Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоммерческие организации (НО)





Статус ю.лица необходим НО для материального обеспечения ос­новной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях. Преимущества НО в снижении налогов, менее громоздкой структуре управления (внутренняя организация НО не регламентирована законом, управление в таких организациях не формализовано), в ряде специальных требований – определенным видом деятельности и получателем денежных дотаций могут выступать организации, созданные в форме НО. Основание преимуществ общественно полезная социальная функция НО.

Основные признаки НО: специальная правоспособность, ограничение возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, отсутствие получения прибыли в качестве основной цели деятельности, запрет на распределение полученной прибыли между участниками, целевой характер использования имущества, оставшегося при ликвидации НО, а также многообразие организационно-правовых форм, которые предусмотрены ГК и иными ФЗ. Последнее нежелательно: вГК должен бытьзакреплен исчерпывающий переченьне только коммерческих, но иНО.

Преобладают корпорации, т.е. ю.лица, построенные на началах членства; исключение – фонды, учреждения, автономные некоммерческие органи­зации. Учредители – граждане и (или) ю.лица, число которых, как правило, неограничено. Не может быть учредителем (членом): 1) иностранец или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в РФ; 2) организации и лица, причастность которых к финансированию и (или) осуществлению экстремистской и террористической деятельности установлена в определенном ФЗ порядке.



НО регистрируются при наличии согласованных действий органа, принявшего решение о ее регистрации, и регистрирующего органа. Законодателем определены допустимыеорганизационно-правовые формы при реорганизации. Ликвидационная квота направляется в соответствии с учредительными документами на цели создания, на благотворительные цели либо обращается в доход государства. Только при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся имущество возвращается его членам в размере их взносов; сверх этой суммы используется в общем порядке.



Потребительские кооперативы. Статус регулируется кроме ГКдесятью отдельными законами; по мнению авторов Концепции достаточно иметьдва: о производственных и о потребительских кооперативах (при наличииобщих нормв ГК).Создаются жилищные, жилищно-накопительные, гаражные, дачные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные потребительские кооперативы граждан и др. – для удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков. Допускается распределение доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с законом и уставом предпринимательской деятельности (п. 5 ст. 116 ГК).

Создается кооператив по решению учредителей на основе объединения их имущественных взносов, устав – учредительный документ. Члены кооператива (пайщики) –- достигшие 16 лет граждане и ю.лица. Пайщик вносит вступительный, паевой и дополнительные взносы; за счет последних покрываются убытки кооператива при отсутствии доходов, поэтому пайщик обязан в трехмесячный срок после утверждения ежегодного баланса покрыть убытки путем внесения дополнительного взноса и несет солидарную ответ­ственность по долгам кооператива личным имуществом в размере неуплачен­ных сумм дополнительных взносов (п. 4 ст. 116). За неисполнение предусмотренных уставом обязанностей пайщик может быть исключен по решению общего собрания – с возвратом паевого взноса и паевых выплат в порядке, установленном уставом. Решение можно обжаловать в суд.

Паевой фонд (уставный) создается за счет взносов участников, оплачивается к моменту регистрации в размере, предусмотренном законом для каждого вида кооператива. Размеры и порядок использования иных фондов определяет общее собрание. Имущество неделимого фонда и в случае ликвидации не подлежит разделу и передается другому потребительскому обществу по реше­нию собрания.



Высший орган – общее собрание пайщиков, может решать любой вопрос деятельности кооператива, формирует исполнительные органы. Пайщик обладает одним голосом при принятии решений общим собранием. Постоянно действующий орган, контролирующий исполнительные органы, – наблюдательный совет; председательсоветабез доверенностидействует от имени ю.лица. Всегда есть единоличныйисполнительный орган (председатель) и возможно создание коллегиального исполнительного органа (правления); председатель правления без доверенности действует от имени потребительского общества.

