Специальные и частные функции управления
Тема 3. Функции управления
1. Классификация функций управления.
2. Общие функции управления.
3. Специальные и частные функции управления.
Классификация функций управления
Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления.
Функции управления делятся на общие, специальные и частные.
Общие (основные) функции управления присущи всем социальным системам управления (ССУ). Это планирование, организация, мотивация и контроль.
Специальные функции связаны с осуществлением миссии фирмы. Эти функции доминируют в деятельности отдельных предприятий, организаций.
Частные функции имеют определенную специфику и связаны с непрофильной деятельностью.
Общие функции управления
1. Планирование – это набор действий для оптимального достижения предприятием своих целей.
Планирование бывает стратегическим и тактическим. Стратегия означает составление всестороннего комплексного плана, обеспечивающего достижение целей предприятия. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику предприятия.
Стратегическое планирование предполагает 4 вида управленческой деятельности:
1)распределение ресурсов;
2)адаптацию к внешней среде;
3)внутреннюю координацию;
4)организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов предусматривает:
Ø наиболее рациональное использование оборудования, производственных площадей;
Ø оптимальное маневрирование товарными ресурсами,
Ø формирование запасов;
Ø ускорение оборачиваемости оборотных активов;
Ø минимизацию издержек (затрат) предприятия;
Ø оптимальную расстановку кадров.
Адаптация к внешней среде – стратегические действия, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Осуществляется путем выработки политики предприятия или фирмы. Она представляет собой общее руководство для действий и принятия решений.
Политика предполагает разработку и соблюдение правил, которые точно определяют порядок действий в конкретной ситуации.
Для реализация стратегии необходим контроль за выполнением поставленных задач. Контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам по всему комплексу намеченных показателей. Кроме того, контроль должен быть действенным, т. е. выявленные недостатки должны устраняться.
2. Организация – это функция управления, означающая создание условий для совместной эффективной работы людей для достижения целей фирмы.
Организация предусматривает наличие полномочий и ответственность, а также делегирование полномочий.
Полномочия– право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное выполнение.
Делегирование – передача полномочий и ответственности другому лицу. При этом полномочия делегируются должности, а не конкретному лицу.
Построение организации предполагает создание аппарата управления, который максимально соответствовал бы стратегическому плану организации, обеспечивал бы ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.
Для успешной реализации функций управления необходимо учитывать требованияследующих локальных принципов организации:
§ принцип цели – организация и ее отдельные звенья работают во имя общей цели;
§ эластичность организации – при определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий работников и административными предписаниями;
§ устойчивость – система управления должна быть построена так, чтобы ее элементы под влиянием внешней и внутренней среды не изменялись коренным образом;
§ непрерывное совершенствование организационной работы;
§ прямая соподчиненность – любой работник должен иметь одного начальника;
§ объем контроля – менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
§ безусловная ответственность руководителя за действия подчиненных;
§ соразмерность ответственности полномочиям;
§ исключение – выполнение повторяющихся, рутинных решений поручается нижестоящим управленческим звеньям;
§ приоритет функций – управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
§ комбинирование – необходимо обеспечивать оптимальное сочетание централизма и самостоятельности.
Необходимость организационной деятельности обусловлена следующим:
- для достижения своих целей люди вынуждены объединяться;
- любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого любого коллектива определено что он должен делать, за что несет ответственность, кто контролирует его работу.
В организационной деятельности выделяются 3 основных направления:
1) определение норм управляемости, т. е. того количества человек, которым может эффективно управлять один руководитель.
На верхнем уровне управления норма управляемости составляет от 4 до 8 человек, на более низких уровнях – от 8 до 16 человек.
Исследования Американской ассоциации менеджмента в 100 крупных компаниях с годовым объемом продаж 1 млрд. долларов, показали, норма управляемости колеблется от 1 до 24 человек (при среднем значении 9 человек).
2) установление взаимоотношений полномочий и ответственности руководителей и их подчиненных на разных уровнях управления;
3) формирование организационной структуры предприятия, е. е. деление его на подразделения и установление связей между ними.
3. Мотивация – это процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация требует четкого представления потребностей и вознаграждений.
Потребность – недостаток в чем-либо, требующий удовлетворения.
Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Мотивация должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных, которые определяют поведение человека
Существуют различные теории мотивации. Самая простейшая – теория Маслоу.
Известный американский психоаналитик Абрахам Маслоу пришел к выводу, что существует иерархия потребностей. Она обычно называется «пирамидой Маслоу», котораясостоит из 5 уровней:
1) физиологические потребности – пища, одежда, жилье, здоровье, отдых.
2) безопасность – социальные гарантии, пенсионный фонд, страховка и т.д.
3) социальные потребности – контакт с окружающими, общение.
4) самоуважение – компетентность в своей профессии, самостоятельность, право принимать решения, карьерный рос
5) самовыражение и развитие – учеба, творчество.
