Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень вопросов к зачету





Методические рекомендации

по дисциплине

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

для заочного отделения

для специальностей 080501 «Менеджмент» 080302 «Коммерция»

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

  Одобрена Методической комиссией по общепрофессиональным дисциплинам по специальностям 080501 «Менеджмент» ( по отраслям), 100701 «Коммерция» (по отраслям) «____» _________2012 г.   Председатель _________________ Т.А. Семёнова   Составлена в соответствии государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности менеджмент и коммерция   Зам. директора по учебной работе _______________В. А. Маркина

 

 

Составитель: Осетрова Т.П. – педагог-психолог ГБОУ СПО «НЭПК»

 

Введение

 

Методические рекомендации предназначены в помощь студентам заочного отделения при выполнении контрольных работ и подготовке к зачету по дисциплине «Этика и психология деловых отношений». Контрольная работа выполняется самостоятельно с использованием рекомендованной литературой, как основной, так и дополнительной и фактической, взятого по месту работы студента.



Каждый студент выполняет вариант контрольной работы, совпадающий с последней цифрой по списку (студенты, имеющие последнюю цифру ноль, выполняют вариант 10). В каждый вариант входят два вопроса. Первый вопрос теоретический, второй – теоретико-исследовательский или практический.

Варианты контрольной работы предназначены для студентов заочного отделения по дисциплине «Этика и психология деловых отношений».

Также в методической разработке представлены основные темы, изучаемого курса, вопросы к зачету, и темы контрольных работ. В конце указан список рекомендуемой литературы.

 

Тематический план изучения дисциплин

Наименование разделов и тем Часы
Раздел 1. ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ Тема 1.1. Основные представления о профессиональной и общечеловеческой этике.    
Тема 1.2. Общие этические принципы и характер делового общения в рабочей группе.
Тема 1.3.Профессиональный этикет: представления, приветствие, правила хорошего тона.
Тема 1.4. Внешний облик и манеры делового человека.  
Раздел 2. Психология общения в профессиональной деятельности. Тема 2.1. Общие представления об общении: понятие, виды, функции, стороны.    
Тема 2.2. Формы делового общения. Деловая беседа
Тема 2.3. Правила ведения переговоров и совещаний.
Итоговое занятие. Зачет

 



Содержание учебной дисциплины

 

РАЗДЕЛ I. ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

Тема 1.1 Основные представления об общечеловеческой и этике профессиональной

 

Этика как философская наука о морали; нравственности. Нормы морали и их идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах.

Профессиональная этика как совокупность специфических моральных требований, связанных с особенностями различных профессий, выработанных в определенной профессиональной деятельности. Место профессиональной этики в общей системе нравственности. Профессиональная этика делового человека как своеобразный этический кодекс, включающий такие нравственные качества как честность, порядочность, свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость.

 

Тема 1.2 Общие этические принципы и характер делового общения в рабочей группе.

 

Зависимость успеха делового общения от этических норм и принципов, используемых руководителем по отношению к своим подчиненным (как и на основе чего даются распоряжения, в чём выражается служебная дисциплина, критика и поощрение подчиненных). Определение культуры профессионального поведения руководителя как совокупность интеллекта, эрудиции, широты интересов, общего уровня образования и воспитания.



Основные нормы и принципы, которыми должны руководствоваться подчиненные в отношении к своему руководителю и между собой.

 

Тема 1.3. Профессиональный этикет. Этикет представлений, приветствий, правила хорошего тона.

Этикет как историческое явление. Изменение правил поведения людей в связи с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной связи. Роль общественного прогресса во взаимопроникновении правил поведения, обогащения культур. Виды этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека.

Правила приветствия в деловой сфере. Представление как важнейший элемент вежливости в деловой жизни. Краткий обзор определенных норм в различных вариантах представления (низшего должностного лица высшему, младшего по возрасту старшему, мужчину женщине и т.д.).

Визитная карточка как обязательный атрибут при установлении деловых контактов с партнерами и клиентами. Виды визитных карточек, правила вручения.

Различные способы организации рабочих мест в служебном помещении. Требования делового этикета к кабинету руководителя. Рабочее место рядового сотрудника. Влияние организации служебных помещений и рабочих мест на этику деловых отношений в коллективе.

 

 

Тема 1.4 Внешний облик и манеры делового человека.

 

Значение внешнего облика, манер поведения при восприятии человека человеком. Деловая одежда. Выбор стиля деловой одежды. Особенности выбора одежды для работы, для деловых переговоров, для торжественных мероприятий. Знаки элегантности одежды. Дополнения к одежде. Ошибки и промахи во внешнем виде делового мужчины и деловой женщины, хорошие манеры делового человека, что не принято в обществе.

 

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема 2.1 Определение понятия общения. Содержание, функции, типы общения.

