Учебно-методическое пособие к занятию 2.
Стоматологический факультет, 1 курс
Раздел «Физиология центральной нервной системы»
Учебно-методическое пособие к занятию 2.
Тема занятия:Частная физиология ЦНС. Механизмы регуляции тонуса мышц. Характеристика тонических рефлексов. Роль отделов головного мозга в регуляции движений.
Цели занятия:изучить функции спинного и головного мозга, механизмы регуляции тонуса мышц, позы и движений, познакомиться давать физиологическое обоснование нарушениям двигательных функций.
Медицинское значение: Взаимодействие человека с окружающей средой обеспечивают движения. В формировании движений участвуют двигательные центры спинного мозга и все отделы головного мозга. Взаимодействие центров всех уровней мозга строится на основе принципа субординации, который определяет иерархию взаимоотношений, то есть подчинение низших центров высшим. В иерархии отражается постепенное усовершенствование двигательных функций в процессе эволюции. В соответствии с принципом общего конечного пути самыми низшими центрами в двигательной системе, которые выполняет команды всех остальных, являются моторные центры передних рогов спинного мозга и двигательные ядра черепномозговых нервов. Функциональное разнообразие нейронов спинного мозга и ствола, многочисленные прямые и обратные, сегментарные и межсегментарные, восходящие и нисходящие связи двигательных центров создают условия для их рефлекторной деятельности и позволяют реализовать разнообразные соматические рефлексы. Центры спинного мозга и двигательные ядра ствола - это общийконечныйпуть в иерархии структур, обеспечивающих формирование тонуса скелетных мышц, позы человека и движения. На каждом двигательном центре конвергируют различные сигналы: от рецепторов, из других центров спинного мозга и ствола, от двигательных центров всех отделов головного мозга. Взаимодействие этих сигналов, их облегчение или окклюзия, реципрокные взаимоотношения обеспечивают координацию двигательной деятельности.
Структуры головного мозга обеспечивают два вида двигательных функций: поддержание позы и формирование собственно движений. Реализацию этих функций осуществляют произвольные и рефлекторные механизмы. Действие произвольных (сознательных) механизмов связано с активностью коры больших полушарий. Подкорковые центры управляют рефлекторной фазной и тонической деятельностью.
В клинической практике широко используются данные о том, как функционируют в норме различные структуры, обеспечивающие движения. Сложность строения и функций двигательной системы обусловливает большое многообразие клинических проявлений нарушений ее деятельности. Внешние признаки расстройства движений называют симптомами. Условия возникновения, динамика их развития позволяют определить расположение патологического очага и степень поражения участка двигательной системы. Например, при полном отделении спинного мозга от головного возникает спинальный шок, во время которого рефлекторная деятельность спинного мозга прекращается, что приводит к исчезновению движений. Паралич движений и исчезновение тонуса мышц имеет место при повреждении передних корешков спинного мозга.
Для оценки функционального состояния центров ствола и спинного мозга проверяют миотатические рефлексы - Т-рефлексы, которые получают, постукивая неврологическим молоточком по сухожилию расслабленной мышцы.
С помощью метода электромиографии регистрируют ответы мышцы на раздражение смешанного нерва электрическим током. В челюстно-лицевой области электромиографию применяют для исследования мимических и жевательных мышц. Раздражая через кожу лицевой или тройничный нервы, изучают латентное время орбикулярного и мандибулярного рефлексов, Н и М ответы мимических и жевательных мышц, ассиметрию электрической активности справа и слева. Первыми формируются Н-ответы. Они возникают при активации более возбудимых афферентных волокон смешанных нервов. М-ответы появляются позже при возбуждении эфферентных волокон. Патологические изменения двигательной активности мышц челюстно-лицевой области связаны либо с нарушением деятельности ядер и путей различных черепно-мозговых нервов, либо вызваны расстройством нисходящего контроля их активности.
Для достижения поставленной цели необходимо самостоятельно:
Повторить:
1. Анатомическое и гистологическое строение спинного мозга и отделов головного мозга.
2. Анатомию восходящих и нисходящих путей спинного мозга и отделов головного мозга.
Изучить литературу:
Основную:
1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина. –1998. – Т. 1. – С. 117-123, 132, 134-165, 172-206.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 112-156, 466-468, 472-473.
3. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 98-102, 106-111.
Дополнительную:
1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 2. – С. 12-54.
2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – Т. 1. – С. 88-129.
3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем /Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – С. 470-497.
В результате подготовки к занятию необходимо:
Знать:
1. Строение и функции спинного мозга. Виды нейронов и нервных центров, их расположение и функции. Принципы сегментарности и межсегментарности в работе спинного мозга.