Наиболее востребованы жилищные и жилищно-строительные кооперативы (гл. 11 Жилищного кодекса), создаются для удовлетворения потребностей в жилье и управления помещениями в кооперативном доме. Члены кооператива своими средствами участвуют в приобретении (строительстве) и последующем содержании многоквартирного дома. Члены кооператива – граждане, достигшие 16 лет, и (или) ю.лица; их количество не должно превышать количество жилых помещений в кооперативом доме. Основание для проживания – членство в кооперативе. Право собственности на жилое помещение член кооператива приобретает после полной выплаты паевого взноса (п. 4 ст. 218), порядок внесения которого определен уставом. Исключенный из кооператива и проживающие совместно с ним члены семьи утрачивают право пользования жилым помещением и подлежат выселению судом. Членство прекращается в случае: 1) выхода; 2) исключения; 3) ликвидации ю. лица – члена кооператива; 4) ликвидации кооператива; 5) смерти члена кооператива. Член кооператива может быть исключен из кооператива в случае грубого неисполнения без уважительных причин обязанностей, установленных Жилищным кодексом или уставом кооператива. Правление кооператива руководит текущей деятельностью. Председатель правления без доверенности совершает сделки.

Учреждение –не имеющая членства НО, созданная по решению собственника для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Действует на основе устава или положения; обладает целевой правоспособностью. Учредитель назначает руководителя (единоличный исполнительный орган); в автономном учреждении может быть система органов. Имуществом учреждение обладает на праве оперативного управления. Учреждения могут быть созданы РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (публичное – государственное или муниципальноеучреждение) и ю.лицом или гражданином (частное). Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником; порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений определен законом.

Государственное или муниципальное учреждение по типу может быть автономным,бюджетным или казенным; изменение типа учреждения не является реорганизацией, но в учредительные документы вносятся изменения.

Автономное учреждение создается Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законом полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (с изменениями, связанными с реформированием публичных учреждений). Учредитель АУ не имеет права на доходы от его деятельности и от использования закрепленного за ним имущества. Нобез согласия собственника АУ не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Под особо ценным движимым понимается имущество, без которого осуществление уставной деятельности учреждения будет существенно затруднено. Решение об отнесении имущества к особо ценному принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении имущества за АУ или о выделении средств на его приобретение. Недвижимое и особо ценное движимое имущество учитываются отдельно. Остальным имуществом АУ распоряжается самостоятельно, но вносить имущество в уставный (складочный) капитал других ю.лиц или передавать его иным образом ю.лицам в качестве их учредителя (участника) АУ вправе лишь с согласия собственника. Доходы АУ должны использоваться для реализации целей его создания. Учредитель не несетответственности по обязательствам АУ; последнее отвечает по своим обязательствамзакрепленнымза нимимуществом, за исключениемнедвижимого и названного особо ценного движимого имущества.

Бюджетные учреждения (БУ). В сфере науки, образования, здравоохранения и культуры бюджетные учреждения вместо работы по смете оказывают услуги на основе государственного (муниципального) задания. Задание утверждается учредителем в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности; БУ не вправе отказаться от его выполнения. Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется в виде субсидий из бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за БУ учредителем или приобретенных БУ за счет средств, выделенных для этого учредителем. БУ вправе сверх установленного задания, а в случаях, определенных федеральными законами, в пределах такого задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и ю.лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Иные виды деятельности, не являющиеся основными, БУ вправе осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительном документе. Доходы от платных услуг, сдачи имущества в аренду бюджетные учреждения могут оставлять себе. Бюджетные учрежденияотвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом, кроме особо ценного движимого, полученного от учредителя либо приобретенного на выделенные для его приобретения средства, а также недвижимого имущества. При этом собственник имущества БУ не несет ответственности по его обязательствам.

В таких сферах, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению, пенитенциарная система и др., создаются казенныеучреждения, которыеработают по смете с сохранением субсидиарнойответственностибюджетов по их обязательствам. Казенное учреждениеможетосуществлятьприносящую доходыдеятельность, если это предусмотрено в учредительном документе, но доходы от этой деятельности поступают в бюджет. Субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются. Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника ине вправевыступать учредителем (участником) ю. лиц.

Фонд – не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образователь­ных и иных общественно-полезных (некоммерческих) целях. Фонд – собственник имущества, переданного учредителями и иными жертвователями: прав на имущество фонда и те и другие не имеют (п.3 ст. 48, п. 4 ст. 213). Учредители – любые субъекты ГП, но публично-правовые образования, унитарные предприятия и учреждения не могут быть учредителями благотворительных фондов, что исключает нецелевое использование государственного и муниципального имущества. 0сновная обязанность учредителя – передать взнос в ус­тавный капитал фонда; минимальный размер взноса и минимальный размер устав­ного капитала не установлены.