 

Общение как реализация системы общественных межличностных отношений. Значение общения для развития индивида. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии воздействия, восприятия и понимания друг друга. Функционально-ролевое, межличностное, деловое общение.

Коммуникативная сторона общения как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации. Диалог как форма общения. Виды и техники слушания партнера по общению.

Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизм социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах.

Интерактивная сторона общения как организация взаимодействия между индивидами. Анализ своих действий в общении. Анализ ситуаций в зависимости от позиций, занимаемых партнерами.

Тема 2.2 Формы делового общения. Деловая беседа.

 

Понятие деловой беседы. Система подготовки к беседе. Структура деловой беседы и её содержание. Техническая подготовка беседы. Начало беседы (цели, приемы начала беседы, рекомендации, возможные трудности в начале беседы). Передача информации в начале беседы (цели, техника передачи информации, техника постановки вопросов, искусство слушать). Аргументация (цели, техника и тактика аргументации). Нейтрализация замечаний собеседников. Принятие решений и завершение беседы.

Телефон как средство рациональной работы делового человека. Рекомендации по ведению деловых телефонных разговоров (подготовка, планирование, приемы ведения, завершение). Основные правила телефонного этикета вообще и мобильного телефона в частности.

 

 

Тема 2.3 Деловое совещание и переговоры

 

Деловое совещание как способ открытого коллективного общения тех или иных проблем и вопросов. Роль коллективного обсуждения как формы делового разговора, раскрытия творческого потенциала каждого из участников. Виды совещаний, подготовка и этапы ведения. Умение вести дискуссию. Наиболее характерные типы участников деловых обсуждений.

 

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Назовите основные этические принципы и характер делового общения в рабочей группе.

2. Какие механизмы работают при восприятии и понимании человека.

 

Вариант 2

1. Этический кодекс. Виды этических кодексов.

2. Приемы манипулирования, которые используют в деловых кругах в процессе общения.

 

Вариант 3

1. Способы разрешения конфликтов в трудовых коллективах.

2. Грамотно составьте свое резюме с целью трудоустройства.

 

Вариант 4

1. Назовите основные правила ведения деловой беседы.

2. Опишите, какие этические требования предъявляются к сотрудникам Вашего трудового коллектива.

 

Вариант 5

1. Опишите правила делового общения по телефону.

2. Дресс-код. Деловой стиль мужчин и женщин. Применяются ли эти требования к сотрудникам Вашей организации, и каким образом.

 

Вариант 6

1. Для чего нужна визитная карточка в деловых кругах? Приведите примеры индивидуальной визитной карточки и визитной карточки целой организации.

2. Формы и правила ведения переговоров.

 

Вариант 7

1. Из каких компонентов состоит имидж? Образ делового человека.

2. Что такое активное слушание и как его использовать?

 

Вариант 8

1. Этикет приветствий и представлений.

2. Какие правила существуют при публичном выступлении?

 

Вариант 9

1. Этикет рабочего места и служебного помещения.

2. Формы столов и влияние расположения собеседников во время переговоров.

 

Вариант 10

1. Использование невербальных средств общения в деловой беседе.

2. Опишите корпоративную культуру Вашей организации.

 

 

Перечень вопросов к зачету

1. Понятие профессиональной и общей человеческой этике.

2. Общие этические принципы делового общения.

3. Этика делового общения «сверху-вниз».

4. Этика делового общения «снизу-вверх», «по горизонтали».

5. Понятие общения, виды общения.

6. Вербальные и невербальные средства общения.

7. Способы восприятия человеком в процессе общения.

8. Механизмы перцепции: эпатия, рефлексия, идентификация и др.

9. Взаимоотношения в рабочем коллективе. Интеракция.

10. Конфликты в профессиональной деятельности. Способы разрешения.

11. Правила ведения деловой беседы.

12. Правила проведения совещания.

13. Ошибки в проведении совещаний.

14. Правила общения по телефону, через интернет.

15. Этикет приветствий и представлений.

16. Имидж делового человека.

17. Самопрезентация, как презентовать себя при трудоустройстве.

18. Правила делового общения по телефону.

19. Психологические аспекты полемики, дискуссии

20. Этикет организации рабочего места.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Алехина И.Я. Имидж и этикет делового человека . – М,:ДЖело, 2001г.

2. Андреева Г.Н. Социальная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416 с.

3. Архангельская М.Д. Бизнес этикет или игра по правилам. – М.: Изд-во Эксмо, 2002г.

4. Бородина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА – М, 1998г.

5. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений . – М.: Финансы и статистика, 2001 г.

6. Все об этике – Р-на-Д.:Феникс, 1994 г.

7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений – М.:ИНФРА-М, 2002 г.

8. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 352 с.

9. Мириманова М.С. Конфликтология: - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.

10. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.

11. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 672 с.

13. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. – 400 с.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.