Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии оценивания заданий





Комплект

Контрольно-измерительных материалов

для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине

БИОЛОГИЯ

 

Камышинский филиал ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»

 

 

Камышин, 2013

 


Утверждаю

зам.директора по учебной работе

____________О.В. Боярова

«___»_______20__г.

Комплект

Контрольно-измерительных материалов

для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине

БИОЛОГИЯ

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

060501 Сестринское дело

Разработчики:

Камышинский филиал ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж» преподаватель высшей квалификационной категории Н. А. Гнидина

 

 

Рассмотрено на УМО № 2 «Общепрофессиональные дисциплины»

Протокол №____ от «___»________20__г.

Председатель УМО __________/Н. А. Гнидина

Общие положения

Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Биология»

КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена



2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Освоенные умения Усвоенные знания
- работать с микроскопом; - объяснять и доказывать научные факты; - владеть терминологией; - решать генетические задачи; - использовать знания в практике, навыки в новой ситуации. - строение и функции клетки, её химический состав; - обмен веществ и энергии в клетке; деление клетки; - формы размножения организмов; - эмбриональное и постэмбриональное развитие; - основные понятия генетики и селекции; - основные закономерности наследственности и изменчивости; - основные термины и понятия эволюции; факторы эволюции; эволюцию человека; - ученье о биосфере; - типы взаимоотношений организмов со средой.

 

3. Измерительные материалы для оценивания результатов освоения учебной дисциплины

 

Задания для проведения экзамена

Форма экзамена: устный – по билетам

Условия выполнения задания

1. Место выполнения задания: учебная аудитория



2. Максимальное время выполнения задания: на выполнение задания одному студенту отводится 20 минут

3. Источники информации, разрешенные к использованию на экзамене, оборудование: микроскоп, микропрепараты по темам, плакаты, колькулятор

Задания для экзаменующихся

Банк теоретических вопросов

1. Предмет и задачи биологии. История становления науки биология.

2. Основные свойства живой материи.

3. Уровни организации живого.

4. Гипотезы А.И.Опарина, гипотезы вечной жизни, самопроизвольного зарождения, креационализм и др.

5. Неклеточные формы жизни. Вирусы.

6. Неклеточные формы жизни. Бактериофаги.

7. Химические элементы (неорганические вещества: вода, соли, кислоты) в клетке, их значение. Гидрофильные и гидрофобные группы.

8. Органические соединения клетки. Углеводы: строение и свойства, классификация, функции

9. Краткая характеристика обмена углеводов в гетеротрофном организме (на примере организма человека).

10. Органические соединения клетки. Белки: строение, структура, свойства, функции.

11. Органические соединения клетки. Липиды: строение, классификация, функции.

12. Краткая характеристика превращений жиров в организмах.

13. Витамины. Классификация. Функции.

14. Гормоны. Функции в организме.

15. Ферменты. Строение. Принцип работы. Функции.

16. Нуклеиновые кислоты. Особенности строения молекулы, состав, свойства

17. ДНК. Структура свойственная молекулам ДНК, Молекула ДНК как носитель наследственной информации.

18. Синтез ДНК.

19. РНК. Сравнительная характеристика ДНК и РНК.

20. Наследственная информация реализация её в клетке. Транскрипция. Генетический код и его свойства.



21. Биосинтез белков на полисоме. Роль гормонов в регуляции транскрипции и трансляции у человека.

22. Клеточная теория.

23. Прокариотическая клетки.

24. Строение эукариотической клетки. Плазматическая мембрана.

25. Транспорт веществ через плазматическую мембрану. Пиноцитоз. Фагоцитоз.

26. Строение эукариотической клетки.

27. Строение эукариотической клетки. Одномембранные органеллы: ЭПС, комплекс Гольджи.

28. Строение эукариотической клетки. Одномембранные органеллы: лизосом, вакуоли.

29. Строение эукариотической клетки. Двумембранные органоиды: митохондрии, пластиды.

30. Строение эукариотической клетки. Немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, реснички и жгутики.

