Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок выбора темы реферата





Студент имеет право получить зачет по итогам собеседования (см. раздел 6. Вопросы на зачет).

  1. темы семинарских занятий

 

Семинарское занятие № 1.

Тема: История европейской культуры.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

 

  1. Что такое культурогонез?
  2. Какие формы культуротворчества возникли в первобытной эпохе?
  3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?
  4. Чем обусловлено многообразие религиозно-философских учений в Древней Индии?
  5. Почему античную цивилизацию называют колыбелью европейской культуры?
  6. Какие факторы сыграли решающую роль в упадке Рима? В чем выразился духовный кризис римского общества?
  7. Что составляло духовную основу средневековой культуры? В чем заключался высший идеал средневекового человека?
  8. Какой хронологический отрезок занимает культура Возрождения? Кто и когда ввел термин Renaissance и какое содержание вкладывалось в него?
  9. Перечислите основные доминанты культуры Возрождения.
  10. Что такое «Реформация»? Какова ее роль в становлении новой культуры?
  11. В чем заключалась специфика культуры эпохи Просвещения?

 



ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

  1. Культура Древнего Египта – стремление к бессмертию (особенности религии, отношение к смерти и бессмертию, культу фараона).
  2. Семь чудес света в эпоху Древнего мира.
  3. «Шумеры – первые в мире …» (важнейшие достижения и первооткрытия в области культуры у жителей Древней Месопотамии).
  4. Конфуцианство о человеке, культуре, обществе.
  5. Зарождение христианства и его влияние на древнеримскую культуру.
  6. Крестовые походы. Рыцарская культура.
  7. Основные архитектурные стили Средневековья (романский и готический стили) (на выбор студента).
  8. Художники-титаны Возрождения (на выбор студента).
  9. Художественный стиль барокко (особенности и каноны)
  10. Искусство и художественные стили XVIII в.: рококо, сентиментализм (на выбор студента).

 

Семинарское занятие № 2.

Тема: Место и роль России в мировой культуре.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Какие факторы оказали влияние на формирование культурно-исторического своеобразия России?
  2. Какие эпохи в истории России связаны с радикальной переоценкой культурных ценностей?
  3. Почему в Древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?
  4. Какие стороны языческого сознания претерпели коренное изменение под влиянием христианства, а какие – в меньшей степени? Почему?
  5. Какие отличительные черты присущи русскому зодчеству и живописи периода XIV – XV вв.?
  6. Как проявился процесс образования единого русского государства в развитии культурной жизни страны в XV – XVI вв.? Какие новшества появились в искусстве?
  7. Под влиянием каких исторических обстоятельств происходило становление культуры Московской Руси?
  8. Назовите основные достижения эпохи Просвещения в России.
  9. Назовите основные этапы развития отечественной культуры XIX – н. XX вв.
  10. Как развивалась отечественная культура в советскую эпоху?

 



ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Сохранившиеся памятники культуры Древней Руси и эпохи феодальной раздробленности (на выбор студента).

2. Культурные памятники допетровского периода (на выбор студента).

3. Реформы Петра I и их влияние на развитие на русской культуры.

4. Отечественная культура XIX – н. XX вв. (имена, произведения, научные достижения выдающихся деятелей этого периода) (на выбор студента).

5. Выдающиеся достижения советского искусства (на выбор студента).

 

 

3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная литература:

 

1. Константинова, С.В. История мировой и отечественной культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Константинова С.В.- Электрон. текстовые данные. – Саратов: Научная книга, 2012. – 159 с.



 

2. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 400 с.

