Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура эпохи Просвещения





Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык.

 

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация т— широкое религи-озное и социально-политическое движение, начавшееся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Реформация стала первым решительным выступлением поднимающейся буржуазии против отживших средневековых порядков. Посредством преобразования христианской религии, изменения вероисповедальных установок и мироощущения массового человека она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических, общественных отношений и нового типа личности.

Непосредственным видимым результатом Реформации стало отпадение от католического вероисповедания третьей разновидности христианства — протестантизма и ограничение всевластья римско-католической церкви. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект — баптистов, адвентистов, методистов, квакеров и т. д.

Обожествлению человека гуманистами, его возвеличиванию Реформация противопоставила идею полного ничтожества человека перед лицом Господа, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению — суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Восхищению гуманистов могуществом человеческого разума она противопоставила протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере, доходящей зачастую до прямого мракобесия и ненависти к науке.



Культура эпохи Просвещения

Предпосылки:

· Экономические, связанные с колониальным освоением мира и отказом от замкнутой национальной экономики

· Повышение производительности труда вследствие освобождения от феодальной зависимости и возникновения конкуренции

· Научно-технический прогресс, давший каждому возможность заработать капитал, что привело к разрушению граней между сословиями, т.е. к несоответствию экономической и социальной культуры

· Социальные, основанные на появлении третьего сословия и изменении образа жизни



· Политические, связанные с развитием дипломатии и политического искусства

· Идейные, возникшие из-за падения авторитета церкви и все возрастающей роли науки, объясняющей окружающий мир по-другому

 

Просвещение в широком смысле представляет собой антифеодальное движение периода становления капитализма (XVII-XVIII вв.), инициированное буржуазией и охватившее практически все европейские страны. Наиболее ярко идеология Просвещения проявилась в Англии, Франции и Германии.

В узком смысле Просвещение можно определить как борьбу с невежеством. До этой эпохи в обществе отсутствовало систематическое образование, и существовала опора на веру. Просветители провозгласили культ Природы и Разума. Теперь человек считает именно разум основой своего бытия и делает установку на объективность и понимание мира таким, каков он есть. Так происходит разделение и противопоставление объекта и субъекта. Формируется научная картина мира. Наряду с дальнейшей разработкой математики и механики усиленно развиваются физика, химия и биология. Выпускаются научные труды, журналы, ученые записки. Знания, полученные опытным путем, приобретают больший вес, т.к. преодолевают невежество.

Главное препятствие в развитии цивилизации просветители видели в католической церкви как защитнице старого режима. Поэтому они вели активную борьбу против религиозного фанатизма и церковной монополии на истинность в последней инстанции.

Просветители отстаивали идею общественного прогресса и учение об обусловленности характера человека средой. Одновременно с этим присутствовала вера в добрую природу человека. Подобные убеждения становятся господствующими и в правоведении. Право, основанное на Разуме, правовые принципы, выведенные из природы человека, ценятся превыше всего. Гарантом неотъемлемых прав личности выступает государство.



К тому же, абсолютизм становится просвещенным – монархи используют Идеи Просвещения для централизованной системы управления. Появляется Парламент, происходит разделение властей на исполнительную, судебную и законодательную.

Идеологи Просвещения были убеждены в том, что развитие разума, прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам Природы.

Мировоззренческой основой эпохи Просвещения становится рациональность, подкрепленная практицизмом, оптимизмом и гуманизмом.

В умах интеллигенции господствует деизм. Бог не отрицается, но его перестают видеть за каждым явлением в мире. Отсюда свобода изучения природы и ее законов без страха потревожить Бога. Вместе с этим возникает свобода мысли и критичность.

Оформляется новая система моральных ценностей, отличающаяся и от дворянско-аристократической этики, и от религиозных норм. Основополагающим становится принцип пользы, выдвинутый И. Бентамом. На индивидуальной пользе основывается добродетель. Герой нового времени – человек, всем обязанный самому себе. Ему присущи трезвость ума, нацеленность на реальную жизнь, трудолюбие, бережливость и точное соблюдение денежных обязательств. Богатство дает независимость.

В это же время формируется и космополитизм как отказ от национальной ограниченности. Главной характеристикой человека признается не этническая принадлежность, а просвещенность.

В связи с освоением других территорий возникает европоцентризм, провозглашающий превосходство европейской культуры над всеми другими.