31. Строение эукариотической клетки. Ядро. (кариоплазма, ядрышки, хроматин)

32. Особенности строения клеток растений

33. Особенности строения клеток животных. Дифференциация клеток.

34. Хромосомы, их строение и роль в передаче наследственной информации.

35. Фотосинтез и его этапы.

36. Пластический обмен и его этапы.

37. Энергетический обмен и его этапы.

38. Гетеротрофные и автотрофные организмы.

39. Клеточный цикл. Подготовка клетки к делению.

40. Деление соматических клеток – митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза.

41. Амитоз, эндомитоз, политения.

42. Мейоз. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.

43. Сперматогенез и оогенез.

44. Строение половых клеток. Влияние вредных привычек на развитие половых клеток.

45. Бесполое размножение: амитоз, спорами, почкованием, вегетативное, фрагментация.

46. Половое размножение. Мейоз. Кроссинговер. Биологическое значение кроссинговера.

47. Оплодотворение у животных.

48. Половое размножение. Конъюгация. Копуляция. Изогамия. Анизогамия. Партеногенез.

49. Двойное оплодотворение у растений. Биологическое значение оплодотворения.

50. Онтогенез. Типы онтогенеза.

51. Эмбриональное развитие животных. Органогенез. Влияние на эмбрион факторов среды.

52. Периоды постэмбрионального развития человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды, алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений.

53. Прямое и непрямое развитие организмов.

54. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. История развития генетики.

55. Основные положения теории наследственности. Моногибридное скрещивание. (I, II, закон Менделя, анализирующее скрещивание, гипотеза чистоты гамет)

56. Полигибридное скрещивание (III закон Менделя). Наследование резус-фактора.

57. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование.

58. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия. Множественный аллелизм. Плейотропия.

59. Наследование признаков сцепленных с полом. Нарушение наследования в результате кроссинговера.

60. Наследование пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

61. Фенотипическая изменчивость.

62. Генотипическая изменчивость – мутационная и комбинативная.

63. Методы изучения генетики человека.

64. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.

65. Задачи современной селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

66. Генная инженерия на службе у медицины.

67. Основные положения теории Ч.Дарвина.

68. Доказательства эволюции.

69. Синтетическая теория эволюции.

70. Вид и его критерии. Видообразование.

71. Популяция – форма существования вида. Структура популяции.

72. Факторы эволюции.

73. Эволюционная роль мутаций.

74. Видообразование.

75. Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идиоадаптация общая дегенерация.

76. Развитие органического мира на Земле.

77. Положение человека в системе живого мира. Основные этапы развития человека.

78. Доказательства происхождения человека от животного.

79. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества. Единство человеческих рас.

80. Формы взаимоотношений между организмами.

81. Экология как наука. Факторы среды. Адаптация живых организмов к среде обитания.

82. Экологические системы, их смена и восстановление. Влияние деятельности человека на экосистемы.

83. Биосфера. Влияние антропогенного воздействия на биосферу и здоровье самого человека.

Банк задач

1. Легенда: Пробанд – мужчина, страдающий гемофилией. Две его старшие сестры, его младший брат и его родители имеют нормальную свертываемость крови. Два младших брата матери страдают гемофилией, а две ее младшие сестры здоровы. У ее первой сестры муж и сын здоровы. Бабушка и дедушка пробанда со стороны матери имели нормальную свертываемость крови. Постройте родословную. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка в браке со здоровой женщиной, в генотипе которой нет патологических аллелей?

2. Альбинизм общий наследуется как аутосомный рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1 : 20 000. Вычислите частоту гетерозигот в популяции.

3. Встречаемость людей с аутосомно-рецессивным признаком равна 0,18. Какова частота гомозиготных носителей доминантного аллеля..

4. Анализ популяции показал, что встречаемость людей, обладающих аутосомным рецессивным признаком, равна 0,5. Какова частота гетерозигот в этой популяции?

5. В популяции человека кареглазые люди составляют 51 %, голубоглазые – 49 %. Ген карих глаз доминирует над геном голубой окраски глаз. Определите, какой процент среди кареглазых людей составляют гомо- и гетерозиготы.

