Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 5. Культура Древнего Рима





Культура античности

ГСЭ.Ф.04

Программа дисциплины

(Стандарт ПД.ОПД)

 

 

 

 

Екатеринбург

 

Утверждаю

Проректор

____________

В.П. Прокопьев

_____________

(дата)

 

Программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности Философия 030101

бакалавра, магистра по направлению Философия 030101

 

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины _______32______, в том числе:

Лекций ______16________________

Семинаров ________16___________

Контрольные мероприятия:

Зачет _______________

 

 

Автор: Немченко Л.М., к.ф.н., доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского государственного университета им. А.М. Горького

 

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры

от 01.02.06 № 8

 



 

(С) Уральский государственный университет

(С) __автор_Немченко Л.М., 2005

 

1.Раздел "КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ»

 

Темы и краткое содержание.

Тема 1. Периодизация античности.

Крито-микенская культура как почва античной культуры, ее связь с Ближним Востоком, Малой Азией и Египтом.

Понятие античности. Происхождение термина (antiq- древний). В культурологическом смысле слова под античностью понимают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Хронологические рамки античности - конец II тыс. до н.нэ - V в. н.э.

Гомеровский период: ХI-IX в.в. до н.э.

Колонизация западного побережиья Малой Азии. Эпос Гомера как историко-литературный документ. Реконструкция текста "Илиады": взаимоотношения Ахиллеса и Агамемнона как указание на разложение родо-племенных отношений. Взаимоотношения между богами и героями (принципы симпатии и антипатии). Формирование этнической общности эллинов на основе племен ахейцев, ионийцев, эолийцев, дорийцев.

Архаический период: VIII-VI в.в. до н.э.

Смена различных типов политической власти: от царской, аристократической к олигархической, а затем - к демократии. Образование полисов - городских гражданских общин. Общинный дух и индивидуализм.



Зарождение философских школ. Зарождение литературы: эпос, лирика. Эпическая поэзия Гомера. "Илиада" -история борьбы греков за Трою. "Одиссея" - повествование о десятилетнем путешествии и возвращении на родину Одиссея, героя Троянского мифологического цикла. Понятие художественной условности. Психологизм и пацифизм Гомера. Лирическая поэзия - гражданская лирика Феогнида, пейзажная лирика Алкмана, любовная лирика Анакреонта, Алкея, Сафо.

Скульптура как выражение представлений об идеальном человеке: куросы (юноши) и коры (девушки). Храмовая архитектура. Система архитектурных ордеров.

Классический период: V-30-е г.г.IVв.в. до н.э.

Победа греков в Персидских войнах. Афины - центр античной цивилизации. Расцвет философии и искусств. Особая роль античного театра в формировании граждан.

Эллинистический период: конец IV - II в.в. до н.э.

Утрата греками политической, военной и экономической автономии. Уничтожение полисной системы и становление империи Александра Македонского. Важнейшие эллинистические государства - Македония, Египет, государство Слевкидов (Сирия, Месопотамия, Палестина, иранские области), Пергам. Распространение и победа эллинской культуры в странах Востока.

Римский период: II в. до н.э.- V в. н.э.

Ассимиляция "плененной Греции" в римской культуре. Прагматичный характер отношения римлян к греческой культуре. Формирование имперского сознания и его особенности. Распад Римской империи.



ТЕМА 2. Античная картина мира (классический период).

Космос как центральное понятие античной картины мира. Чувственный космос как тело живого человеческого существа. Телесность (скульптурность) античной культуры. Специфика древнегреческой мифологии. Одушевленно-разумный космологизм. Античные боги как совершенные люди. Понятие "акмэ". Боги как акмэ. Антропоморфизм античных богов. Эстетичекая доминанта космоса. Понятие "технэ".

Представление о человеке в античной картине мира. Принцип мимезиса (подражания космосу посредством богов). Познавательные установки древних греков. Философия как "любомудрие". Образование и воспитание. Греческие гимнасии. 7 основных искусств - арифметика, геометрия, астрономия, диалектика, грамматика, риторика, музыка. Формирование всесторонне развитой личности. Принцип соревновательности. Принцип публичности. Фатализм. Особый характер древнегреческого фатализма и его связь с героизмом. Проблема судьбы - центральная проблема духовной жизни (Ананке, Мойра, Тюхе). Отношение к судьбе богов и людей. Страх богов и людей перед судьбой - особый тип древнегреческого демократизма. Трагедия как способ решения проблемы столкновения человека и судьбы. Формирование античного театра.