Имущество используется органами фонда для целей его создания. Фонд не может распределять полученное имущество между учредителями или наемными работниками, обязан к публичному ведению имущественных дел (абз.2 п. 2 ст. 118 ГК; абз.2 п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих орга­низациях»; п. 5 ст. 19 Закона о благотворительной деятельности). Для пополнения имущества фонд может использовать прибыль от предпринимательской деятельности в формах, которые соответствуют целям фонда.

Учредители для обеспечения целевого использования имущества фонда создают попечительский совет, контроли­рующий деятельность исполнительных органов и должностных лиц фонда. Учредители или попечительский совет образуютисполнительные органы фонда: коллегиальный (правление, совет) и единоличный (президент, предсе­датель). При наличии заинтересованности должностного лица фонда в совершении сделки она подлежит предварительному одобрению попечи­тельским советом под страхом недействительности (ст. 27 ФЗ «О не­коммерческих организациях»).

Фонд может быть реорганизован по решению учредителей или попечительского совета, но преобразование в др. организационно-правовые формы ю.лиц не допускается. Добровольная ликвидация фонда исключена. Фонд может быть ликвидирован судом: – при недостижимости целей; – при несоответствии его деятельности целям создания; – при недостаточности имущества фонда для достижения целей. При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом, благотворительные цели либо обращается в доход государства, но не распределяется между учредителями.

Объединенияюридических лиц (ассоциации, союзы) Ассоциация (союз) – основанное на членстве объединение ю.лиц для коорди­нации деятельности и защиты общих интересов. Обычно объединяются либо коммерческие ю.лица либо некоммерческие, т.к. при объединении тех и других в учредительных документах ассоциации сложно определить общую правоспособность, но одновременное участие в ассоциации ком­мерческих и некоммерческих ю.лиц возможно (п. 4 ст. 50).

Создаются на добровольной основе, не могут управлять участниками, т.к. те являются само­стоятельными ю.лицами. Координация деятельности, представительство и защита общих имущественных интересов предполагает оказание объединением услуг их участникам (консультативного, издательского, организационно-методического характера). Оказание возмездных услуг третьим лицам нельзя указать в уставе ассо­циации в качестве одной из целей ее деятельности, т.к. это ведет к перестройке деятельности на коммерческой основе. Если предпринимательская деятельность станет преобладающей, ас­социация должна быть преобразована в хозяйственное товарищество или общество либо участвовать в нем, но при этом получаемые доходы не мо­гут распределяться между участниками (ч. 2 п. 1 ст. 121; п. 3 ст. 50). С учетом целевой правоспособности объединения должны иметь имуще­ство, предназначенное для достижения уставных задач. Лик­видационная квота не может распределяться между участниками, передается для использования на цели, определенные в уставе (законе). Ассоциация – собственник переданного ей в качестве взносов имущества; участники никаких прав на имуще­ство ассоциации не имеют. Минимальный размер взноса и имущества ю.лица не установлен. Задачи, цели и основной предмет деятельности; состав, компетенция органов; по­рядок распределения ликвидационной квоты; характер и пределы ответственности участников по долгам объединения определяют в учредительных документах (устав и учредительный договор). В уставе определяют цели объединения и условия участия в нем, в учредительном договоре – статус объединения как ю.лица; при расхождении применя­ют устав. Высший орган – общее собрание участников, компетенция кото­рого определена уставом. Образует исполнительные органы. Размер ограниченной ответственности членов ассоциации по ее долгам их иму­ществом предусматривается учредительными документами и обычно связан с размером взноса.

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое формирование, созданное на основе общности интересов для реализации указанных в уставе общих целей (политические партии, профессио­нальные и др. творческие союзы, добровольные общества, благотворительные организации, др. объединения граждан по интересам). Статус ю.лица необходим для материального обеспечения основной деятельности, не связанной с участием в имущественных правоотношениях, поэтому общественные объединения могутрегистрироваться, приобретая права ю.лица, либо функционироватьбезгосрегистрации и прав ю.лица. Наряду с ГК и ФЗ «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» их статус определен отдельными ФЗ.