 

3. Садохин, А.П. История мировой культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 975 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34438.- ЭБС <IPRbooks>

Дополнительная литература:

4. Бореев, Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история) [Электронный ресурс]: учебник/ Борев Ю.Б.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 495 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15496.- ЭБС <IPRbooks>

 

5. История и культура Древней Греции [Электронный ресурс]: энциклопедический словарь/ И.Е. Суриков [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Языки славянских культур, 2009.- 792 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14966.- ЭБС <IPRbooks>

 

6. Курило, Л.В. История архитектурных стилей [Электронный ресурс]: учебник/ Курило Л.В., Смирнова Е.В.- Электрон. текстовые данные.- Химки: Российская международная академия туризма, 2011.- 215 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14281.- ЭБС <IPRbooks>

 

7. Луков, В.А. История культуры Европы XVIII-XIX веков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Луков В.А.- Электрон. текстовые данные.- М.: Московский гуманитарный университет, 2011. – 80 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8607.- ЭБС <IPRbooks>

 

8. Панкин, С.Ф. История мировых религий [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Панкин С.Ф.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Научная книга, 2012. – 159 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6282.- ЭБС <IPRbooks>

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»,

НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Ссылки на ресурсы:

http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru - официальный сайт музея «Государственный Эрмитаж»

 

http://www.russianculture.ru

Портал «Культура России» (официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации)

 

http://www.shm.ru

Государственный исторический музей (официальный сайт)

 

http://gallerix.ru/#

Некоммерческий сайт Gallerix – виртуальный музей живописи

 

Список тем рефератов

 

1. Культура средневекового арабо-мусульманского Востока. Ее влияние на христианскую Европу.

2. Своеобразие японской цивилизации.

3. Культура колонистов Нового Света.

4. Материальная и духовная культура кельтов.

5. Историческое значение византийской культуры.

6. Культура Древнего Средиземноморья.

7. Культура древних цивилизаций Южной Америки.

8. Каноны красоты в локальных культурах древности.

9. Европейские монастыри как очаги средневековой культуры.

10. Великие географические открытия и их роль в развитии мировой культуры.

11. Олимпийские игры и их общекультурное значение.

12. Достижения и проблемы культуры в начале XXI в.

13. Проблемы сохранения культурной самобытности в XXI в.

14. Революционные перевороты в культуре.

15. Наука как культурный феномен.

16. Искусство как феномен культуры.

17. Мировые религии как феномен культуры.

18. Культура социальной группы (на выбор студента).

19. Кино как феномен культуры XX века.

20. Участие европейских архитекторов в храмовом и светском строительстве в Московском государстве.

21. Культурная атмосфера в России в конце XIX – начале ХХ вв.

22. Роль православия в становлении духовности русского народа.

23. Культура высших сословий (на примере дворянской культуры в Российской империи).

24. Великая Отечественная война в истории советской культуры.

25. Светский характер и «открытость» русской культуры ХVIII века.

26. Московский Кремль как символ объединенной Руси.

27. Советская культура в 1930-е годы: позитивные и негативные явления.

28. Славянские земледельческие обряды и языческие праздники.

29. Смена духовных ориентиров советского общества в 1985 – 1991 гг.

30. Социокультурные институты (структура, классификация и функции учреждений культуры). Межгосударственные органы управления культурой и роль ЮНЕСКО.

31. Проблема пола и отношений между полами в истории мировой культуры.

32. Контркультуры молодежи ХХ века (ценности, символы, влияние на господствующую культуру).

33. Современные модели культурных конфигураций западно-восточного культурного синтеза (на примере Южной Кореи).

34. Элитарная западноевропейская культура XX в.

35. Театральное искусство. Его роль в жизни древних народов и в современности.

36. Глобальная культура и мультикультурализм в конце ХХ века.

37. Современные модели культурных конфигураций западно-восточного культурного синтеза (на примере Сингапура).

38. Техника и ее роль в развитии культуры.

39. Реклама и ее роль в современной массовой культуре.

40. Традиционная духовная культура народностей Амура в XVII – начале ХХ вв.

41. Культура русского казачества на Дальнем Востоке в XVII – начале ХХ вв.

42. Развитие культуры и спорта на Дальнем Востоке СССР во второй половине XX в.

43. Традиционная культура народностей юга российского Дальнего Востока в XVII – начале ХХ вв.

44. Культурное развитие российского Дальнего Востока во второй половине XIX – начале ХХ вв.

45. Древнейшие культуры на территории российского Дальнего Востока.

46. Традиционно-бытовая культура народностей Крайнего Севера.

47. Памятники архитектуры городов российского Дальнего Востока.

48. Формы сохранения культурного наследия коренных народов российского Дальнего Востока в современных условиях.