Основу пирамиды Маслоу образуют физиологические потребности.
Рисунок – Пирамида Маслоу
Другой американский ученый Дэвид МакКлеланд считал, что поведение человека обуславливают 3 потребности:
1) власть (возможность влиять на других)
2) успех (получение вознаграждения за доведенную до конца работу);
3) причастность (потребность в установлении дружеских отношений, в оказании услуг, в широких возможностях общения).
Американский ученый Фредерик Герцберг мотивы поведения человека подразделял на:
1) гигиенические факторы (условия работы, заработок, психологический климат, степень непосредственного контроля за работой);
2) мотиваторы (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы).
По Герцбергу гигиенические факторы связаны с внешней средой, а мотиваторы – с характером и сущностью работы. При отсутствии или недостаточности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой.
Однако теории мотивации, разработанные американскими учеными и основанные на американской системе ценностей, не всегда приемлемы в других странах (например, в Японии). В то же время японская система ценностей и японская система менеджмента (фокус на группе, групповой ответственности) вряд ли может быть применима в западных странах.
Совершенно очевидно, что мотивация труда должна учитывать менталитет каждой нации.
В менеджменте используются также теории, которые акцентированы на процессе мотивации.
К ним относятся: теория Врума, теория справедливости и теория Потера-Лоулера.
Основное содержание теории Врума состоит в том, что мотивация определяется ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ожидаемой ценностью вознаграждения. Эту теорию называют теорий ожиданий.
Сторонники теории справедливости исходят из того, что люди воспринимают вознаграждение субъективно и сопоставляют его с вознаграждением других людей за аналогичную работу и, если работник находит свое вознаграждение несправедливым, то он существенно снижает производительность и качество труда.
Потер и Лоурер разработали теорию мотивации, которая включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно этой теории уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что определенный уровень усилий действительно вовлечет за собой соответствующий уровень вознаграждения.
4. Контроль – наиболее важная функция управления. Это проверка выполнения поставленных задач.
Контроль начинается с момента постановки цели и доведения задачи до исполнителя.
Задачи контроля в управлении производственным процессом состоят в сохранении и поддержании установленного планом порядка выполнения работ, в упорядочении этого процесса. Через определенные промежутки времени плановые показатели сравниваются с фактическими, выявляются причины сбоев в ходе производства и обеспечения их ресурсами.
Контроль реализуется путем проверки информации, поступающей из сферы производственного процесса в виде контрольных и учетных документов (обратная связь).
На каждом этапе контроля по данным информации выявляется состояние производственной деятельности предприятия и его подразделений. При выявлении расхождений при выполнении планов разрабатываются решения по их обеспечению, а в ряде случаев проводится оперативная корректировка планов.
Существует несколько видов контроля:
1) Предварительный контроль – должен обеспечивать реализацию на практике установленных требований, правил, процедур и стандартов.
На пример предварительный контроль в части материальных ресурсов направлен на обеспечение соответствия покупаемых материалов установленным стандартам;
В части трудовых ресурсов предварительный контроль предусматривает тщательный отбор работников при найме на работу с учетом должностных требований, их деловых и личных качеств.
В части финансовых ресурсов такой контроль осуществляется при помощи предварительных бюджетов.
2) Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работы. Обычно его проводит сам руководитель, проверяя работу подчиненных. Текущий контроль в системе управления основан на обратных связях.
3) Заключительный контроль – проводится обычно, когда работа уже выполнена и полученные результаты можно сравнить с заданными.
Заключительный контроль проводится слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы, возникшие в ходе работы. Но все же он позволяет учесть эти проблемы в будущем при выполнении или планировании аналогичной работы, а также осуществить вознаграждение работников за полученные результаты.
В процессе контроля крайне важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров, установить задания и критерии их выполнения.
Специальные и частные функции управления
Спецфункции связаны с осуществлением функций фирмы. Они доминируют в ее деятельности..
Например:
- миссия промышленного предприятия выпуск определенной промышленной продукции. Поэтому спецфункцией управления промышленного предприятия является – производство.
- миссия розничной торговой фирмы – реализация населению определенного ассортимента потребительских товаров. Поэтому спец.функцией управления такой фирмы будет коммерческая деятельность.
Наряду с промышленной и коммерческой деятельностью на предприятиях осуществляются такие частые функции управления, как маркетинг и инновации.
Маркетинг помогает расширять поле деятельности, улучшать экономические показатели, создавать новые рабочие места, полнее удовлетворять спрос покупателей.
Инновация предполагает разработку новых товаров и услуг на основе новых достижений в области технологии и управления предприятиями.
Некоторые частные функции управления на предприятии обеспечивают материально-техническое снабжение, хозяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий. Это регулирующие и вспомогательные функции.
Все перечисленные функции управления служат основой для формирования организационных структур управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|