Учредители – физические лица и общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принят устав и сформированы органы объединения; члены– физические лица и общественные объединения, оформившие членство; участники – физические лица и общественные объединения, принимающие участие в деятельности объединения без оформления участия. Учредителями, членами и участниками могут быть граждане с 18 лет (для молодежных общественных объединений – с 14 лет; для детских – с 8 лет) и ю.лица – общественные объединения. Членские правоотношения имущественнымине являются, носят организационный характер, поэтому выход из организации имущественных последствий не имеет.

Это корпорации, создаваемые для совместного удовлетворения нематериальных, ду­ховных потребностей. Особенности регистрации установлены ФЗ «Об общественных объединениях»: регистрация при наличии решения уполномоченного органа. В уставе обязательно указание целей создания и предмета деятельности (правоспособность целевая). Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению уставных целей, без распределения доходов среди участников, поэтому могут быть учредителями или участниками коммерческих организаций, дея­тельность которых соответствует их уставным задачам. Обязаны к публичному ве­дению имущественных дел: уполномоченные федеральные органы устанавливают соответствие расходования денег и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о регистрации объединения. Возможно приостановление деятельности объединения; если в течение установленного срока объединение устраняет нарушение, оно возобновляет деятельность по решению приостановивших ее органа или должностного лица. Установлены дополнительныеоснования ликвидации – по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Высший орган – съезд, конференция или общее собрание. Из членов организации формируется коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п), руководитель которого является едино­личным исполнительным органом. При наличии заинтересованности руководителя (иного должностного лица) в совершении сделки последняя подлежит предварительному одобрению коллегиальным орга­ном под страхом недействительности (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося ю.лицом, по решению суда применяются и для запрета деятельности общественного объединения, не являющегося ю.лицом.Имущество, оставшеесяпосле удовлетворения требований кредиторов (ликвидационная квота) направляется на цели, предусмотренные уставом либо решением о ликвидации, в спорных случаях – решением суда.

Саморегулируемые организации.Саморегулирование – устранение избыточного государственного регулирования путем передачи отдельных функций госоргана (лицензирование, регистрация и т.д.) саморегулируемой организации для защиты интересов работников одной профессии от чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу. Предусмотрено создание: саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ФЗ-127 от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)"; саморегулируемых организаций управляющих компаний (ФЗ-156 от 29.11.2001."Об инвестиционных фондах"); профессиональное объединение страховщиков (ФЗ-40 от 25.04.2002."Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"); саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ФЗ-39 от 22.04.1996. "О рынке ценных бумаг", ФЗ-46 от 05.03.1999."О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"); саморегулируемые организации оценщиков (ФЗ от 29.07.1998. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"); саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов (ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75 "О негосударственных пенсионных фондах").

Религиозные объединения(ГК и ФЗ от 26.09.1997. "О свободе совести и о религиозных объединениях») отделены от государства, не участвуют в деятельности политических партий, создаются как религиозные группы и религиозные организации.

Религиозная группа – добровольное объединение граждан для совместного исповедания и распространения веры, действующее без государственной регистрации и прав ю. лица.Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Запрет деятельности религиозной группы осуществляет суд по основаниям ликвидации религиозной организации Граждане, намеренные преобразовать религиозную группу в религиозную организацию, уведомляют о создании группы органы местного самоуправления. Религиозная организация – добровольное объединение граждан РФ и лиц, постоянно на законных основаниях проживающих на ее территории для совместного исповедания и распространения веры,зарегистрированное в качестве ю.лица. Организация может быть местнойили централизованной в зависимо­сти от территориальной сферы деятельности. Правовая регистрация местной религиозной организации усложнена, т.к. кроме предоставления требуемых документов необходим еще документ органа местного само­управления, подтверждающий что религиозная группа существовала не менее 15 лет либо до­кумент, выданный руководящим центром централизованной религиозной орга­низации, – о вхождении в ее состав Прошедшие регистрацию религиозные организации могут: – производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иные предметы религиозного назначения; – пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения; – осуществлять благотворительную деятельность. Выступают собственниками зданий, земельных участков, объектов производственного, соци­ального, благотворительного, культурно просветительского назначения, предметов религиозного назначения и иного имущества, необ­ходимого для их деятельности. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Возможны приостановлениеи запрет деятельности религиозного объединения, ликвидациярелигиозной организации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.