6. В популяциях русских встречаются следующие частоты групп крови: I – 0,33; II – 0,36; III – 0,23; IV – 0,08. Вычислите частоты генов, определяющих группы крови в системе АВО в данной популяции, если известны следующие генотипы групп крови:

I – генотип jоjo;

II – генотипы JАJА, JАjo;

III – генотипы JВJВ, JВjo;

IV – генотип JАJВ.

7. У мухи дрозофилы ген нормального цвета глаз (красный) доминирует над геном белоглазия, ген ненормального строения брюшка - над геном его нормального строения. Эти пары генов расположены в Х-хромосоме на расстоянии трех морганид. Определите вероятность различных гено- и фенотипов в потомстве от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки с самцом, имеющим нормальный цвет глаз и нормальное строение брюшка.

8. Ген окраски глаз у мухи дрозофилы находится в Х-хромосоме. Красные (нормальные) глаза (В) доминируют над белоглазием (в). Определите фенотип и генотип у потомства F1, если скрестить белоглазую самку с красноглазым самцом?

9. Ген Н детерминирует у человека нормальную свертываемость крови, а н - гемофи­лию. Женщина, гетерозиготная по гену гемофилии, вышла замуж за мужчину с нормальной свертываемостью крови:

а) определите фенотип и генотип детей, которые могут родиться от такого брака;

б) по какому типу происходит наследование признака?

10. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии рас­полагается в Х-хромосоме. Y-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благопо­лучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фе­нотипы детей от этого брака.

11. Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите вероят­ность рождения детей с дальтонизмом в семье, где жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет.

12. Женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением и дальтонизмом?

13. У человека доминантный ген Р определяет стойкий рахит, который наследуется сцеплено с полом. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготна по гену рахита?

14. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (в), а нормальное цве­товое зрение - его доминантным аллелем (В). Ген цветовой слепоты расположен в Х-хромо­соме. Y-хромосома не имеет соответствующего локуса и не содержит гена, контролирующего цветовое зрение:

а) Женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?

б) От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок, страдающий дальтонизмом. Определите генотипы родителей.

в) Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал дальтонизмом, вышла замуж замужчину с нормальным зрением. Установите вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.

15. Фрагмент молекулы белка миоглобина содержит аминокислоты, расположенное в следующем порядке: валин-аланин-глицин-тирозин-серин-глутамин. Напишите структуру участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот. Состав кодонов, кодирующих аминокислоты, приведен в таблице.

16. Фрагмент полипептидной цепи В-инсулина включает 8 аминокислот глицин-изолейцин-валин-глутамин-глицин-цистеин-цистеин-аланин. Напишите порядок расположения и состав кодонов в молекуле ДНК на участке, кодирующем полипептидную цепь.

17. Участок гена; кодирующего белок, состоит из последовательно расположенных нуклеотидов ААЦГАЦТАТЦАЦТАТАЦЦААЦЦАА. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи, закодированной в этом участке гена.

18. Участок гена, кодирующего одну из полипептидных цепей гемоглобина, состоит из кодонов следующего состава: АЦЦАТАГАЦЦАТГАА. Определите состав и последовательность аминокислот в полипептидной цепи.

19. У кроликов разные варианты окраски тела (распределение пигментированных темных пятен) контролируется четырьмя аллельными генами: С, С1, С2, С3. Ген С доминирует над остальными и обусловливает сплошную темную окраску тела, аллель с, определяет темную окра­ску лап, хвоста, ушей и носа (гималайская окраска), он рецессивен по отношению к гену С и доминантен по отношению к гену С2 и С3. Ген С определяет серую шиншилловую окраску; аллель С обуславливает белую окраску тела, т.е. полное отсутствие пигмента (альбинизм): а) Кролик со сплошной пигментацией, гетерозиготный по гену альбинизма, скрещен с гималайским кроли­ком, также гетерозиготным по гену альбинизма. Какой генотип и фенотип будет иметь потом­ство F1 от этого скрещивания? б) Школьники в живом уголке скрестили кроликов со сплошной темной окраской с гималайскими и получили 81 крольчонка. Из них 41 имел сплошную темную окраску, 19 были гималайскими и 21 альбинос. Определите генотипы родительских форм и по­томков.