2. Характеристику рефлекторного принципа деятельности спинного мозга. Виды спинальных соматических и вегетативных рефлексов. Функции передних и задних корешков спинного мозга. Физиологическое обоснование нарушения рефлексов при повреждении корешков.
3. Спинальные механизмы регуляции тонуса скелетных мышц и фазных движений: функциональные особенности проприорецепторов, функции a и g - мотонейронов, значение миотатических рефлексов и рефлексов с рецепторов сухожилий.
4. Понятие о межсегментарных рефлексах и автоматических двигательных программах спинного мозга (на примере шагательного рефлекса).
5. Характеристику проводниковых функций спинного мозга: локализацию, строение и функции восходящих и нисходящих путей. Характеристику спинальных животных. Понятие о спинальном шоке.
6. Клинически важные спинальные рефлексы человека. Понятие о Т рефлексах, М- и Н- ответах.
7. Морфофункциональную характеристику отделов головного мозга:
· функции интегративных центров и проводящих путей ствола мозга. Функции ядер черепномозговых нервов. Значение тригеминального комплекса ядер в регуляции моторной функции челюстно-лицевой области.
· Функции таламуса, мозжечка, базальных ядер, коры больших полушарий.
8. Супраспинальные механизмы регуляции тонуса мышц и движений:
· Характеристику влияний вестибулярных, красных и ретикулярных ядер ствола на тонус сгибателей и разгибателей. Виды, динамику организации и биологическое значение статических и статокинетических рефлексов. Роль вестибулярных ядер и красных ядер в их формировании. Механизмы децеребрационной ригидности.
· Динамику формирования и значение ориентировочных рефлексов.
· Характеристику афферентных и эфферентных связей мозжечка. Роль мозжечка в перераспределении тонуса мышц, формировании фазных движений и организации двигательных программ.
· Афферентные и эфферентные связи базальных ядер. Значение базальных ядер в формировании позы и сложных двигательных актов, в реализации двигательных программ.
· Характеристику двигательных функций коры больших полушарий. Афферентные и эфферентные связи двигательных центров коры больших полушарий, функции пирамидной системы мозга, понятие о двигательных колонках. Функции экстрапирамидной системы мозга, её значение в регуляции тонуса мышц и фазных движений. Роль ассоциативных зон коры в формировании движений.
9. Характеристику восходящих влияний ретикулярной формации и их роль в обеспечении целостной деятельности.
10. Характеристику основных принципов координации деятельности центров: облегчения, окклюзии, реципрокности, общего конечного пути, обратной связи.
11. Физиологическое обоснование нарушений тонуса и движений при повреждении супраспинальных центров.
Уметь:
1. Рисовать: срез спинного мозга с обозначением локализации нервных центров и проводящих путей, схемы проводящих путей, схемы рефлекторных дуг стволовых и спинномозговых соматических рефлексов, схему спинальных механизмов регуляции тонуса мышц.
2. Формулировать определения всех изучаемых понятий, функции отделов мозга.
3. Объяснять спинальные и супраспинальные механизмы регуляции тонуса мышц.
4. Использовать знания о закономерностях изученных механизмов при ответах на тестовые задания, решении ситуационных задач, обсуждении результатов опытов.
При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:
1. Нарисуйте поперечный срез спинного мозга с обозначением передних и задних корешков, передних, задних, боковых рогов и укажите локализацию нервных центров в сером веществе (рис. 1, 2).
2. Нарисуйте на поперечном срезе спинного мозга расположение восходящих и нисходящих проводящих путей. Укажите их названия и функции (рис. 3, 4, 9, 10, 11).
3. Изобразите схему спинальных механизмов регуляции мышечного тонуса (рис. 5). Используйте яркие цвета для активирующих влияний и тёмные для тормозящих. Как изменится тонус скелетных мышц: при активации γ мотонейронов; при повреждении передних корешков; при повреждении задних корешков, при формировании спинального шока?
4. Внесите в таблицу данные о центрах, проводящих путях и функциях ствола мозга (рис. 6, 7, 8, 13-16).
Таблица 1. Рефлекторные и проводниковые функции отделов ствола мозга
Продолговатый мозг
| Варолиев мост
| Средний мозг
|
|
|
|
5. Внесите в таблицу информацию о двигательных функциях таламуса, мозжечка, базальных ядер, коры больших полушарий (КБП) (рис. 11, 12). Выберите из приведенного ниже списка и занесите в таблицу основные симптомы повреждения мозжечка, КБП, базальных ганглиев: тремор во время движений, тремор в покое, отсутствие произвольных движений, гипокинезия, гиперрефлексия, ригидность мышц лица, гипертония, гипертрофия, гипотония, атония.
Таблица 2. Двигательные функции высших отделов головного мозга
Таламус
| Мозжечок
| Базальные ядра
| КБП
|
|
|
|
| Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:
См. приложение 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|