Искусство становится преимущественно светским, наблюдается жанровое разнообразие. Двумя основными стилями эпохи являются классицизм и рококо. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность. Ориентируясь на античные образцы (простота, минимум деталей, симметрия), он фактически базировался на рационализме Декарта. Представлен трагедиями Корнеля и Расина (долг побеждает чувства), комедиями Мольера, картинами Пуссена, Ж.-Л. Давида, музыкой Гайдна, Бетховена, Моцарта. Теоретик – Буало.

Рококо стремится к освобождению от официоза классицизма, что выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам. Этот стиль ярче всего проявился в прикладном искусстве. Представители Ватто и Буше.

 

Французское Просвещение

Как мощное идейное движение стало набирать силу в 1740-е годы. Его представителями являются Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо. Их объединяли требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по происхождению. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. Крупнейшим культурным свершением в этом плане стала 35-томная «Энциклопедия». Способствуя совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее подчинили общественной пользе.

Теоретические поиски в разработке целостных представлений о мироздании и мировоззрения принимают вид свода готовых к употреблению, разбитых по статьям законов, регулирующих практически все стороны жизни. Социальные качества человека считаются столь же естественными, как и биологические.

В литературе представлено Бомарше.

Идеи Просвещения подготовили Великую французскую буржуазную революцию (1789-1794 гг.).

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, свойственных совр. цивилизации, осн. содержание к-рых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 40-х — нач. 50-х гг. XX в.; обычно считают, что она продолжается и сегодня, хотя в ряде исследований говорится о наблюдающемся затухании НТР, падении темпов научно-техн. прогресса.

Среди предпосылок НТР можно выделить две осн. составляющих: внутринаучную и социальную. Внутри-научные связаны прежде всего с достижениями точных и естеств. наук конца прошлого — начала нынешнего столетия, совпавшие по времени с активным развитием научного позитивизма. В этот период были открыты электрон, радиоактивные элементы, превращение химич. элементов, квантовая механика, неевклидова геометрия, теория относительности, фундаментальные клеточные процессы. Значит, успехи (обусловленные в первую очередь применением электричества) были достигнуты в развитии техн. средств, прежде всего в области транспорта, связи , военной техники. В этот же период, под влиянием позитивистских настроений в философии и методологии, произошло существенное методол. взаимообогащение наук, сформулированы точные основания математич. логики и логики суждений. Социальные процессы, обусловившие и сопровождавшие НТР, в основном вписываются в рамки общей теории модернизации. Становление развитых индустриальных об-в сопровождалось постепенной интернационализацией экономики, появлением разветвленных транснац. корпораций. Модернизационные социальные процессы, связанные с распространением демократии, построенной на универсалистской системе законов, повышением социальной мобильности, основанной на достижениях престижных личных статусов, появлением системы высокоспециализир. профессий, ростом уровня общего образования способствовали и значит, повышению статуса и престижа научной деятельности.

Анализируя развитие НТР, можно выделить ряд значимых характеристик, свойственных этому процессу:

— превращение науки в решающий фактор обществ. Развития.

— интефация производства, образования и управления на базе применения и распространения достижений науки и техники;

— интенсификация научных исследований, взаимообмена наук (как на внутринаучном, так и на межгос. уровнях), значит, усиление роли исследований прикладного характера;

— высокая степень интеграции науки и техники, обеспечивающая ускорение темпов техн. прогресса;

— комплексная автоматизация производства, активная замена ручного труда машинным, проникновение машинной техники во все сферы деятельности (вплоть до творчества);

— огромная роль информационных процессов, автоматизация и глобализация обмена информацией;

— ведущая роль гос-ва в планировании, организации и управлении научными исследованиями;

— повышение уровня общего и спец. образования, профилизация образования в соответствии с кадровыми потребностями науки и техники;

— усиление роли социальных наук и эффективности применения их исследования в практич. деятельности.

Осн. направлениями реализации НТР и научно-техн. деятельности стали: автоматизация производства и управления, открытие и использование новых видов энергии, создание материалов с заданными свойствами, освоение космоса, биотехнологии, электронные микротехнологии, глобальная автоматизация информ. процессов и создание глобальных средств массовой коммуникации, создание искусств, интеллекта. НТР стала катализатором и инициатором значит, модернизационных процессов в социокультурной сфере: урбанизации и формирования специфич. социокультурной среды городов-мегаполисов, интернационализации массовой культуры и средств массовой коммуникации, возрастанию межгос. сотрудничества в научно-техн. деятельности — явлений, в конечном счете свидетельствующих об глобальных интеграционных процессах в культуре. Преобразование индивидуальной и совм. деятельности людей в сторону интенсификации и унификации ее характера, высвобождение значительного количества свободного времени и человеческих ресурсов привели к существенным качественным изменениям в образе жизни современного человека.