20. Мать гетерозиготна, имеет А (П) группу крови, отец гомозиготен, имеет В (Ш) груп­пу крови. Какие группы крови возможны у их детей?

21. У мальчика О (I) группа крови, у его сестры АВ (IV). Определите группу крови и ге­нотип их родителей.

22. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного имеют О (I) и А (П) группы крови, родители другого - А (II) и АВ (IV) группы крови. Анализ показал, что дети имеют О (I) и АВ (IV) группы крови. Определите, кто чей сын.

23. Женщина, гетерозиготная по А(П) группе крови, вышла замуж за мужчину с AB(IV) группой крови. Какие группы крови будут иметь их дети?

24. От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потомства большого числа бра­ков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные, белые потомки, а также темные и светлые мулаты. Известно, что;2 пары генов обусловливают окраску кожи. Определите тип взаимодействия и генотипы родителей и потомков.

25. Рост человека контролируется несколькими парами не сцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Самые низкие люди - сочетание всех рецессивных генов - имеют рост 150 см, самые высокие - доминантные гены - 180 см.
а) Определите рост людей, гетерозиготных по всем 3-м парам генов роста.
б) Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста.
У них было четверо детей, которые имели рост: 165, 160, 155, 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.

26. У человека нормальный слух определяется комплементарными генами С и Е, один из видов врожденной глухоты - рецессивными аллелями этих генов с и е. От брака мужчины и женщины, страдающих глухотой, все дети имели нормальный слух. Определите генотипы ро­дителей.

27. У лошадей действие генов вороной и рыжей масти могут развиваться только при от-сутствии гена Д. Какое потомство по лучится при скрещивании серых лошадей СсДц х СсДц?

28. Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно, что бабушка больна, дедушка здоров, сестра бабушки больна, а брат здоров, прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны, прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.

29. Пробанд страдает легкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга здорова. Она имеет дочь также с легкой формой анемии. Мать и бабушка пробанда страдали этой же формой серповидноклеточной анемии, остальные сибсы матери и ее отец здоровы. У жены пробанда есть сестра, больная легкой формой анемии, вторая сестра умерла от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией, кроме того известно, что у отца было два брата и сестра с легкой формой анемии и что в семье сестры отца двое детей умерли от серповидноклеточной анемии. Определите вероятность рождения детей с тяжелой формой анемии в семье дочери пробанда, если она выйдет замуж за такого же мужчину, как ее отец.

30. Пробанд имеет белый локон в волосах надо лбом. Брат пробанда без локона По ли­нии отца пробанда аномалий не отмечено. Мать пробанда с белым локоном. Она имеет трех сестер. Две сестры с локоном, одна без локона. У одной из теток пробанда со стороны матери сын с локоном и дочь без локона. Третья тетка пробанда со стороны матери без локона имеет двух сыновей и одну дочь без локона. Дед пробанда по линии матери и двое его братьев имели белые локоны, а еще двое были без локонов. Прадед и прапрадед также имели белый локон на­до лбом. Определите вероятность рождения детей с белым локоном надо лбом, если пробанд вступит в брак со своей двоюродной сестрой, имеющей этот локон.

31. Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины правша, отец - лев­ша. У отца есть сестра и брат - левши и сестра и два брата - правши. У матери женщины есть два брата и сестра - все правши. Мать мужа - правша, отец - левша. Бабушка и дедушка со сто­роны матери и отца мужа нормально владеют правой рукой. Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.

32. У морских свинок вихрастая (розеточная) шерсть (Р) доминирует над гладкой (р), а черная окраска тела (В) над белой (в). Гомозиготная розеточная черная свинка скрещена с гладкошерстной белой свинкой:

а) какой генотип и фенотип будет у потомства F1 и F2;

б) какая часть розеточных черных особей потомства F2 будет гомозиготна по обоим признакам.

33. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?

34. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота - признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

35. У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании черных и серых мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина - черную:

а) определите генотипы родительских форм;

б) подчиняется ли наследование окраски тела дрозофилы законам Менделя?

36. Ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном, определяющим пятипалую конечность. В семье, где один из родителей пятипалый, а другой шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти:

а) можно ли ожидать рождения следующего ребенка так же с нормальным
строением кисти?

б) относится ли полидактилия к менделируюшим признакам?

37. У норок коричневая окраска меха (В) является доминантной по отношению к голубой (алеутской) (в). При скрещивании гомозиготных животных с коричневой окраской меха с алеутскими было получено 120 щенят F2.

Сколько типов гамет может образовать алеутская норка?

Сколько типов гамет образуют животные F1?

Сколько животных F2 имели голубую окраску ?

Сколько животных F2 имели коричневую окраску ?

Сколько разных генотипов может образоваться в F2?

38. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:

а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;

б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

39. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать - голубые глаза. От этого брака родился голубоглазый ребенок. Каковы генотипы всех упо­мянутых лиц? Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?

40. У человека близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (м), а карие глаза (В) над голубыми (в). Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи.

41. У человека ген наследственной глухонемоты определенного типа рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Глухонемая женщина вышла замуж за мужчину с нормальным слухом. Их ребенок глухонемой:

а) определите генотип женщины, ее мужа и ребенка;

б) наследуется ли этот признак по законам Менделя?

42. У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если:

а) родители гетерозиготны;

б) отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна в отношении владеть руками.

43. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками, но являются гетерозиготными по обоим признакам?

44. У человека косолапость (Р) доминирует над нормальным строением стопы (р), а нормальный обмен углеводов (О) над сахарным диабетом (о). Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов, вышла замуж за косолапого мужчину. От этого брака родилось двое детей, у одного из которых развивалась косолапость, а у другого - сахарный диабет:

а) можно ли определить генотип родителей по фенотипу их детей?

б) какие генотипы и Фенотипы детей еще возможны в данной семье?

45. У матери 0 группа крови, а у отца - В. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

46. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза Какого по­томства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?

47. Предполагают, что у человека волнистые волосы - доминантный признак. В семье трое детей: девочка Катя с прямыми волосами и два мальчика - Саша с прямыми волосами и кудрявый Миша. У матери этих детей, а также у ее родителей волосы прямые. Составьте родо­словную этой семьи и определите генотипы всех членов семьи

48. У мальчика 0 группа крови, а у его сестры - АВ. Что можно сказать о группах крови и генотипах их родителей9

49. Можно ли исключить отцовство, если мать имеет группу крови А, а ребенок - группу крови А, предполагаемые отцы.- группы крови 0 и АВ?

50. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на каре­глазой женщине, отец которой имел карпе, а мать - голубые глаза. От этого брака родился го­лубоглазый ребенок. Каковы генотипы всех упомянутых лиц9 Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?

51. . От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потомства большого числа бра­ков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные, белые по­томки, а также темные и светлые мулаты. Известно, что 2 пары генов обусловливают окраску кожи. Определите тип взаимодействия и генотипы родителей и потомков

52. Пусть гены С, Д, Е лежат в одной хромосоме в указанном порядке, причем процент перекреста между С и Д - 8, а между Д и Е - 25. Каково расстояние между генами С и Е ?

53. Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: А-Г-Г -Ц-А-Т-Т-Ц-Г-Ц-Г-А. Напишите последовательность нуклеотидов во второй цепочке Произведите транскрипцию и трансляцию генетической информации Как изменится состав и последовательность аминокислот в синтезируемом белке, если в данной цепочке ДНК произойдет мутация - вставка нуклеотида Г между шестым и седьмым нуклеотидами.

54. Классическая гемофилия наследуется как рецессивный признак. Ген гемофилии располагается в Х-хромосоме. Y-хромосома не содержит гена, контролирующего свертываемость крови. Девушка, отец которой страдает гемофилией, а мать здорова и происходит из благополучной по гемофилии семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.