49. Культурное строительство на советском Дальнем Востоке в 1922 – 1941 гг.

50. Культура спортивных клубов.

51. Карнавальная культура: история и современность.

52. Праздники как отражение культуры и самобытности народа.

52. Отражение ХХ века в искусстве.

53. Церемонии как элементы национальной культуры.

54. Пижоны, денди, стиляги – культурные герои своего времени.

55. Роль культурного наследия в формировании нации, государства, памяти.

56. Крым – перекресток культур.

57. Эволюция понятия «гламур» в культуре от XVII века до наших дней.

58. Досуговые субкультуры современного общества.

59. Экология человека (санитарно-гигиеническая культура).

60. Национальный костюм – художественное наследие народа.

Порядок выбора темы реферата

Каждый студент самостоятельно выбирает одну из предложенных тем, которые соответствуют последней цифре его зачетной книжке (см. таб­лицу).

 

Последняя цифра № зачетной книжки студента Номера тем рефератов
1, 11, 21, 31, 41, 51
2, 12, 22, 32, 42, 52
3, 13, 23, 33, 43, 53
4, 14, 24, 34, 44, 54
5, 15, 25, 35, 45, 55
6, 16, 26, 36, 46, 47
7, 17, 27, 37, 47, 57
8, 18, 28, 38, 48, 58
9, 19, 29, 39, 49, 59
10, 20, 30, 40, 50, 60

Требования к структуре, объему и содержанию реферата

 

Реферат – это краткий доклад в письменной форме по определенной проблеме; первичное осмысление и обобщение определенного объема информации. Цель реферата – показать, как осмыслена проблема.

Для реализации поставленной цели необходимо:

- определиться с темой реферата

- изучить литературу по выбранной теме

- собрать и обобщить материал

- составить план реферата

- написать реферат

- оформить реферат

Наиболее существенные черты реферата: информативность, объективность, полнота изложения (неискаженное фиксирование всех существующих положений оригинала), корректность в оценке материала.

Объем реферата – не менее 15 печатных страниц.

Обязательные разделы реферата:

1. Титульный лист.

2. Содержание, в котором указаны названия всех разде­лов и глав (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих раз­делов / глав в тексте.

3. Введение, объем которого составляет 1 – 2 страницы.

4. Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количе­ство и название которых определяются автором. В основной части должны быть раскрыты основные положения выбранной темы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя соб­ственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на при­веденные факты.

5. Заключение (1 – 2 страницы) содержит главные выводы, и итоги из текста основной части.

6. Список литературы содержит информацию о реально использо­ванной для написания реферата литературе; составляется согласно правилам библиографического описания.

7. Приложение может включать фотографии произведений искусства, репродукции картин, портреты деятелей культуры и т.п.

6. Контрольные вопросы для подготовки к зачету

1. Эволюция понятия «культура» в истории человечества и многозначность понятия.

2. Специфика становления культурологии как научной дисциплины.

3. Морфология культуры. Проблема структурирования культуры.

4. Язык и культура. Знаки и знаковые системы.

5. Культурная картина мира.

6. Типологизация культур (восточные и западные типы; этническая и национальная культура; региональная, локальная мировая культуры; массовая, элитарная, народная культуры).

7. Динамика культуры: источники и типы культурных изменений.

8. Символ и его функции в культуре.

9. Формы культуротворчества в первобытную эпоху.

10. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

11. Характерные черты античной культуры.

12. Культурные периоды в истории стран Западной Европы в средние века.

13. Культура западно-европейского Возрождения.

14. Стилевые и жанровые особенности искусства ХVII в.

15. Формирование культурных традиций на Руси в X – XII в.

16. Развитие культуры в русских княжествах в XII – XIV вв.

17. Культурное наследие России: Московское государство.

18. Культурная модернизации России при Петре I.

19. Золотой и серебряный век русской культуры.

20. Культура советской эпохи.

 


[1] К проверке допускаются только работы в печатной форме, распечатанные на одной стороне белого листа, формата А4. К проверке не допускаются работы-плагиаты и выполненные не по своей теме, т.е. с нарушением порядка выбора тем

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.