ТЕМА 3. Античный театр: происхождение и социальная роль

Предпосылки возникновения театра: особый характер античных богов, культ бога Диониса, дионисийские празднества, дионисийские оргии, народное собрание, создавшее психологическую готовность к коллективному обсуждению важнейших человеческих проблем. Театр как государственное дело. Роль архонтов в проведении театральных празднеств. Театр как важнейшая часть жизни города. Демократизм театра. Организация театрального действия. Особенности театрального пространства - скена, орхестра. Хор как главное действующее лицо античной трагедии. Актер и система масок. Особенности древнегреческой трагедии. Типы трагических конфликтов. Эсхил - родоначальник героической трагедии. "Прометей" как борец за справедливость. Софокл и трагедия слепого рока. "Царь Эдип" и понятие героя и жертвы, относительность границ между героем и жертвой, понятие трагической вины. Софокл о конфликте между государством и личностью ("Антигона"). Трагедии Еврипида о проблемах внутреннего разлада человека с самим собой. Роль богов в развитии конфликта в трагедиях Еврипида - "Ипполит". Непонимание "Медеи" современниками. Катарсис как назначение трагедии. Смысл и назначение комедии. Аристофан как родоначальник социально-критической комедии. Объекты критики Аристофана - война ("Лисистрата"), софистика - ("Облака"), проблемы государственного управления - ("Лягушки").

Театр как социализация. Воспитательная роль античного театра.

ТЕМА 4. Эллинизм как тип культуры

Формирование империи Александра Македонского. Идея создания единого мирового государства, попытка объединения западной и восточной культур.

Потеря независимости - доминанта мироощущения человека. Система ценностей эллинистического человека: утрата идеалов гражданственности, публичности, героизма, вместо этого - аполитичность, космополитизм, установка на незаметную жизнь. Умеренность - главная добродетель. Формирование ценности частной жизни. Обожествление власти.

Превращение философии из натурфилософии в практическую философию - этику. Стоики, скептики и эпикурейцы как воплощение новой системы ценностей.

Перенос центра эллинистической культуры в Египет. Александрия - новый тип города, построенного по генеральному плану. Александрия -место диалога культур. Мусейон как феномен культуры. Объединение усилий ученых мира и их результаты - деятельность Эвклида, Архимеда, Аристарха Самосского, географов, филологов (перевод Библии на древнегреческий - "превод 70-ти"). Александрийская библиотека как центр научно-исследовательского объединения.

Расширение предметного мира искусства - освоение житейских потребностей, частной жизни. Памятники эллинистической скульптуры - Венера Милосская, Камея Гонзага, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме, скульптурная группа "Лаокоон".

ТЕМА 5. Культура Древнего Рима

"Плененная Греция победила своего некультурного победителя" (Гораций). Солдатская община как основа формирования древнеримской системы ценностей. Долг (virtus) - центральное понятие в системе ценностей, основанное на дисциплине, уважении, строгости, твердости, серьезности. Борьба римлян с этрусками и италийскими племенами. Царский, республиканский и имперский периоды римской культуры. Военные и экономические победы римлян в столкновении с традиционной системой ценностей.

Становление имперского сознания. "Золотой век" Августа - от принципата к империи. Лицемерие как государственная политика. "Энеида" Вергилия - опыт создания государственной мифологии. Прагматичное отношение к греческому наследию.

Структуры повседневной жизни римлян: трапеза, баня, игры. Понятие "otium" и его символические формы. Зрелищность как важная черта римской культуры.

Рационализм и историзм римского сознания. Возникновение исторической науки и права. Особенности римского права. Зарождение античного романа как выражение исторического сознания. Ироничность римской литературы. Римский скульптурный портрет как воплощение исторического сознания.

Римская скульптура и архитектура как репрезентация культа императора. Римские инженерно-строительные сооружения. Город Рим как "столица мира".

Кризисное мироощущение Рима времен упадка империи. Распространение христианства как попытка преодоления кризиса метрополии и провинции.

Место античности в истории мировой культуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.