55. .Одна из цепочек ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: Т-А-А-Ц-А-А-Г-Г-А-Т-Т-Ц. Постройте комплементарную цепочку молекулы ДНК и и-РНК на данной пеночке. Укажите последовательность аминокислот в белке, синтезируемом на и-РНК

56. Фрагмент молекулы миоглобина содержит аминокислоты, расположенные в сле­дующем порядке: валин-аланин-глицин-тирозин-серин-глутамин. Напишите структуру участка молекулы ДНК, кодирующего эту последовательность аминокислот. Состав кодонов, коди­рующих аминокислоты, приведен в таблице.

57. Нормальные в отношении зрения мужчина и женщина имеют:

Сына дальтоника, имеющего дочь с нормальным зрением

Дочь с нормальным зрением, имеющую двух сыновей, один из которых дальтоник.

Дочь с нормальным зрением, пять сыновей которой не дальтоники
Каковы вероятные генотипы родителей, детей и внуков?

58. Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Самые низкие люди - сочетание всех рецессивных генов имеют рост 150 см, самые высокие - доминантные гены - 180 см

а) Определите рост людей, гетерозиготных по всем трем парам генов роста.

б) Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста.

У них было четверо детей, которые имели рост: 165, 160, 155, 150 см. Определите геноти­пы родителей и их рост.

59. Всемье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющими­ся волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

60. У морских свинок вихрастая (розеточная) шерсть (Р) доминирует над гладкой (р), а черная окраска тела (В) над белой (в). Гомозиготная розеточная черная свинка скрещена с глад­кошерстной белой свинкой:

а) какой генотип и фенотип будет у потомства F1 и F2;

б) какая часть розеточных черных особей потомства F2 будет гомозиготна по обоим признакам.

61. Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношений этих Двух признаков следует ожидать от этого брака?

62. Всемье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вью­щиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющими­ся волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота - признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

63. Ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном, определяющим пятипалую конечность. В семье, где один из родителей пятипалый, а другой шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти:

а) можно ли ожидать рождения следующего ребенка так же с нормальным строением кисти?

б) относится ли полидактилия к менделирующим признакам?

64. У норок коричневая окраска меха (В) является доминантной по отношению к голубой (алеутской) (в). При скрещивании гомозиготных животных с коричневой окраской меха с алеутскими было получено 120 щенят F2.

Сколько типов гамет может образовать алеутская норка?

Сколько типов гамет образуют животные F1?

Сколько животных F имели голубую окраску?

Сколько животных F имели коричневую окраску?

Сколько разных генотипов в может образоваться в F2?

65. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип и фенотип потомства от скрещивания:

а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной;

б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

66. Черная кошка тети Лизы родила котят: черных котиков и трехцветных (черепаховых) кошечек. Подозревать в отцовстве тетя Лиза могла лишь одного кота - рыжего Фому. Но рыжих котят не было. Черные, понятное дело, в кошку-маму. А вот откуда трехцветные, хозяйка загадочной животины понять не могла. Поэтому все списала на плохую экологию. Права ли тетя Лиза?

67. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные плоды, а у второго белые ягоды и усы отсутствуют, гибриды первого поколения имеют усы и розовые ягоды. Можно ли вывести сорт с розовыми ягодами и без усов. Предложите способ размножения такого сорта.
Подсказка: сорт - чистая линия; нужно выбрать скрещивание с наименьшим количеством возможных генотипов (анализирующее).

68. . У матери 1 группа крови, у отца - 4. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

69. На одного ребенка резус-отрицательного и с группой крови О претендуют две родительские пары: а/ мать резус-отрицательная с группой крови О, отец резус-положительный с группой крови А; б/ мать резус-положительная с группой крови А, отец резус-положительный с группой крови АВ. Какой родительской паре принадлежит ребенок?

70. У соседей тети Лизы живет мексиканский дог Дон Жуан. В городе есть три собаки этой породы, и Дон Жуан, единственный представитель сильной половины, давно стал многодетным папашей. Однажды расстроенная соседка рассказала тете Лизе, что друзья семьи, вырастив породистую мексиканскую догиню, предложили познакомить с ней Дон Жуана. Но часть щенков родились без шерсти и вскоре умерли. Знакомые во всем обвинили дога. Тетя Лиза невозмутимо заявила: ' В Америке свои 'Четыре свадьбы и одни похороны', а у нас свои',- и невозмутимо повела Жуанчика гулять. Кто виноват в гибели щенков?