Осуществился во всемирном масштабе переход от работы на себя, на собственном наделе, характерном для традиционного общества, к труду по найму, труду

в коллективе и под контролем. Окончательно сменился образ жизни широчайших слоев населения, в условиях массовой урбанизации кардинально изменились способы и формы восприятия человеком действительности. Появились огромные мегаполисы. Кардинально изменился

культурный мир человека, живущего в городских условиях. Перед ним раскрыт мир, наполненный тысячами соблазнов и услуг. Он получает гигантское количество

информации, до невиданных пределов расширяются социальные контакты, происходит частый поиск и смена работы, видов деятельности, изменяется ритм жизни, нарастают

стрессовые ситуации, существенно обновляются содержание и формы образования. Таким образом, большинство населения современного мира переселилось из тихих деревень, традиционных обществ в гигантские социокультурные системы, связывающие людей различных национальностей и культурных ориентации в единое целое. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления.

Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации со всеми плюсами и минусами. Учитывая все вышесказанное, сформулируем ряд ключевых ее особенностей. К ним относятся:

- тиражируемость. Это главная отличительная черта мидкультуры, поскольку традиционно культурная ценность или событие рассматривались как нечто уникальное, неповторимое, обладающее собственной "аурой". Практика технического воспроизводства стирает грань между копией и оригиналом, нивелируя его художественную ценность. Например, кич (дешевка, безвкусица, массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект), ставший символом массовой культуры, возник на рубеже XIX - XX вв. как промышленная имитация уникальных художественных изделий. Упадок ауры культуры связан не только с развитием новых технологий, но и соответствующих социальных потребностей: сделать культуру более доступной для "масс", приобщив их к культурным ценностям. Последнее неизбежно связано с трансформацией их статуса и забвением традиций. Культура превращается в вид индустриального производства, развивающегося в условиях и по законам рыночных отношений. Это накладывает отпечаток как на характер создаваемых культурных ценностей, так и на взаимоотношения человека и культуры;

- создание сложного и тонкого механизма манипулирования потребностями. Человек представлен в этом типе культуры прежде всего как потребитель. Социальная система все больше нуждается в людях как в потребителях, поэтому не только удовлетворяет нормальные человеческие потребности, но и создает искусственные, поддерживая иллюзию свободного выбора.

- медиативность (от слова "медиа" - средство сообщения). распространилось убеждение, что наибольшее влияние на человека оказывают не столько содержание, сколько способ и форма

- передачи информации. Перестав быть просто передаточным механизмом, медиа стали основным средством производства культуры. Безусловный лидер в этом - телевидение.

- акцент на всех проявлениях телесности, даже самых интимных.

- интеграция в повседневную жизнь, стремление "давать людям то, что они хотят". Массовая культура использует естественное стремление человека компенсировать эмоциональную монотонность будней. Она работает с "вечными" темами (желание любви, страх перед неведомым, жажда успеха, тяга к экзотике и чуду), создавая на их основе продукцию,

- рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию - как в сериале или детективе. Для массовой культуры характерен точный выбор адресатов-потребителей (возраст, пол, социальный статус, национальность и т.д.) и соответствующих предполагаемой аудитории художественных и технических приемов.

- создание новых условий для самовыражения и самореализации человека. Безграничные технические возможности, способность репродуцировать и популяризировать искусство, создавать на стыке традиционных, классических творческих методов и форм образной системы массового искусства талантливые произведения (примером может служить творчество писателей Т. Стоппарда, Э. Бёрджесса, режиссеров П. Гринуэя, К. Тарантино, Н. Михалкова), по-новому насыщать культурой среду обитания (дизайн, сложная бытовая техника, пропаганда различных техник и средств "окультуривания" тела) позволяют объединить "преисподнюю быта" с целостностью культуры. Обратной стороной этого процесса является неизбежная адаптация, усреднение, профанация содержания высокой культуры, игра с культурными традициями. В частности, в искусстве возникает жанр интеллектуального китча (вспомним, к примеру, фильм Н. Михалкова "Очи черные").

Таким образом, массовая культура, превращая общезначимые ценности и маргинальные художественные эксперименты в часть массового "наивного" сознания, способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя иллюзии, надежды и настроения, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

Признание за массовой культурой роли посредника стало сигналом начала нового этапа культурного развития, который окрестили "постмодерном" ("постсовременностью").

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.