Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа 2. Анализ глазо-сердечного рефлекса.





Стоматологический факультет, 1 курс

Раздел «Физиология центральной нервной системы»

Учебно-методическое пособие к занятию 3

Тема занятия: Физиология вегетативного отдела нервной системы. Исследование вегетативных рефлексов у человека. Роль отделов головного мозга в регуляции вегетативных функций.

Цель занятия:Изучить особенности организации и функции вегетативного отдела нервной системы на примере некоторых вегетативных рефлексов.

Медицинское значение: Эфферентный отдел нервной системы, который обеспечивает иннервацию и регуляцию гладких миоцитов внутренних органов, кардиомиоцитов, желёз и некоторых тканей называется вегетативным. Изучение функций вегетативного отдела необходимо для понимания общих принципов регуляции деятельности внутренних органов, для выяснения роли вегетативных рефлексов в обеспечении гомеостаза и формировании поведенческих актов. Анализ вегетативных компонентов поведения помогает врачу оценить адаптационные возможности организма и найти пути компенсации нарушенной функции. Знание особенностей вегетативной иннервации и вегетативных синапсов позволяет правильно использовать для профилактики и лечения фармакологические препараты, корректирующие активность адренергических и холинэргических систем организма.



 

Для достижения поставленной цели необходимо самостоятельно:

Повторить:

1. Анатомическое и гистологическое строение вегетативного отдела нервной системы.

2. Структурно-функциональную характеристику нервных волокон и синапсов.

Изучить литературу:

Основную:

1. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология: учебник / в 3 томах/ / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: Изд. Центр Академия, 2006

2. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина. –1998. – Т. 1. – С. 165-172.

3. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 158-179.

4. Презентации лекций по теме.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. – С. 116-128.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – Т. 2. – С. 343-384.



3. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. – М.: Медицинское информационное агентство, 2002. – С. 229-260.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Общую характеристику вегетативного отдела нервной системы:

  • особенности рефлекторных дуг, медиаторов, исполнительных органов, организацию афферентного звена вегетативных рефлексов;
  • понятия «тонус вегетативных центров», «трофическое влияние» вегетативных нервов.

2. Морфо-функциональную характеристику симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы:

· локализацию центров в спинном мозге и стволе головного мозга;

· функциональную характеристику вегетативных ганглиев: виды медиаторов, модуляторов, особенности распространения возбуждения в ганглиях.

· структурно-функциональную характеристику преганглионарных и постганглионарных волокон;

· механизм передачи возбуждения на органы: медиаторы, виды рецепторов к медиатору;

· симпатические и парасимпатические влияния на деятельность внутренних органов.

3. Понятие о метасимпатическом отделе вегетативной нервной системы. Характеристику вегетативных ганглиев как периферических центров регуляции, особенности свойств. Понятие о периферических рефлексах, рефлексах с укороченной рефлекторной дугой.

4. Роль высших центров головного мозга в регуляции вегетативных функций:

· вегетативные центры ретикулярной формации ствола и их значение;

· характеристику гипоталамуса как высшего подкоркового вегетативного центра: отделы и центры гипоталамуса и их функции.



· роль мозжечка в координации вегетативных реакций.

· структурно функциональную характеристику лимбической системы. Значение лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

5. Сравнительную структурно-функциональную характеристику симпатического и парасимпатического отделов. Понятие о синергизме и относительном антагонизме их влияний.

6. Сравнительную структурно-функциональную характеристику соматического и вегетативного отделов нервной системы. Понятие о вегетативном обеспечении двигательных реакций.

Уметь:

1. Формулировать определения всех изученных понятий, давать развёрнутые ответы на вопросы раздела «знать».

2. Исследовать сомато-висцеральные симпатические и парасимпатические рефлексы человека. Объяснять локализацию высших и низших центров рефлекторных дуг, влияния на эффекторы.

3. Рисовать рефлекторные дуги симпатических и парасимпатических рефлексов с указанием их звеньев и медиаторов.

4. Давать сравнительную характеристику соматического и вегетативного, симпатического и парасимпатического отделов нервной системы.

5. Использовать знания о закономерностях изученных механизмов при ответах на тестовые задания, решении ситуационных задач, обсуждении результатов опытов.

При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:

1-2. Оформите протокол исследования вегетативных рефлексов человека.

3. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика соматического и вегетативного отделов нервной системы»

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика соматического и вегетативного отделов нервной системы

 

Сравниваемый показатель Отделы нервной системы
Соматический Вегетативный
Виды и расположение центров в мозге    
Виды и расположение центров за пределами мозга    
Минимальное количество нейронов в рефлекторной дуге    
Схема рефлекторной дуги с минимальным количеством нейронов с обозначением типа эфферентных волокон, медиаторов, эффекторов.    
Возможность сознательной регуляции    
Влияния на органы    

 

4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы»

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы

 

Сравниваемый показатель Отделы нервной системы
Симпатический Парасимпатический
Виды и расположение центров в мозге    
Двигательные ганглии    
Минимальное количество нейронов в рефлекторной дуге    
Схема рефлекторной дуги с минимальным количеством нейронов с обозначением типа эфферентных волокон, медиаторов.    
Органы мишени    
Эффект стимуляции    
Механизмы регуляции    

 

5. Перечислите основные центры гипоталамуса и укажите их функции

 

Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:

См. приложение 2.

Для контроля усвоения материала проанализируйте решения ситуационных задач: см приложение 3.

Организация самостоятельной работы на занятии:

Входной тест.

2. Практические работы:

Работа 1. Просмотр учебного видеофильма «Физиология вегетативной нервной системы».

После просмотра фильма в протоколе:

1. Укажите, какой из вегетативных отделов имеет высокий тонус в покое, в состоянии напряжения?

2. Кратко опишите опыты, которые продемонстрировали эффекты симпатических и парасимпатических рефлексов на исполнительные органы.

3. Определите понятие «метасимпатическая нервная система». Нарисуйте схему рефлекса с укороченной рефлекторной дугой; перечислите медиаторы и модуляторы, обнаруженные в вегетативных ганглиях.

Работа 2. Анализ глазо-сердечного рефлекса.

Сердце иннервируется парасимпатическим (блуждающим) и симпатическим нервами, которые постоянно оказывают тонические влияния на его деятельность. Усиление влияний блуждающего нерва вызывает брадикардию (снижение частоты сердечных сокращений). Симпатические влияния на сердце проявляются в тахикардии (повышении частоты сердечных сокращений). У здоровых людей в покое тонические влияния блуждающего нерва на сердце преобладают, что смещает значение частоты к более низким цифрам. В норме частота работы сердца у человека в условиях покоя находится в пределах 60-80 ударов в минуту. Глазо-сердечный рефлекс усиливает влияния блуждающих нервов на сердце, поэтому при нормальном парасимпатическом тонусе наблюдается снижение частоты на 4-12 ударов в минуту. При повышенном тонусе блуждающего нерва частота работы сердца уменьшается более, чем на 12 ударов в минуту. При сниженном парасимпатическом тонусе или повышенном симпатическом тонусе имеет место слабая брадикардия (снижение числа сердечных сокращений меньше, чем на 4 удара за минуту) или изменения частоты отсутствуют, или развивается тахикардия. При сильном надавливании на глазные яблоки повышается тонус симпатических нервов, и частота сердечных сокращений увеличивается.

Работа проводится на студентах. Для работы необходимы часы с секундной стрелкой.

Методика работы: у испытуемого в покое определяют по пульсу число сердечных сокращений за 20 с: а) до надавливания на глазные яблоки; б) сразу после умеренного надавливания на глазные яблоки в течение 15-20 сек большим и указательным пальцем; в) через 5 мин после прекращения надавливания. Данные о частоте пульса за одну мин вносят в таблицу:

 

Испытуемый Число сердечных сокращений за 1 мин
  В покое При надавливании Через 5 мин
       

 

Сравните полученные результаты у нескольких испытуемых и оцените тонус вегетативных центров в покое.

Нарисуйте рефлекторную дугу глазо-сердечного рефлекса: тактильные рецепторы глазного яблока, тройничный нерв, чувствительный ганглий тройничного нерва (за пределами мозга), чувствительное ядро тройничного нерва, двигательное ядро блуждающего нерва, блуждающий нерв (преганглионарное волокно и постганглионарное волокно), сердце. Подпишите части дуги, укажите силу воздействия, необходимую для включения рефлекса, обозначьте расположение ганглия и медиатор на органе. Отметьте испытуемых, у которых проявился глазо-сердечный рефлекс. Назовите отдел гипоталамуса, усиливающий парасимпатические рефлексы.

Нарисуйте рефлекторную дугу симпатического сердечного рефлекса: болевые рецепторы, чувствительные волокна тройничного нерва, вставочные клетки ретикулярной формации, нисходящий ретикулоспинальный тракт, симпатические центры в боковых рогах в верхних, грудных сегментах, симпатический нерв (преганглионарное и постганглионарное волокна), сердце. Подпишите части дуги, укажите силу воздействия, необходимую для включения рефлекса, обозначьте расположение ганглия и медиатор на органе. Отметьте испытуемых, у которых проявился симпатический рефлекс. Назовите отдел гипоталамуса, усиливающий симпатические рефлексы.

Сделайте вывод о роли вегетативных центров в регуляции деятельности сердца, объясните механизм изменения частоты сердечных сокращений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.