71. Альбинизм у растений связан с отсутствием пигмента хлорофилла и определяется рецессивным геном с. Могут ли существовать растения с генотипом сс ? Ответ поясните. Составьте схему скрещивания кукурузы с генотипами Сс. Какое количество проростков погибнет в посеве, сделанном полученными семенами?
73. Как изменится расщепление по фенотипу у гибридов второго поколения, если при дигибридном скрещивании растений с генотипами ААвв и ааВВ гамета АВ окажется нежизнеспособной.

72. Предположим, что скотовод создает большое стадо шортгорского скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять рыжие, белые и чалые животные? Рыжая окраска определяется рецессивным геном, белая - доминантным, а чалая развивается у гетерозигот.

73. У овец некоторых пород среди животных с ушами нормальной длины (длинноухие) встречаются и полностью безухие. При скрещивании длинноухих между собой, а также безухих между собой получается потомство, сходное по этому признаку с родителями. Гибриды же между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получится от скрещивания таких гибридов между собой и при скрещивании их с безухой особью?

74. В родильном доме в одну ночь родились четыре младенца с группами крови О, А, В и АВ. Группы крови четырех родительских пар были: 1/ О и О; 2/ АВ и О; 3/ А и В; 4/ В и В. Если допустить, что детей могли перепутать, можно ли их распределить по законным родителям?

75. Весной, думая о том, чтобы такое необременительное посадить на компостной куче, чтобы ее прикрыть, тетя Лиза вспомнила о семенах, полученных из злополучных белых тыкв. Но если в прошлый раз тетя Лиза пила валерьянку, то, собирая новый урожай, она торжествовала. На куче созрело 12 белых, 3 желтых и 1 зеленая тыква. Тетя Лиза все приписала чудодейственной силе компоста и всерьез стала подумывать о дальнейших экспериментах. Получит ли она красные огурцы?

76. Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А_В_ имеют черную масть, при генотипе А_вв - рыжую, при генотипе аавв - светло-желтую. Черный кокер-спаниель был скрещен со светло-желтым. Родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от скрещивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

77. От скрещивания двух пород кур с белым оперением гибриды F1 оказались тоже белые, а в F2 получилось 650 белых и 150 окрашенных цыплят. Сколько типов гамет образует гибрид F1? Сколько разных генотипов среди цыплят F2? Сколько белых цыплят полностью гомозиготны? Сколько разных генотипов среди окрашенных цыплят F2? Сколько окрашенных цыплят полностью гомозиготны?.

78. Окрыленная тыквенным успехом, тетя Лиза развернула бурную деятельность по разведению тыкв. Она посадила тыквы с шаровидными плодами и приготовилась удивляться. Тыквы не обманули ее надежд и уродились дисковидными. Тыквы, выросшие из семян этих плодов, превзошли все ее ожидания: 18 тыкв получились дисковидными, 12 - шаровидными и 2 имели удлиненную форму. Лиза ликовала. Объясните тете Лизе причину тыквенных превращений, пока она не стала завозить материалы для пьедестала.

79. Способность образовывать самоукореняющиеся побеги ('усы') характерна для многих растений, в том числе для земляники. Степень проявления этой способности зависит от совместного действия двух доминантных генов(С,Д). Определите по генотипам растения, способные образовывать 'усы'. Укажите их номера: 1/ ССДД; 2/ ссДД; 3/ ССдд; 4/ СсДД; 5/ СсДд; 6/ССДд; 7/ ссДд.

80. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы получено потомство нормальной высоты. Во втором поколении от скрещивания растений нормальной высоты -450; карликовых - з50. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты, и напишите схему скрещивания, введя соответствующие генетические символы.

81. При скрещивании растений льна с белой и голубой окраской цветков в первом поколении все потомство получилось с голубыми цветками, а во втором на 9 растений с голубыми цветками пришлось 3 - с розовыми и 4 - с белыми. Определите тип наследо

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.