примере конкретных предприятий. Определение влияния ее факторов на деятельность предприятий.
| Тема 3. Характеристика составляющих цикла менеджмента
| Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль). Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
| Тема 4. Организация. Типы структур организаций
| Организация. Типы структур организаций
| | Практическое занятие
| | Построение организационной структуры конкретного предприятия
| Тема 5.Планирование. Стратегические и тактические планы
| Планирование. Стратегические и тактические планы
| | Самостоятельные работы
| | Изучить эталонные (основные) стратегии. Их преимущества и недостатки.
| | Изучить виды планов.
| Тема 6.Мотивация потребностей
| Мотивация. Процессуальные и содержательные теории мотивации.
|
| Самостоятельная работа
|
| Изучить теорию потребностей А. Маслоу. Первичные и вторичные потребности
|
| Изучить критерии мотивации труда.
| | Практическое занятие
| | Выбрать оптимальную модель мотивации для конкретного предприятия и объяснить причину ее выбора.
| Тема 7. Контроль
| Контроль. Виды контроля
|
| Самостоятельная работа
|
| Изучить этапы проведения контроля
|
| Практическое занятие
|
| На примере конкретного предприятии рассмотреть все виды контроля.
| Тема 8. Управленческие решения
| Управленческое решение. Методы принятия решений.
|
| Самостоятельная работа
|
| Изучить факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.
|
| Изучить этапы принятие решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.
|
| Практическое занятие
|
| Принятие управленческого решения в конкретной ситуации в повседневной деятельности предприятия
| Тема 9. Коммуникации в организации. Виды коммуникаций
| Коммуникации в организации и их виды. Процесс коммуникации и его составляющие.
|
| Самостоятельная работа
|
| Изучить классификацию коммуникаций
|
| Практическое занятие
|
| Имитация процесса коммуникации на примере какой-то проблемы конкретного предприятия
| Тема 10. Руководство. Власть и лидерство. Стили управления.
| Руководство. Власть и лидерство. Стили управления.
|
| Самостоятельная работа
|
| Изучить основные качества лидера.
|
| Изучить виды власти
|
| Практическое занятие
|
| Анализ стилей управления руководителя на конкретном предприятии
| Тема 11 Управленческое и деловое общение
| Управленческое и деловое общение
|
| Самостоятельная работа
|
| Изучить фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
|
| Изучить схему проведения совещания и переговоров
|
| Практическое занятие
|
| Организация и ведение переговоров по конкретной проблеме конкретного предприятия
|
3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
|
| лекции
|
| практические (семинарские) занятия
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| Контрольная работа
|
| Аттестацияэкзамена
|
Методические указания к выполнению контрольной работы
Необходимым этапом самостоятельной работы для обучающихся заочной формы обучения над программным материалом является выполнение контрольной работы по предложенному вопросу.
Контрольная работа - это самостоятельная работа обучающегося с литературой, ответы на поставленные вопросы и выполнение конкретных заданий, она должна показать умение обучающегося кратко и четко отвечать на поставленные в теме вопросы, подбирать и использовать необходимые для ответа материалы.
Цель конкретной работы - привить навыки самостоятельного изучения учебного материала, закрепление знаний по изучаемой дисциплине.
Контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки, по правильному варианту и сделана аккуратно, грамотно.
В конце контрольной работы следует указать использованную литературу, дату выполнения контрольной работы, поставить свою подпись.
Вопросы следует писать полностью, указав их номер,а затем приступать к ответу.
Получив контрольную работу после проверки, обучающийся должен ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний доработать отдельные вопросы.
Незачтенная контрольная работа возвращается обучающемуся, выполняется новая контрольная работа по указанному преподавателем варианту и сдается этому же преподавателю на проверку с незачтенной контрольной работой.
Контрольная работа, выполненная не по своемуварианту, возвращается без проверки и зачета.
Обучающиеся, не выполнившие контрольные работы или получившие за них отрицательную оценку (незачет), к сдаче экзамена/зачета не допускаются.
При написании и оформлении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила:
1. Текст печатается на стандартных листах формата А 4 с одной стороны шрифтом Times New Roman размером 14 кеглей (через 1,5 интервала),сноски, таблицы (шрифт – 12, через 1 интервал), с оставлением полей: слева – 30 мм, сверху – 25 мм, справа – 10 мм, снизу – 25 мм.
Расстановка переносов – автоматически, абзац – 1,25, выравнивание – по ширине без отступов.
2. В работе используется сквозная нумерация страниц, включая библиографию и приложения. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, оглавление работы нумеруется цифрой 2. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы.
Каждая часть, библиография, приложения начинаются с новой страницы.
3. Для контрольной работы используется титульный лист установленной формы (форма утвержденного титульного листа общая для всех контрольных работ находится в раздаточном материале)
4. Таблицы, рисунки должны иметь порядковый номер и название;
5. Приложения должны иметь порядковый номер (Приложение 1 и т.д.)…,
6. Объем работы от 10 до 15 страниц без приложений.
7. Завершает работу список использованных литературных источников, которых должен быть оформлен строго в соответствии с установленными правилами.
В конце работы указывается дата ее выполнения и ставится личная подпись обучающегося.
8. Критерии оценки контрольной работы:
- сдача работы в установленные сроки;
- выполнение работы по варианту, выбранному методом, указанным в методичке;
- выполнение требований к оформлению работы;
- подбор, анализ и использование в работе актуальной литературы;
- корректное использование Интернет-источников;
- полные и четкие ответы на поставленные вопросы задания.
9. Выбор варианта контрольной работы.
Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с порядковым номером обучающегося в журнале группы.
Вопросы контрольной работы
Вариант 1
1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2. Влияние информационных технологий и Интернета на жизнедеятельность организации.
Вариант 2
1. Функции менеджмента.
2. Модели менеджмента. Понятие модели менеджмента. Смысл и характерные особенности моделей менеджмента. Азиатская модель менеджмента.
Вариант 3
1. Внутренняя и внешняя среда организации. Основные составляющие внутренней и внешней среды организации.
2. Понятие и сущность организации. Этика и социальная ответственность организации.
Вариант 4
1. Организация и типы её структур.
2. Понятие мотивации и её роль в менеджменте.
Вариант 5
1. Принятие управленческих решений: типы решений и требования к ним. Модели принятия решений. Этапы процесса принятия решений.
2. Содержательные теории мотивации.
Вариант 6
1. Управление конфликтами. Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Причины возникновения конфликтов.
2. Понятие стратегического менеджмента. Процесс стратегического менеджмента.
Вариант 7
1. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
2. Миссия и цели организации. Миссия. Определение официального заявления о миссии.
Вариант 8
1. Сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы.
2. Стили управления. Стили управления и факторы их формирования.
Вариант 9
1. Этика делового общения. Понятие этики делового общения. Деловое общение, его характеристика.
2. Самоменеджмент. Определение и особенности самоменеджмента руководителя. Тайм-менеджмент.
Вариант 10
1. Организация проведения деловых совещаний и переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
2. Власть и влияние: понятие, формы власти и их характеристика, особенности применения в профессиональной деятельности.
Вариант 11
1. Стресс и стрессоустойчивость в карьере менеджера. Понятие стресса. Признаки стресса.
2. Планирование: стратегический и тактический планы.
Вариант 12
1. Карьера менеджера. Определение, особенности, виды и характеристика.
2. Понятие модели менеджмента. Смысл и характерные особенности Российской модели менеджмента.
Вариант 13
1. Сущность и содержание коммуникации. Информация в менеджменте.
2. Сущность мотивации. Теории процесса мотивации.
Вариант 14
1. Модели менеджмента. Понятие модели менеджмента. Смысл и характерные особенности моделей менеджмента. Западная модель менеджмента.
2. Особенности управления персоналом в организациях США.
Вариант 15
1.Контроль в системе управления. Сущность и необходимость контроля.
2. Особенности управления персоналом в организациях Японии.
Вариант 16
1. Сущность и типы стратегий.
2. Виды контроля на предприятии. Процесс контроля.
Вариант 17
1. Возникновение управления как науки. История развития менеджмента.
2. Методы управления.
Вариант 18
1.Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2.Корпоративная культура организации и её особенности.
Вариант 19
1.Сущность стратегического управления. Анализ внешней и внутренней среды организации.
2.Лидерство и эффективность управления. Теория лидерских качеств. Современные концепции лидерства.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Сущность, характерные черты и особенность современного менеджмента.
2. Функции менеджмента: понятие и характеристика основных функций менеджмента.
3. Организация: понятие, внутренняя и внешняя среда организации.
4. Организационная структура управления: понятие, типы и характеристики. Влияние структуры на эффективность деятельности организации.
5. Корпоративная культура как элемент внутренней среды организации. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации.
6. Решения в менеджменте: понятия, типы решений и требования к ним.
7. Модели принятия управленческих решений. Управленческое решение как процесс.
8. Стили управления: понятие, виды, характеристика. Факторы формирования стиля управления.
9. Основные качества, необходимые современному менеджеру. Понятие и характеристика самоменеджмента.
10. Этика и социальная ответственность организаций. Определение социальной ответственности. Социальная роль бизнеса в обществе.
11. Стресс и стрессоустойчивость в карьере менеджера. Способы и методы борьбы со стрессом.
12. Природа и причины стрессов. Основные виды стресса. Методы борьбы со стрессом.
13. Особенности этики делового общения. Влияние личностных качеств на общение. Стили общения в деловой среде.
14. Понятие мотивации и основные теории мотивации.
15. Методы управления организацией. Понятие метода и характеристика.
16. Модели менеджмента, характеристика и их особенности.
17. Конфликты в менеджменте: понятие, виды. Причины возникновения конфликтов в коллективе, способы разрешения.
18. Управление конфликтами. Влияние конфликтов на эффективность деятельности организации.
19. Коммуникации: понятие, виды и источники. Понятие коммуникационного процесса и его этапов.
20. Деловые совещания и переговоры: цели, задачи и технологии подготовки и проведения.
21. Сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы. Основные этапы стратегического управления организацией.
22. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента, сравнительный анализ.
23. Человеческий капитал организации: понятие, сущность, роль и место в процессе менеджмента организации
24. Особенности формирования кадрового потенциала организации: основные методы подбора и оценки кадров.
Список рекомендуемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. Закон Российской Федерацииот 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).
2. Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" от 23.09.92г с изменениями и дополнениями. N 166-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.12.2002
3. Закон" О рекламе " от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006)от июля 2006 г.
Основная литература
4. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2010.— 528с.
5. Семенов А.К., Набоков А.И. Основы менеджмента, Рекомендовано МО и науки РФ, Екатеринбург, Изд. - во "УМЦ УПИ", 2009
Дополнительная литература
6. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислянова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2011. – 367 с.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2011. – 246 с.
8. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288с.
9. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2011. – 440 с.
10. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 304с.
11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2009. – 645с.
12. Румянцева З.П. Менеджмент организации. /. М.-"Инфра – М" – 2011г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|